Программа внеурочной деятельности Я — пешеход и пассажир.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе: Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Рабочая программа курса составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ «СОШ №21» г. Славгорода, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Я — пешеход и пассажир».
Общая характеристика факультатива.
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место факультатива в учебном плане.
Факультатив «Я – пешеход и пассажир» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №21», рассчитан на 33 ч в 1 классе и 35 ч с 2 – 4 классы, 1ч занятий в неделю. Общее количество часов — 138 ч.
Особенности содержания.
Программа построена с учетом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
Формы представления результатов
Формы контроля в рамках программы:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
Формы проведения итогов реализации программы:
Выставки
Праздники.
Театрализованные представления.
Соревнования.
Конкурсы.
Способы контроля результативности
Запланированные в программе результаты Форма контроля.
1. Основные части улицы и дороги.
2.Общие правила ориентации.
3.Дорожные знаки.
4.Правила перехода улиц и дорог.
5.Где и как можно кататься на велосипеде.
6.Светофоры. Викторина
Собеседование
Настольные игры
Подвижные сюжетно-ролевые игры
Игра-тренировка
Используемая в тексте программы система условных обозначений
Э – экскурсия, И - урок – игра, П - практическая работа, Д – диспут, Т – теоретическое занятие .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание тем курса
№
п/п Название разделов курса Форма внеурочной деятельности Количество часов
1 класс (33 ч)
1 Ориентировка в окружающем мире
Экскурсии, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, соревнования, поисковые и научные исследования. 13
2 Ты — пешеход
10
3 Ты — пассажир 10
2 класс (35 ч)
4 Ориентировка в окружающем мире
Экскурсии, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, соревнования, поисковые и научные исследования. 14
5 Ты — пешеход
10
6 Ты — пассажир 11
3 класс (35 ч)
7 Ориентировка в окружающем мире
Экскурсии, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, соревнования, поисковые и научные исследования. 14
8 Ты — пешеход
10
9 Ты — пассажир 11
4 класс (35 ч)
10 Ориентировка в окружающем мире
Экскурсии, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, соревнования, поисковые и научные исследования. 14
11 Ты — пешеход
10
12 Ты — пассажир 11
Календарно – тематическое планирование
№ п/пТема Всего
часов Формы внеурочной деятельности Дата проведения
планируемая фактическая
1 класс
Ориентировка в окружающем мире (13 ч)
1 На чём люди ездят 1 И 2 Близко – далеко, быстро – медленно 1 П3 Чему нас учат правила дорожного движения 1 Т 4 Мы идем по улице (экскурсия) 1 Э 5 Какие бывают дороги 1 Т 6 Какие бывают дороги 1 Т 7 Где мы будем играть 1 П8 Дорога за городом 1 Т 9 Светофоры 1 Э 10 Светофоры 1 П11 Дорожные знаки 1 П12 Дорожные знаки 1 П13 Дорожные знаки 1 И Ты — пешеход (10 ч)
14 Дорожные знаки 1 Т 15 Пешеходный переход 1 Э 16 Пешеходный переход 1 И 17 Нас увидят в сумерках. 1 Т 18 Мы переходим улицу 1 Э 19 Мы переходим улицу 1 И 20 Перекресток. 1 И 21 Сигналы машин 1 П22 Остановка транспорта 1 П23 Мы - пассажиры 1 ПТы — пассажир (10 ч)
24 Мы - пассажиры 1 И 25 Мы едем в гости 1 И 26 Опасные ситуации 1 Т 27 Опасные ситуации. 1 Т 28 Опасные ситуации. 1 Т 29 Несчастный случай 1 Т 30 Что мы теперь знаем 1 И 31 Практические занятия по ПДД. Правила поездки в транспортном средстве. 1 П32 Практические занятия по ПДД. Учимся садиться в автобус. 1 П33 Практические занятия по ПДД. Правильно выходим из автобуса и переходим дорогу. 1 П2 класс (35 ч)
Ориентировка в окружающем мире (14 ч)
1 О транспорте 1 Т 2 О транспорте 1 Т 3 Дорога 1 Т 4 Дорога 1 Т 5 Дорога 1 П6 Дорога за городом 1 П7 Части дороги 1 П8 Части дороги 1 П9 Дорожные знаки 1 П10 Дорожные знаки 1 И 11 Внимание! Опасность! 1 И 12 Внимание! Опасность! 1 И 13 Внимание! Опасность! 1 И 14 Внимание! Опасность! 1 П Ты — пешеход (10 ч)
15 Мы здесь живём 1 Т 16 Будем уважать людей! 1 Т 17 Мы — пешеходы 1 Т 18 Мы — пешеходы 1 Т 19 Мы — пешеходы 1 И 20 Мы — пешеходы 1 П21 Мы — пешеходы 1 Т 22 Мы — пешеходы 1 И 23 Перекрёсток 1 Э 24 Перекрёсток 1 ПТы — пассажир (11 ч)
25 Регулировщик 1 Т 26 Регулировщик 1 И 27 Мы — пассажиры 1 Т 28 Мы — пассажиры 1 Т 29 Мы — пассажиры 1 П30 Будем уважать водителей 1 Т 31 Мы едем на машине 1 Т 32 Мы покупаем велосипед 1 Т 33 Мы покупаем велосипед 1 П34 Проверим себя 1 И 35 Проверим себя 1 И 3 класс (35 ч)
Ориентировка в окружающем мире (14 ч)
1 Будь осторожным. О безопасном поведении на дорогах. 1 Т 2 Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? 1 Т 3 Виды транспорта. О транспорте. 1 Т 4 Виды транспорта. 1 Т 5 Виды транспорта. Спецтранспорт. 1 И 6 Виды транспорта. Пассажирский транспорт. 1 П7 Дорога и ее части. Дорога в городе. Дорога за городом. 1 Т 8 Какие бывают дороги. 1 Э 9 Дорожное движение. 1 Т 10 Перекресток. Автомагистраль. 1 Т 11 Дорожные знаки. 1 И 12 Дорожные знаки. 1 П13 Дорожные знаки. 1 П14 Регулировщик. Сигналы регулировщика. 1 П Ты — пешеход (10 ч)
15 Правила для пешеходов 1 Т 16 Правила для пешеходов 1 Т 17 Правила для пешеходов 1 Т 18 Правила для пешеходов 1 Т 19 Правила для пешеходов 1 П20 Населённый пункт. 1 И 21 Движение на загородной дороге. 1 Т 22 Внимание! Железнодорожный переезд. 1 Э 23 Движение в трудных условиях 1 Т 24 Жилая зона 1 И Ты — пассажир (11 ч)
25 Мы ориентируемся на местности. Класс идет на экскурсию 1 Э 26 Мы ориентируемся на местности. 1 И 27 Труд водителя 1 Т 28 Труд водителя 1 П29 Что такое тормозной путь 1 Т 30 Световые сигналы автомобиля 1 Т 31 Случай на дороге 1 П32 В метро 1 Т 33 Проверим себя 1 П34 Проверим себя 1 И 35 Проверим себя 1 И 4 класс (35 ч)
Ориентировка в окружающем мире (14 ч)
1 Будем себя беречь 1 Т 2 Будем себя беречь 1 Т 3 Транспорт. Пассажирский транспорт 1 Т 4 Транспорт. Грузовой транспорт 1 Т 5 Транспорт. Общественный и личный транспорт 1 Т 6 Транспорт. Электротранспорт 1 Т 7 Правила дорожного движения 1 И 8 Дорожно-транспортные происшествия 1 Т 9 Дорожные знаки 1 Т 10 Дорожные знаки 1 И 11 Дорога. Элементы дороги 1 Э 12 Дорога. Дорожная разметка 1 Т 13 Движение транспорта 1 И 14 Движение транспорта 1 ПТы — пешеход (10 ч)
15 Как перевозят людей 1 Т 16 Как перевозят людей 1 Т 17 Рядом с железной дорогой 1 Т 18 Населённый пункт 1 И 19 Сигналы водителей, светофора и регулировщика 1 П20 Сигналы водителей, светофора и регулировщика 1 П21 Сигналы водителей, светофора и регулировщика 1 П22 Сигналы водителей, светофора и регулировщика 1 И 23 Опасный случай 1 Т 24 Опасный случай 1 ПТы — пассажир (11 ч)
25 Необычные пешеходы и водители 1 Т 26 Необычные пешеходы и водители 1 Т 27 Мы изучаем свой район 1 Э 28 Мы изучаем свой район 1 Т 29 Мы изучаем свой район 1 Т 30 Мы изучаем свой район 1 П31 Проверим себя 1 И 32 Проверим себя 1 П33 Проверим себя 1 П34 Экскурсия. 1 Э 35 Проверим себя. 1 Э Лист внесения изменений
Дата проведения урока планируемая Дата проведения урока фактическая Тема урока Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина)
Материально - техническое и учебно - методическое обеспечениеСборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Правила дорожного движения. 1 – 4 классы: занимательные занятия/ авт.-сост. С.О. Жатин.-Волгоград: Учитель, 2012.
Техническое обеспечение занятий:
- учебно-наглядные пособия;
- «городок безопасности» на территории «Лицей №17»;
- ТСО (магнитофон, компьютер, интерактивная доска,DVD-плеер и т.д.).