Проект урока в 7 классе.Тема родины в лирике Лермонтова.
Тема патриотизма в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»:
понятие «род» и «родина» в стихотворении
М. Ю. Лермонтова.
САПУНОВА МАРИНА ВЕНИАМИНОВНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 13» города Ульяновска
Триединые цели
Создать условия для формирования познавательных умений и навыков в процессе исследовательской работы:
- умения ориентироваться в информационном пространстве;
- умения самостоятельно систематизировать свои знания;
- умения критически мыслить.
Создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для принятия и сохранения учебной задачи и планирования действий в соответствии с учебной задачей.
Совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, совершенствование умения самостоятельно подбирать необходимый для исследования материал.
Создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности
Воспитание интереса к культуре и истории своего Отечества, интереса к жизни народов других стран, воспитание интереса к истории русской литературы.
Формирование УУД
1. ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение определять для себя значимость изучаемого материала
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1.сопоставлять, перерабатывать информацию для решения предметных учебных задач для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (устное выступление о самостоятельно проведённом исследовании)
Выполнять универсальные логические действия:
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выстраивать логическую цепь рассуждений;
3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы)
Методы и педагогические приёмы:
проблемно-поисковые,
метод самостоятельной работы.
Оборудование
2. Мультимедийные слайды ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Запись на доске
... и ... в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина»
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя и целеполагание
II. Определение темы урока.
Прочитайте тему урока, которая записана на доске.
В чём особенность записи?
Как вы думаете, почему такая запись?
Эта тема новая для изучения? Если нет, что вам уже знакомо?
тема
Что предстоит сделать? Что уже было сделано?
Что знаете по этой теме?
(На предыдущем уроке мы прочитали стихотворение, поделились впечатлениями, нашли слова и выражения, которые нам не совсем понятны, и определили этапы исследовательской деятельности, которую необходимо проделать, чтобы понять это произведение глубже)
Цель
Поделиться результатами исследовательской работы; Связать полученные сведения с текстом, что глубже понять стихотворение (Поделиться результатами исследований, проведённых дома, и сделать обобщающие выводы о стихотворении «Родина»)
Приготовить материал для творческой работы( стендовый доклад)
Запишите тему в тетради.
Как вы думаете, что мы можем получить в конце урока, каким должен быть результат? Есть версии? Если нет, то вернёмся к этому в конце урока. (Принимаются любые варианты, если они связаны с тем, о чём мы будем говорить на уроке).
Сразу начертим в тетради табличку, сегодня она будет состоять только из двух частей. В первой графе мы запишем то, что для нас осталось непонятным, или то, что нас заинтересовало, о чём мы хотели бы узнать подробнее.
Во второй графе каждый для себя запишет, что он планирует сделать дома.
?
==
2. Работа с текстом.
Ещё раз прочитаем стихотворение
С чего бы вы начали анализ этого произведения?
Предлагаю начать анализ с композиции (строения произведения) ИССЛЕДОВАНИЕ – корень «СЛЕД» - приём «вслед за автором»
Читаем первую строку
Люблю отчизну я, но странною любовью.
О чём говорится в первой части?
1 часть
2 часть
Причины, почему лирический герой считает любовь «странной»:
Ни слава предков,
Ни доверие к своим предкам,
Ни предания старины - ничто не может объяснить его чувство любви к родине
Давайте разберёмся, что имеет в виду лирический герой, говоря о преданиях «тёмной старины». Вы провели дома исследование, давайте поделимся результатами работы. (Ученики сообщают о результатах своей исследовательской работы)
Выразительное чтение баллады о Томасе Рифмаче в переводе Маршака
Если обобщить сказанное, какой вывод можно сделать?
В первой части говорится о любви к своему роду, о гордости за своих предков
1 часть
Род Семья Клан Фамилия
Для кого-то любовь к Родине – это любовь к своей семье, к своему роду. Разве это неправильно или плохо? Нет, конечно. Каждый человек может гордиться историей своей семьи, связанной с историей страны. А для человека дворянского круга в 19 веке гордость за своих предков была очень естественна, органична. А вот для лирического героя Лермонтова не это важно, хотя он не меньше других горд историей своего рода.
А может, мы ошибаемся и это не так? Можно ли это доказать?
Заветные преданья (словарная работа)
ЗАВЕТНЫЙ
ЗАВЕТНЫЙ
ЗАВЕ
·ТНЫЙ, заветная, заветное (книжн.).
1. Любимый, дорогой, свято хранимый. Заветные мечты. Заветные желания. «Затяните песенку, песенку заветную.» Пушкин.
2. Скрываемый, известный немногим, секретный. Заветный клад. «В дружеском, заветном разговоре.» Пушкин.
3. Завещанный, унаследованный ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Дедушкино заветное кресло.
4. Запретный ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). «На берегу заветных вод (пограничных) цветут богатые станицы.»
·Пушкин.
Синонимы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 часть описание всего, что видит герой вокруг себя. Образ родины, картина
Молчание степей
Широкие реки
Безбрежные леса
Дрожащие огни деревень и т.д.
И все. Почему?
( не нужно объяснять, что дорого и почему дорого. Разве можно объяснить любовь?)
Родина Отчизна Отечество
Давайте вернёмся к теме урока.....
как вы её записали и почему, у кого нет вариантов?
А что объединяет две эти части : слово «ЛЮБЛЮ»
Обобщим сказанное.Любовь к Родине складывается и из любви к своей семье и из любви к своей земле, своему народу
Ещё раз прочитаем стихотворение
Презентация о России
Рефлексия, заполните таблицу. Оцените себя по тем пунктам, которые мы определили для самооценки.
Что нового узнали на уроке?
Какое задание показалось самым сложным? А какое самым интересным?
?
==
Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана. В верхней части стенда крепится название работы (840 Ч100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.
Требования к стендовому докладу
Наглядность. Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.
Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.
Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада
Цели и задачи работы.
Описание сделанного в процессе исследования.
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
Основные результаты и выводы.
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Д/З. Приготовить материал для стендового доклада
Технология: Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМ)
мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
1 этап: в стадия вызова
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
2 этап : стадия осмысления новой информации и использование её на практике
Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
3этап: рефлексия
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения
Список литературы
1. Введение в литературоведение: учебное пособие [Текст] /Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др. – М.: Высшая школа, 2006. – 680с.
2. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. [Текст] / – М.: Художественная литература, 2005.- 297 с.
3.Зинина, Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста.10-11 кл.: учеб. пособие [Текст] / Е.А.Зинина. – М.:Дрофа,2006.-300с.
4. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник. [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2009. – 105с.
Заголовок 315