Занятие для дошкольников с элементами исследовательской деятельности Пятый океан


Обособленное структурное подразделение дополнительного образования детей
Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28»
Конспект открытого экологического занятия
с элементами исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
на тему: «Обыкновенное чудо».
(Воздух и его свойства)
Подготовила занятие:
педагог дополнительного образования:
Мелехина Наталья Владимировна
Астрахань 2013
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знания о воздухе.
Задачи:
- дать элементарные знания детям о воздухе,
- научить определять способы его обнаружения,
- познакомить со свойствами воздуха,
- подвести детей к суждениям, умозаключениям.
- развивать любознательность, интерес к учению, наблюдательность, речь;
- воспитывать любовь к окружающему миру, природе, к своему здоровью.
Материал:
-воздушный шар
-письмо
- прозрачные пакеты
- игрушки
- баночки с чесноком, луком
-пластиковые стаканчики
- карточки (нос, рука, глаз, )-мыльные пузыри
- аудифон « Прогула в лесу»
- жетоны
-бумажные елочки
-желтый фон
Ход занятия:
I Доброе утро, дети! Очень рада вас всех видеть! Вы готовы к занятию?
Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмёмИ к сердечку поднесём.
II В комнате появляется воздушный шарик с письмом. Открываю конверт и читаю письмо:
Я воздушный легкий шарик
Прилетел издалека.
А послал меня — кудесник,
Друг мой старый и волшебник.
Кто загадку отгадает,
Тот и другом его станет.
 Чем мы с вами дышим? (воздухом)
Скажите, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь? (о воздухе). Правильно, воздух очень необходим нам. Пока мы дышим – мы живем. Мы настолько привыкли к нему, что не обращаем внимание. Но воздух очень необычен. Как вы думаете, есть ли у воздуха свои секреты. Проверим.
Сегодня мы о нем будем не только говорить, но и экспериментировать. За некоторыми экспериментами вы будете наблюдать, а некоторые проводить сами. Перед вами стоит такая задача: нужно постараться с помощью экспериментов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
А это предметы, которые нам понадобятся для экспериментов.
III Ребята, как вы думаете, почему шарик называют
« воздушным»? (внутри воздух)
Как он туда попал? (через рот)
Что же происходит? - воздух проходит через нос и рот, попадает в наш организм, а потом выходит обратно. Покажем, как это происходит.
Наблюдение №1
Воздух находится вокруг нас. Попробуем разглядеть его. Видим или нет? (Воздух – невидимка). Воздух невидимый, это первый секрет. Ученые говорят про него , что он бесцветный и прозрачный. Проведем эксперимент.
Ребята, посмотрите, что в пакете? ( игрушки). Скажите, какого они цвета. Попробуем сквозь них разглядеть предметы. Не получается. Высыпаем содержимое. Что в пакете осталось? (ничего)
Давайте проверим. Скрутим пакет со стороны отверстия (по мере скручивания он надувается и становится выпуклым).
Пакет надулся и стал похож на шарик? (В пакете есть воздух.) Мы его не видим, но он есть. Можем ли мы определить цвет? Можем ли мы видеть сквозь него? Какой можно сделать вывод? (Воздух прозрачный и не имеет цвета).
Итак: воздух увидеть нельзя.
Обозначим карточкой : «глаза»
Я вам предлагаю самим поймать воздух в пакет.
Наблюдение №2
Чем может пахнуть воздух?- после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ученые говорят, что воздух не имеет запаха, это второй секрет.
Предлагаю в этом убедиться. ( Работа в паре)
Перед вами стаканчики, как вы думаете, что в них есть? (воздух). Понюхайте воздух. (ничем не пахнет)
Я раздам вам баночки, в одних были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Какой можно сделать вывод? (запахи есть у предметов, а чистый воздух не пахнет)
Итак: воздух – ничем не пахнет.
Обозначим карточкой: «нос»
Скажите, какие предметы имеют запах?
Наблюдение №3
Раскроем следующий секрет. Ребята попробуйте взять воздух в руки. Не получается, вернее мы не ощущаем его. Но когда воздух движется его можно ощутить. Помашите рукой у лица, что ощущаете?
-А теперь подуйте на руку, что чувствуете?
-Вывод: эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки.
Когда мы можем почувствовать движение воздуха? (когда дует ветер, вентилятор)
Итак: воздух можно ощущать.
Обозначим карточкой : «рука»
IV ИграА теперь я предлагаю поиграть в игру. Что я держу в руках? (мыльные пузыри) Что бы они появились, нам поможет воздух.
V Закрепление.
Ребята, а шарик наш с сюрпризом
Лопаем шарик, а там загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Воздух.)
VI Значение воздуха в природе.Ребята, воздух очень необходим всему живому на земле: людям, птицам, животным и даже рыбам, они тоже дышат в воде. Самый чистый воздух там, где много деревьев, и нет машин, заводов. Дым от пожаров также загрязняет воздух, поэтому нам надо сажать больше растений, деревьев и кустов, потому что деревья забирают углекислый газ, а дают нам кислород. Как вы думаете, где чище воздух в лесу или в городе? Почему? Сейчас мы с вами побываем в лесу (аудиофон « Лесной ручей»)
А как вы думаете, что делать, чтобы у нас в классе был свежий воздух? (Варианты ответов детей.)
 Правильно, помещение обязательно надо проветривать. Нужны комнатные растения.
Надо больше находиться на свежем воздухе, чаще проветривать помещение, а также сажать деревья, нельзя вырубать деревья, тогда наши органы будут хорошо работать, т.к. через кровь к ним будет поступать кислород.
VII Творческая работа.
В нашем саду мы посадим деревья. ( Дети приклеивают бумажные елочки к иллюстрации.
VIII Итог.
Дети, подведем итог, что мы узнали нового про воздух? (воздух – не имеет запаха, воздух – бесцветный и прозрачный, воздух можно ощущать, воздух есть повсюду на Земле) Ребята, существуют и другие свойства воздуха, с родителями вы можете найти информацию и провести эксперименты дома. А потом расскажите нам.
IX Самооценка.
Ребята, оцените сегодняшнюю работу. (Предлагаю детям жетоны) Если вы довольны своей работой, покажите мне желтый жетон, если нет, то синий.
Занятие окончено! До свидания!
Раздать детям воздушные шары.