Открытый урок Тема родины в лирике М.И.Цветаевой (ФГОС)
Тема родины в лирике М.И.Цветаевой
Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты стихотворений М.И.Цветаевой.
Ход урока
Вступительное слово учителя, определение цели и задач урока:
- Цель: выявить особенности образа Родины в лирике М.Цветаевой;
- Задачи: 1) познакомиться с биографией поэта;
2) повторить изобразительно-выразительные средства поэтической речи;
3) проанализировать стихотворения М. Цветаевой 1916-1934 г.г. в
единстве формы и содержания;
4) подготовиться к написанию сочинения.
2. Проверка домашнего задания: индивидуальные задания (сообщения по биографии М.И.Цветаевой – 2 человека), задание для всего класса – повторить определения изобразительно-выразительных средств поэтической речи.
Устный опрос
Выступления учащихся с устными сообщениями на тему: «Жизнь и судьба поэта М.И.Цветаевой» (по 3-5 минут). Тексты слайдов №№ 2, 3, 14, 16, 17, 18.
Письменный опрос
Тезаурус (словарь терминов). Учитель читает определения изобразительно-выразительных средств, учащиеся записывают определения в тетрадях. Термины: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, риторические фигуры, анафора, эпифора, градация, гипербола, олицетворение. Взаимопроверка тезауруса (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность записи терминов). Приложение 1.
3. Выразительное чтение стихотворений (по желанию учащихся). Выбор стихотворений для анализа из предложенного списка. (Приложение 2).
4. Работа в мини-группах: учащиеся анализируют стихотворения М.И.Цветаевой по предложенному плану (Приложение 2). Анализ стихотворения записывается в рабочих тетрадях. Затем представители групп зачитывают анализы стихотворений, остальные учащиеся слушают, комментируют, оценивают. Тексты слайдов №№ 9,10,11,12,21,27,28.
1
5. Аналитическая беседа: учащиеся отвечают на вопросы по анализам стихотворений.
Какие изобразительно-выразительные средства являются ведущими в лирике М. Цветаевой?
В чем особенность поэтического синтаксиса в лирике М.Цветаевой?
Какова роль приема умолчания в стихотворениях М.Цветаевой?
Как меняется образ России в стихотворениях М.Цветаевой разных периодов?
6. Обобщение: тексты слайдов №№ 23, 29, 30.
7. Рефлексия: учитель просит учащихся продолжить одним словом фразу: «Для поэта Марины Ивановны Цветаевой Родина – это …» . Ответы учащихся.
8. Домашнее задание: написать сочинение-отклик по одному стихотворению М.И.Цветаевой.
Использованные ресурсы
М.Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. Том первый. – М.: Эллис Лак, 1994.
М.Цветаева. Стихотворения, поэмы. – М.: Правда, 1991.
М.Цветаева. Портрет: www.bing.com/images: 0024-028[1]
М.Цветаева. Портрет 1924 г.: www. bing.com/images: 0020-024[1]
М.Цветаева. Портрет 1941 г.: www. bing.com/images: thCA1NFHVO
М.Цветаева. Портрет 1935 г.: www.bing.com/images: thCA2Z3HUR
Г.Эфрон. Портрет 1934 г.: www.bing.com/images: efron georgy 01[1]
М.Цветаева с сыном: www.bing.com/images: 1930 Mur 2[1]
Рябина. Изображения: www.bing.com/images: thCA2V42GI
Храм Покрова пресвятой богородицы: www.bing.com/images: 302[1]
Иконостас Храма Покрова пресвятой богородицы: www.bing.com/images: thCAGOKATGКисть рябины: www.bing.com/images: thCAPRO63F
Березовый лес: www.lenagold.ru: tree112[1]
Лес: www.lenagold.ru: tree116[1]
Лесные ягоды: www.lenagold.ru: tree98[1]
2
Приложение 1
ТЕЗАУРУС (словарь терминов)
Эпитет – образное определение. Например: «сладчайший недуг», «червонное сердце».
Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова. Например: «Мальчиком, бегущим резво, я предстала вам».
Сравнение – образное сопоставление двух предметов, явлений. Например : «Моим стихам, как драгоценным винам…».
Антитеза – противопоставление предметов, явлений. Например: «Вы, сопреступники! – Вы, нежные учителя!».
Риторические фигуры - синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтической речи. Например: обращение «Други мои, не будите его…», восклицание «Я знаю правду!», вопрос «Твои тебя читали ль?».
Градация - особое построение поэтической фразы, основанное на последовательном усилении признака или свойства предмета, явления. Например: «Письмо в бесконечность. – Письмо в беспредельность. – Письмо в пустоту».
Анафора - одинаковое начало фраз. Например: «Мне нравится, что вы больны не мной/ Мне нравится, что я больна не вами.»Эпифора - одинаковая концовка фраз. Например: «Привычные к степям – глаза/Привычные к слезам – глаза».
Гипербола – образное преувеличение. Например: «На груди у меня – мертвой грудою – целый город, сошедший с ума».
Олицетворение – наделение неживой природы человеческими качествами. Например: «Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шел…»
3
Приложение 2
СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА
(тема Родины в лирике М.И.Цветаевой)
«Стихи о Москве» (1916 год)
«Облака – вокруг…»
«Из рук моих – нерукотворный град…»
«Мимо ночных башен…»
«Настанет день – печальный, говорят!...»«Над городом, отвергнутым Петром…»
«Над синевою подмосковных рощ…»
«Семь холмов – как семь колоколов…»
«Москва! Какой огромный…»
«Красною кистью…»
Стихотворения 30-х годов
Страна (1931)
« Стихи к сыну» (1932-1935 г.г.)
«Ни к городу и ни к селу…»
«Наша совесть – не ваша совесть!...»«Не быть тебе нулем…»
Родина
«Никуда не уехали – ты да я…»
Тоска по родине (1934)
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
История создания стихотворения или поэтического цикла
Тема стихотворения
Поэтические образы в стихотворении
Образ лирического героя (героини) стихотворения
Особенности поэтической речи (изобразительно-выразительные языковые средства)
Ведущие средства создания образов лирического стихотворения
Особенности авторской поэтической стилистики
Впечатление от стихотворения (читательское восприятие)
4