Урок. Составление аннотации к прочитанной книге


Урок 21
Класс 8А
Дата
Тема: Развитие речи. Составление аннотации к прочитанной книге
Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;
Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;
– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
диагностические карточки; выставка книг.
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Подготовительный этап.
Целеполагание.
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.
Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).
- Кто написал без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.
- Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)
- Определите тему урока.
- Запишите название темы в тетрадь
-Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).
III.Работа по теме урока.
1)Мотивация необходимости знаний по данной теме.
- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.
2)Подготовка к восприятию нового материала.
- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?
- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.
- Предположите, что означает слово «аннотация».
(Аннотация – короткая характеристика книги.)
- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.
- Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению.
- Ка догадались, что это аннотация?
- Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.
4)Аналитическое чтение аннотации.
- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)
№1
ДЕНИС ФОНВИЗИН
Аннотации к книге
«Недоросль» — шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России — крепостное право и общественное невежество. Крепостное право давно отменено, а вот невежество... «Не хочу учиться, хочу жениться», — заявляет недоросль по имени Митрофанушка, сын помещиков Простаковых. Воспитание превращает подростка в жестокое и ленивое существо. «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» — скорее не вопрос, а горькое сожаление о судьбе России. И все было бы печально, если бы... не было так смешно!
№2
Одиннадцатилетний мальчик-сирота Гарри Поттер живет в семье своей тетки и даже не подозревает, что он - настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри Поттера изменяется навсегда. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства, выясняет правду о загадочной смерти своих родителей, а в результате ему удается раскрыть секрет философского камня.
№3
Сказочная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен об удивительной девочке Пеппи Длинныйчулок, которая обладает исполинской силой. Ей ничего не стоит пронести лошадь и побороть силача с мировым именем. Но главное - Пеппи умеет дружить. Если кто-то нуждается в ее бескорыстном участии, она, не задумываясь, придет на помощь. Слово учителя:
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.
Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности изложения.
При написании дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации для получения своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.
Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
 
Внимание! Текст аннотации не стандартизирован в отличие от библиографического описания. Аннотация отражает:
Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором.
Метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников).
Принадлежность автора к определенной научной школе или направлению.
Структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора.
Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.
Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.
IV. Физминутка для глаз.
6) Составление аннотации к любимой книге.
- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:
1.Писатель….. рассказывает о ……..
2.Удивительные события происходят в книге………
3.Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
4.Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………
- Но вы можете самостоятельно составить план своей анотации.
V. Итог урока
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
1.Аннотация – это …
а) краткий пересказ содержания;
б) подробное изложение текста.
2.Какие сведения может содержать аннотация?
а) сведения об авторе;
б) иллюстрации к произведению;
в) краткое содержание;
г) перечень всех героев произведения;
д) тема книги.
VI.Рефлексия.
- Что Вам понравилось на уроке?
- Что оказалось трудным?
VII.Домашнее задание.
Написать