Календарно-тематического планирования по зарубежной литературе для 8 класса.
Календарно-тематический план
№ Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
Да
та Тема урока,
тип урока Количество
часов Элемент содержания Требования к результатам (предметным и метапредметным* )Контрольно-оценочная деятельность Информационное сопровождение** Домашнее задание*
Учащийся научится Учащийся может научиться Вид Форма 1. Раздел 1: «Ведение». Всего часов: 1 ч.
1.1
1 Понятие о мировом литературном процессе. Периодиза-
ция европейской литературы.
Урок новых знаний 1 Общее представление о мировом литературном процессе. Деление европейской литературы на периоды.
Взаимосвязь русской и европейской литератур.
Раскрывать определение мировой литературный процесс, называть периодизацию европейской литературы
Текущий Беседа по вопросам Литературоведчес-кие словари Подготовить сообщение об античной литературе как одного из видов искусства
2. Раздел 2: «Античная литература» Всего: 6 ч.
2.1
2 Античная литература как литература Древней Греции и Древнего Рима.
Урок новых знаний 1 Зарождение письменной литературы в Греции Периодизация и особенности древнегреческой литературы.
Рассказывать о ценности античной литературы как одного из видов искусства Раскрывать значение античной литературы для европейской культуры последующих веков Текущий Беседа по вопросам Литературоведчес-кие словари Подготовить определение понятий эпос, лирика, драма;
Подготовить сообщения о Гомере, Архилохе, Сапфо, Анакреонте, роли театра в жизни древних греков.
2.2
3 Эпос, лирика, драма - три рода древнегреческой литературы.
Урок усвоения новых знаний 1 Определение понятий, значение традиции эпических поэм Гомера для литературы последующих эпох. Героический эпос.
Возникновение и развитие древнегреческой лирики. Поэзия Архилоха, Сапфо, Анакреонта. Понятие анакреонтическая лирика. Происхождение драмы. Роль театра в жизни древних греков. Трагики Древней Греции. Давать определение понятиям эпос, лирика, драма, анакреонтичес-кая лирика, знать древнегреческих писателей Погружаться в эпоху того времени, размышлять над ее проблемами, нравами. Текущий Беседа по вопросам Подготовить сообщение об Эсхиле, читать трагедию «Прометей прикованный».
2.3
4 Эсхил.
Трагедия «Прометей прикованный»
Урок чтения и изучения произведения 1 Миф о Прометее как основа трагедии. Прометей – покровитель людей, борец против тирании Зевса. Прометей как вечный образ мировой литературы. Образ Прометея в поэзии Гете, Байрона, Шелли. Стихотворение «Прометей» русского поэта Я.П. Полонского. Раскрывать образ главного героя, его заслуги перед народом;
объяснять, почему Прометей является вечным образом мировой литературы. Объяснять, в чем заключается бессмертие созданного Эсхилом образа. Текущий Комментиро-ванное чтение, беседа по вопросам Иллюстрации к произведению, мультимедийная презентация. Нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту.
Подготовить сообщение о Плавте, прочитать «Комедию о горшке» («Клад» или «Кубышка»)
2.4
5 Древнеримская литература.
Плавт.
«Комедия
о горшке»
Урок усвоения новых знаний 1 Влияние греческого искусства на древнеримскую литературу.
Древнеримский комедиограф Тит Макций Плавт. Греческая традиция и новаторство в творчестве Плавта. Образ скупца Евклиона. Знать значение Плавта в древнеримской литературе, понимать содержание комедии и объяснять смысл названия. Называть греческую традицию и новаторство в творчестве Плавта. Текущий Беседа по вопросам, комментиро-ванное чтение Иллюстрации к произведению, мультимедийная презентация. Написать мини сочинение «Какие уроки я извлек для себя из комедии Плавта».
Подготовить сообщение
о Вергилии, читать
«Энеида».
2.5
6 Вергилий.
Поэма
«Энеида»
Урок чтения и изучения произведения
1 Публий Вергилий Марон – создатель римского эпоса.
Традиции гомеровских поэм в «Энеиде» Вергилия. Рассказ о странствиях и приключениях Энея. Знать, кто является создателем римского эпоса, объяснять название поэмы, понимать содержание Особенности поэмы Текущий Комментиро-ванное чтение Иллюстрации к произведению Прочитать до конца поэму;
Написать отзыв на прочитанную поэму.
Подготовить сообщение об Овидии, читать поэму «Метаморфозы»
2.6
7 Овидий.
Поэма
«Метаморфозы»
Урок чтения и изучения произведения.
1 Древнеримский поэт Публий Овидий Назон и его поэма «Метаморфозы». Мотив превращения в поэме. История Дедала и Икара, Пирама и Фисбы, Филемона и Бавкиды. Поэма Овидия как мифологическая энциклопедия. Стихотворение
А.С. Пушкина
«К Овидию». Упоминание о римском поэте в «Евгении Онегине» и поэме «Цыганы» Пушкина. Знать определение понятия «метаморфозы», понимать в чем заключаются метаморфозы в произведении, знать действующих лиц, объяснять название поэмы. Объяснять, почему поэма Овидия является мифологической энциклопедией. Текущий Комментиро-ванное чтение, беседа по вопросам мультимедийная презентация. Подготовить ответ на вопрос (пофантазировать): Какие метаморфозы могли бы произойти в вашей жизни? Свой ответ аргументировать. Читать поэму «Беовульф».
3. Раздел 3: «Литература средних веков» Всего: 6 ч.
3.1
8 Поэма «Беовульф»
Урок чтения и изучения произведения 1 Средневековые памятники народного героического эпоса.
Произведение англосакской поэзии раннего средневековья и один из образцов героического эпоса в литературе средних веков.
Подвиги отважного витязя Беовульфа. Описание боя с морским чудовищем Гренделем. Героическое и фантастическое в поэме.
Давать определение понятию «героичес-кий эпос», знать главных героев поэмы, различать и называть героическое и фантастическое в поэме Называть особенности поэтического языка Текущий Комментиро-ванное чтение, Ответы на вопросы, Отрывок из фильма «Беовульф» Досмотреть фильм до конца, написать отзыв.
Читать «Песнь о Роланде», подготовить сообщение об истории создания поэмы
3.2
9 «Песнь
о Роланде»
Урок чтения и изучения произведения
1 «Песнь о Роланде» как памятник народно-героического эпоса эпохи средневековья.
Основные идеи и главные герои эпоса. Карл и Роланд. Роланд и Оливье. Ганелон. Описание боя в Ронсевальском ущелье.
Давать характеристику главным героям, особенности речи героев и повествователя Объяснять роль повторов и гипербол в поэме. Текущий Составление сравнительной характеристики героев, ответ подтвердить цитатами из текста Мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение Нарисовать иллюстрации к понравившемуся фрагменту поэмы.
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Данте Алигьери. Читать роман «Новая жизнь»
3.3
10 Данте Алигьери. Роман
«Новая жизнь»
Урок чтения и изучения произведения
1 Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт переходной эпохи от средних веков к Возрождению.
Жизнь
и творчество Данте.
Особенности юношеского романа «Новая жизнь». Данте и Беатриче, идеализация любви.
Смерть главной героини. Дантовская концепция любви. Знать особенности романа, понимать проблематику и название произведе-ния. Объяснять роль иносказа-ния в художественном произведе-нии. Текущий Комментиро-ванное чтение.
Эвристическая беседа
Иллюстрации к произведению Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Моя концепция любви» или
ответьте на вопрос: «Какой должна быть идеальная любовь?».
Читать поэму «Божественная комедия»
3.4
11,
12 Данте Алигьери
«Божественная комедия»
Урок чтения и изучения произведения
2 История создания поэмы. Связь с «Новой жизнью»
Ее аллегорический смысл, особенности построения поэмы.
Содержание первой песни. Описание ада. Образы Гомера, Горация, Овидия, Гектора, Энея, Люцефера; история Франчески да Римини и Паоло.
Чистилище и рай. Знать историю создания, построение поэмы, особенности содержания. Раскрывать смысл названия. Объяснять аллегорический смысл поэмы. Текущий Беседа по вопросам, выразительное чтение Мультимедийная презентация. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся фрагменту произведения, написать сочинение - этюд: «Для меня ад (рай, чистилище) - это…».
Подготовиться к контрольной работе по пройденным темам.
3.4
13 Урок-зачет
по темам : «Античная литература» и «Литература средних веков»
Урок контроля
1 Особенности, характерные черты античной литературы и литературы средних веков, их представители. тематический Контрольная
работа №1
(или тест) 4. Раздел 4: «Литература эпохи Возрождения» Всего: 8 ч.
4.1
14 Культура эпохи Ренессанса.
Ф.Петрарка. Сонеты.
Урок чтения и изучения произведения 1 Понятие Ренессанс. Лирические, драматические, эпические жанры этого периода.
Франческо Петрарка - итальянский поэт эпохи Возрождения, знаток культуры античности и истории. Сонеты, составившие «Книгу песен». Особенности строения сонета. Образ Лауры и тема любви в лирике Петрарки. Давать определение понятий «Ренессанс», сонет. Называть характерные особенности эпохи Ренессанса. Особенности сонета. Называть ученые труды о Древнем Риме и римлянах Петрарки. Доказывать, что поэзия Петрарки играет большую роль в литературе Возрождения. Текущий Выразительное чтение, ответы на вопросы. Аудио сопровождение (музыкальные сонеты) Сделать анализ понравившегося сонета.
Подготовить сообщение
о Дж. Боккаччо, об истории создания книги «Декамерон»
4.2
15 Дж.Боккаччо История жанра новеллы. «Декамерон».
Урок усвоения новых знаний 1 Джованни Боккаччо – основоположник итальянской художественной прозы. Возникновение жанра новеллы, его художественные особенности. История возникновения книги «Декамерон», смысл названия, особенности композиции. Называть роль Боккаччо в итальянской прозе. Отличать жанр новеллы от других жанров, знать характерные особенности. Объяснять смысл названия «Декамерон». Тематический Коммениро-ванное чтение Мультимедийная презентация Читать остальные новеллы из книги «Декамерон»
4.3
16 Дж.Боккаччо.
Декамерон. Основные темы новелл.
Урок чтения и изучения произведения 1 Мастерство Боккаччо-новеллиста. Основные темы новелл «Декамерона».
Новеллы приключенческие, психологические, новеллы-анекдоты. Называть разновидности новелл «Декамерона», его основные темы. Называть мотивы новелл Боккаччо в комедии Шекспира «Конец – делу венец», опере Д.С. Бортнянского «Сокол» Текущий Выразительное чтение отдельных фрагментов новелл Просмотр фрагмента фильма «Декамерон» Написать отзыв
на одну из понравившихся новелл «Декамерона».
Подготовить сообщение о М. де Сервантесе Сааведре.
4.4
17 М. Сервантес.
История создания
«Дон Кихот».
Урок чтения и изучения произведения 1 Мигель
де Сервантес Сааведра как создатель всемирно известного романа. Жизнь и творчество испанского писателя.
История создания романа.
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы и как роман о современной Сервантесу действительности. Называть особенности рыцарских романов, романа «Дон Кихот», объяснять смысл названия. Объяснять, почему роман является пародией на рыцарские романы. Текущий Эвристическая беседа Мультимедийная презентация Читать роман «Дон Кихот»
4.5
18 Образ
Дон Кихота.
Урок чтения и изучения произведения 1 Стремление героя Сервантеса к возрождению золотого века на земле. Высокие идеалы Дон Кихота в их столкновении с действительностью. Дон Кихот и Санчо Панса. И.С. Тургенев и Ф.М. Достоевский о романе Сервантеса и его герое. Образ Дон Кихота в поэзии. Составлять сравнительную характеристику героев Доказывать, что Дон Кихот – вечный образ мировой литературы. Текущий Составление характеристики героев, комментированное чтение некоторых фрагментов произведения. Просмотр фрагмента фильма «Дон Кихот» Ответить на вопрос: «Мое отношение к Дон Кихоту».
Подготовить сообщение о
У.Шекспире, о драматургии эпохи Возрождения.
4.6
19 У.Шекспир.
Сонеты.
Урок усвоения новых знаний. 1 Уильям Шекспир – великий драматург эпохи Возрождения. Жизнь и творчество Шекспира. Сонеты Шекспира. Шекспировский эпос. Английский театр во времена Шекспира. Основные темы и особенности построения сонетов Шекспира. Давать определение понятия «шекспировский эпос», называть особенности сонетов Шекспира, их тематику. Текущий Ответы на вопросы Мультимедийная презентация, аудио сопровождение (прослушивание сонетов на английском языке и в переводе с музыкальным сопрровождением) Читать трагедию «Ромео и Джульетта»
4.7
20,
21 У.Шекспир.
Трагедия «Ромео
и Джульетта»
Урок чтения и изучения произведения. 2 Тема любви и вражды в трагедии. Основные события и герои. Образы Ромео и Джульетты. Утверждение силы любви, побеждающей родовую вражду семей Монтекки и Капулетти.
А.С Пушкин о Шекспире и героях «Ромео и Джульетты». Шекспир в современном театре и кино. Знать основную проблематику трагедии, основных действующих лиц, особенности построения трагедии. Рассказыв-ать о значении Шекспира для современности. Текущий Выразительное чтение по ролям, отдельных эпизодов Просмотр фрагмента фильма «Ромео и Джульетта, музыкальное сопровождение. Дать развернутый ответ на вопрос «Почему «Ромео и Джульетта» является одной из самых
печальных повестей на свете?».
Подготовить сообщения по темам:
«Классицизм как литературное направление 17 в.»«Классицизм
в живописи, архитектуре
и скульптуре 17 в.»
«Драматургия и театр французского классицизма».
5. Раздел 5: «Литература 17 века» Всего: 4 ч.
5.1
22 Классицизм как литературное направление
17 века.
Урок усвоения новых знаний 1 Значение классических образцов античного искусства для поэтов и драматургов 17 в. Расцвет классицизма во Франции. Классицизм в живописи, архитектуре и скульптуре
17 в. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало – свод законов поэтического творчества. Жанры «высокие» и «низкие», следование трем единствам. Драматургия и театр французского классицизма. Знать определение понятия «классицизм», время и место возникновения, Называть основные требования свода законов поэтического творчества. Выявлять особеннос-ти классициз-ма в произвед-ениях, скульптуре, живописи, архитектруеТекущий Беседа по вопросам, прослушивание сообщений Мультимедийная презентация Подготовить сообщение о жизни и творчестве
П. Корнеля.
Читать трагедию «Сид».
5.2
23 П. Корнель.
Трагедия
«Сид»
Урок чтения и изучения произведения 1 Пьер Корнель – основоположник трагедии французского классицизма. Столкновение любви и долга – основа трагедии Корнеля. Сила чувств и сложные психологические переживания Родриго и Химены. Роль короля Фердинанда в разрешении конфликта. Особенность финала «Сида». А.С. Пушкин о Корнеле как «истинном гении трагедии». Раскрывать проблематику трагедии, смысл ее названия. Объяснять трагичность финала в связи с названием трагедии. Текущий Комментиро-ванное чтение Мультимедийная презентация Выписать из текста цитаты, характеризующие Сида, нарисовать иллюстрации к понравившемуся фрагменту произведения.
Подготовить сообщение о
Ж.-Б. Мольере, читать «Мещанин во дворянстве».
5.3
24 Ж.-Б.Мольер.
Комедия.
«Мещанин во дворянстве»
Урок чтения и изучения произведения. 1 Жан-Батист Мольер – великий комедиограф Франции. Его жизнь и творчество. Комедии: «Скупой», «Тартюф». Комедия характеров и нравов современной Мольеру эпохи. Господин Журден и его окружение. Раскрывать понятие «комедия характеров и нравов», называть главных героев, особенности комедии. Объяснять, в чем заключает-ся сила обличительного смеха комедиографа. Текущий Выразительное чтение по ролям Просмотр фрагмента из фильма «Мещанин из дворянства» Ответить на вопрос: «В чем заключается современность звучания комедии «Мещанин во дворянстве»».
Подготовить сообщение о классицизме во Франции и в России.
5.425 Классицизм во Франции и в России.
Урок усвоения новых знаний 1 Оды Ломоносова, Державина, трагедии Сумарокова, комедии Фонвизина. Обращение к событиям национальной истории, патриотический пафос, сатирическая направленность – особенности творчества русских поэтов и драматургов 18 в. Сравнивать классицизм во Франции и в Росиии. ТекушийПрослушива-ние сообщений прослушивание фрагментов произведений предложенных авторов в виде аудиофайлов. Подготовить сообщение на тему:
«Сентиментализм как одно из литературных направлений 18 в.»
6. Раздел 6: «Литература 18 века» Всего: 10 ч.
6.1
26 Сентиментализм как одно из литературных направлений
18 века.
Урок новых знаний 1 Возникновение и развитие сентиментализма в русле просветительской литературы. Стремление писателей-сентименталистов расширить представления о человеке, обратившись к миру его чувств.
Давать определение
понятию «сентиментализм», называть характерные особенности этого направления. Называть отличия сентиментализма от других литературных направле-ний Текущий Прослушива-ние сообщения, беседа по вопросам Мультимедийная презентация Подготовить сообщение о С.Ричардсоне
6.2
27 С. Ричардсон.
Роман «Памела», или Вознагражден-ная добродетель»
Урок чтения и изучения произведения 1 Сэмюел Ричардсон – создатель английского сентиментального романа в эпистолярном жанре. Роман рисует идеализированный путь возвышения человека из «низов». В центре романа мастерски разработанный социально-этический конфликт между служанкой и помещиком, между «щепетильной» моралью буржуа и сословной бесцеремонностью аристократа. Демократический пафос романа – в утверждении духовных и нравственных возможностей простолюдина. Объяснять смысл названия, называть главных героев, сюжет произведе-нияНазывать черты эпистоляр-ного жанра Текущий Чтение отдельных фрагментов романа, беседа по вопросам Иллюстрации к тексту Прочитать роман «Кларисса».
6.3
28 С. Ричардсон.
Роман «Кларисса».
Урок чтения и изучения произведения 1 Вершина творчества Ричардсона – проблемный роман «Кларисса». Уравняв Клариссу и ее соблазнителя Ловласа в общественном положении, Ричардсон сосредоточивает внимание на психологических и нравственных сторонах конфликта героини с пошлым, расчетливым окружением, показывает растлевающую силу денег. Кларисса – один из первых трагических характеров в прозе нового времени. Завоеванием просветительского реализма стал и образ Ловласа, в котором «аристократические» пороки уживаются с гуманными душевными порывами. Называть главных героев романа, давать сравнитель-ную характерис-тику Клариссе и Памеле Сопостав-лять проблематику романов «Памела» и «Кларисса», находить взаимосвязь Текущий Уметь составлять сравнительную характеристику, чтение отдельных отрывков Написать отзыв на один из прочитанных романов..6.4
29 Поэзия сентиментализма
Дж.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей
Урок чтения и изучения произведения 1 Обращение к миру чувств, изображение сельской жизни, бедствий и радостей простых людей в произведениях английских сентименталистов.
Картины природы в поэме Джеймса Томсона «Времена года», «Кладбищенская поэзия», Эдуард Юнг и его стихотворение «Жалоба, или Ночные думы». Стихотворение Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Называть особенности поэзии сентимента-лизма, ее представи-телейУметь находить характер-ные признаки в стихотворениях поэтов-сентименталистов Текущий Выразительное чтение
Мультимедийная презентация Сделать полный анализ одного из стихотворений предложенных авторов.
Подготовить
сообщение о Вольтере, «Вольтеранстве».
6.5
30 Вольтер.
Повесть
«Кандид, или Оптимизм».
Урок чтения и изучения произведения 1 Вольтер – глава французских просветителей.
Философская повесть «Кандид…».Критика «теории оптимизма», призыв к разумному взгляду на жизнь, обретаемому в результате просвещения и познания реальной действительности». Система образов в повести. Кандид и Панглос. Кандид и Мартен. Тема путешествий в поисках в поисках смысла жизни. Традиции Свифта в повести Вольтера. Ирония Вольтера. Смысл финала повести. Понятие «Вольтерианство» Рассказы-вать в чем заключается теория оптимизма , сопостав-лять главных героев Объяснять в чем заключает-ся ирония, смысл финала. Тематический Комментиро-ванное чтение Мультимедийная презентация Написать мини сочинение о понравившемся герое повести.
Подготовить сообщение
о Ж.Ж.Руссо
6.6
31 Ж.Ж. Руссо
Трактаты.
Урок чтения и изучения произведения 1 Основные идеи творчества Жан Жака Руссо. Трактаты Руссо: «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми», «Об общественном договоре». Рассказы-вать об основных идеях творчества Руссо. Раскрывать смысл трактатов и их значение в эпохе Просвещения. Текущий Беседа по вопросам Иллюстрации к трактатам Читать роман «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или, О воспитании».
6.7
32 Ж.Ж. Руссо
Романы.
Урок чтения и изучения произведения 1 Связь творчества Руссо с сентиментализмом: роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза». Внимание Руссо к проблемам воспитания человека и его труд «Эмиль, или, О воспитании». Раскрывать проблема-тику произведе-нийСопоставлять два произведения, раскрывать смысл Текущий Комментиро-ванное чтение Мультимедийная презентация Подготовиться к контрольной работе по теме
«Мои любимые зарубежные писатели»
6.833 Контрольная работа №2 «Мои любимые зарубежные писатели»
Урок контроля
1 Теоретический опрос по темам: ренессанс, эпоха Возрождения, классицизм, сентиментализм, эпоха просвещения, знать представителей каждого литературного направления, их заслуги и значение, основные труды. Ито-го-вый Тесты, устный опрос, кроссворды 6.934 Подведение итогов года. Список литературы на лето 1 6.
10
35 Резервный урок 1 Пояснительная записка.
Рабочая программа по зарубежной литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы Михальской Н.П. (Зарубежная литература. 5-11 кл.: программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля / Н.П.Михальская. – М.:Дрофа, 2006). Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), из них: 2 часа на контрольные уроки.
Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного образования. Они состоят в формировании нравственных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.Новизна рабочей программы по литературе для 8 класса.
Программа содержит традиционные разделы и понятия. Курс зарубежной литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В восьмом классе учащиеся знакомятся с понятием «мировой литературный процесс», с основными периодами развития европейской литературы и более подробно изучают историю литературы от античного периода до эпохи Возрождения. Таким образом, устанавливается связь между изучением славянской мифологии в курсе истории русской литературы и античной мифологии в курсе истории зарубежной литературы, произведений национального героического эпоса средневековья и произведений древнерусской литературы, закрепляются теоретико-литературные понятия (такие, как роды и виды литературы, композиция, сюжет, литературное направление, тема и идея произведения) на примере не только русских, но и зарубежных произведений. Произведения, рекомендованные программой, дают возможность впервые познакомить (в доступном восьмикласснику объеме) с историей зарубежных литератур как единым процессом: от античной литературы и литературы эпохи Средневековья до литературы эпохи Возрождения (творчество Петрарки, Боккаччо, Шекспира и др.)
В программе соблюдена системная направленность: в 7-8 классах, это освоение различных жанров: романа, рыцарского романа, романа в письмах, трагедии, комедии, драмы, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателей. В программе соблюдена системная направленность, что формирует грамотного читателя.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися, углубленное изучение художественного текста.
Особенности организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, в рамках которой используются различные типы и формы проведения уроков.
Рабочей программой предусмотрен тематический, итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся в различных формах: тест, мини сочинение, урок-зачет, эвристическая беседа, контрольная работа.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные мини сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, списки произведений для самостоятельно чтения.
Литература в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со следующими учебными предметами: русский язык, история, МХК, музыка, иностранные языки (англ., нем., франц.) и др.
Для достижения этих целей ставятся задачи:
расширить представления учащихся о литературном процессе;
научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;
привить навык сопоставительного подхода к явлениям национальных литератур;
ввести ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;
обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;
раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;
содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;
использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.
В 8 классе ведется изучение литературы как искусства слова, происходит знакомство с зарубежными произведениями и авторами античной литературы, литературы средних веков, литературы эпохи Возрождения, литературы 17-18 вв., литературы эпохи Просвещения. Изучаются произведения эпических, лирических, эпистолярных, драматических жанров.
К концу учебного года ученик должен знать, в чем отличие античной литературы от литературы средних веков, отличие классицизма от сентиментализма, ренессанса от эпохи Просвещения. Ученик должен уметь выявить общее и особенное в творчестве писателей, принадлежащих одному литературному направлению; уметь сопоставлять разновидности жанров, выделяя их сходство и различие (народно-героический эпос, поэмы, рыцарские романы, сентиментальный роман, трагедия, комедия, драма), уметь подтверждать свои суждения примерами из текста; привести примеры использования писателями иносказания (аллегории), гротеска, контраста, иронии, пояснив особенности этих художественных приемов и их назначение, Ученик должен усвоить содержание крупнейших произведений античной литературы (Эсхил «Прометей прикованный», Плавт «Комедия о горшке», Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»), литературы средних веков (поэмы «Беовульф», «Песнь о Роланде», Данте Алигьери «Новая жизнь, «Божественная комедия»), литературы эпохи Возрождения (Дж. Боккаччо «Декамерон», М. де Сервантес «Дон Кихот», Шекспир «Ромео и Джульетта»), литературы 17 в. (П. Корнель «Сид», Мольер «мещанин во дворянстве»), литературы 18 в. (С. Ричардсон «Памелла», «Кларисса», поэзия Дж. Томсона, Э.Юнга, Т.Грея), литературы эпохи Просвещения (Вольтер «Кандид», Ж.Ж. Руссо «Юлия», «Эмиль»)Содержание тем учебного курса.
№ Раздел Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
1. Введение (1 ч.) - выделение взаимосвязи русской и европейской литератур
2. Античная литература
(6ч.) -выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- знать определение эпос, лирика, драма;
- знать крупнейших представителей древнегреческой и древнеримской литературы.;- различать комедию, трагедию, драму.
3 Литература средних веков
(6 ч.) -выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- знать крупнейших писателей литературы средних веков
- различать понятия поэма, песнь
4. Литература эпохи Возрождения (8ч.) -выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- давать определение понятий сонет, новелла, рыцарский роман, трагедия.
- различать новеллы приключенческие, психологические, новеллы-анекдоты.
5. Литература 17 в.(4 ч.) -выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- давать определение понятий комедия, трагедия.
6. Литература 18 в.(10 ч.) -выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- давать определение понятия сентиментальный роман, эпистолярный роман, роман в письмах, философская повесть, трактаты.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема Кол-во часов
Введение. 1
1 Понятие о мировом литературном процессе. Периодизация европейской литературы. 1
«Античная литература» 6
2 Античная литература как литература Древней Греции и Древнего Рима. 1
3 Эпос, лирика, драма - три рода древнегреческой литературы. 1
4 Эсхил. Трагедия «Прометей прикованный» 1
5 Древнеримская литература. Плавт. «Комедия о горшке» 1
6 Вергилий. Поэма «Энеида» 1
7 Овидий. Поэма «Метаморфозы» 1
«Литература средних веков» 6
8 Поэма «Беовульф» 1
9 «Песнь о Роланде» 1
10 Данте Алигьери. Роман «Новая жизнь» 1
11-12 Данте Алигьери «Божественная комедия» 2
13 Урок-зачет по темам: «Античная литература» и «Литература средних веков». Контрольная работа №1 1
«Литература эпохи Возрождения» 8
14 Культура эпохи Ренессанса. Ф.Петрарка. Сонеты. 1
15 Дж. Боккаччо История жанра новеллы. «Декамерон». 1
16 Дж. Боккаччо. Декамерон. Основные темы новелл. 1
17 М. Сервантес. История создания «Дон Кихот». 1
18 Образ Дон Кихота. 1
19 У.Шекспир. Сонеты. 1
20-21 У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» 2
«Литература 17 века» 4
22 Классицизм как литературное направление 17 века. 1
23 П. Корнель. Трагедия «Сид» 1
24 Ж.-Б.Мольер. Комедия. «Мещанин во дворянстве» 1
25 Классицизм во Франции и в России. 1
«Литература 18 века» 10
26 Сентиментализм как одно из литературных направлений 18 века. 1
27 С. Ричардсон. Роман «Памела», или Вознагражденная добродетель» 1
28 С. Ричардсон. Роман «Кларисса». 1
29 Поэзия сентиментализма. Дж. Томсон, Э.Юнг, Т.Грей 1
30 Вольтер. Повесть «Кандид, или Оптимизм». 1
31 Ж.Ж. Руссо. Трактаты. 1
32 Ж.Ж. Руссо. Романы. 1
33 Контрольная работа №2
«Мои любимые зарубежные писатели» 1
34 Подведение итогов года. Список литературы на лето 1
35 Резервный урок 1
Итого 35 ч.