Статья Обеспечение профессиональной направленности на учебных занятиях по информатике через межпредметные связи со спецдисциплинами
Быть успешным человеком можно только хорошо владея компьютерными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств компьютерных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки будущего специалиста: он должен иметь четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества.
Целью информатизации системы образования является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, на умении ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.
В связи с информатизацией образования в учебных заведениях оборудуются специальные кабинеты для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ студентов и преподавателей. В таких кабинетах компьютеры объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет, в них имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них лекциями, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др.
Наряду с широким использованием компьютеров в образовании, появились "новые информационные технологии обучения", называемые также "компьютерными технологиями". Именно применение компьютерных технологий позволяет преподавателю обогатить занятия динамическими иллюстрациями, подать учебный материал в эстетической, доступной и увлекательной форме. Такие занятия проходят эмоционально, напряженно, повышают интерес и мотивацию к обучению, творчеству. За счет эмоциональной составляющей мультимедийная система ускоряет темп занятия на 30%.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Любой образовательный процесс требует наглядности. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а усовершенствованные технические средства передачи информации.
Для студентов информационные технологии – ежедневный инструмент обучения, для педагогов – средство обучения, повышающее качество организации образовательного процесса.
В зависимости от цели урока применение компьютера возможно на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для студентов компьютер выполняет различные функции: тренажера, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Межпредметные связи в обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, дают возможность студентам применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников колледжа.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач преподавателя. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам и предполагает сотрудничество с преподавателями спецдисциплин, в результате преподаватель не только совершенствует своё педагогическое мастерство, но и способствует всестороннему развитию личности студента.
Межпредметные связи стимулируют развитие и умение творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).
Информатика, как наука об информации и всех аспектах её получения, обработки и передачи, является дисциплиной, с которой можно найти связь практически в любой сфере деятельности человека: от музыки (работа с аудио информацией) и технологии (использования САПР в конструировании, например) до дисциплин естественно-математического цикла. Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям.
Реализация в курсе информатики межпредметных связей позволяет увидеть одни и те же предметы, явления или процессы с разных точек зрения, получить целостное представление о мире, охватить все свойства и связи изучаемых объектов. Это делает знания более значимыми и применимыми на практике, помогает в изучении других предметов, в самостоятельной и научной работе студентов.
Информатика – это благодатная почва для межпредметных связей с другими дисциплинами. Физика, математика, английский язык – это те науки, без знания которых изучить информатику очень сложно. Знания, полученные на уроках информатики и ИКТ позволяют студентам применить их и при изучении других предметов, делая процесс обучения более творческим и разнообразным, например:
математические методы при решении задач информатики;
физика - представление о кодировании сигналов;
физика, математика - системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
физика - физические принципы работы устройств персонального компьютера;
русский язык, литература, – изучение текстового процессора Microsoft Word;
история - возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
дизайн - цветовые модели в компьютерной графике;
английский язык - понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией.
Важность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности ни у кого не вызывает сомнений. В числе изучаемых на уроках информатики прикладных средств компьютерных информационных технологий: текстовые и графические редакторы, базы данных, электронные таблицы, средства компьютерных телекоммуникаций, технологии мультимедиа. Владение этими программами определяет общий уровень информационной культуры человека.
Появляются большие возможности для творческой работы при изучении текстового процессора Microsoft Word: можно организовать выпуск колледжных стенгазет и плакатов по предмету, оформить кабинет (закрепленный за группой), уголок по технике безопасности, с его помощью студенты выполняют творческие проекты, задания, доклады для занятий в рамках предметных недель, разрабатывают инструкционные и технологические карточки.
Изучая табличный процессор Excel, можно делать финансово - экономические расчеты, готовить бизнес-планы, строить графики функций и закономерностей, строить тренды и делать прогнозы в экономике, решать уравнения, моделировать физические процессы и т.п. Использование электронных таблиц позволяет решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и студентам, недостаточно хорошо владеющим программированием, так как при этом главным этапом становится не разработка программы, а постановка задачи (запись ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Студенты выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.
Изучая программу Access, можно формировать навыки классификации и структурирования информации на примере географических, социальных, экономических, физических и т.п. объектов, можно разрабатывать структурированную информацию для решения профессиональных вопросов.
При изучении темы «Графический редактор» студенты должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
Осваивая сервисы и службы Интернет, студенты могут узнавать интересные факты из истории, литературы и др.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Этот список можно продолжать.
С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
В Магнитогорском технологическом колледже на протяжении нескольких лет ведется целенаправленная работа по выявлению межпредметных связей со всеми учебными дисциплинами. Смысл этой работы заключается в том, что многие предметы связаны с информатикой при изучении определённых тем. Совмещая изучение разных дисциплин и информатики одновременно снижается нагрузка на студентов, используются более эффективные способы обучения. Преподаватели цикловой комиссии «Математических и естественнонаучных дисциплин» стремятся вызвать у студентов интерес к будущей профессии, формировать их познавательную активность, творческое отношение к делу, способствуют выработке профессиональных качеств. Добиться этого лишь на учебных занятиях непросто, поэтому на помощь приходят внеклассные мероприятия по привитию интереса к будущей профессии: классные часы, викторины, конкурсы, олимпиады, проводимые на предметной декаде.
Применяя компьютерные технологии на занятиях, мы готовим современных студентов к будущей жизни в информационном обществе, для которого острой является проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. В связи с этим перед преподавателем ставится ответственная задача – обучить студентов критически осмысливать потоки информации, которые студенты не всегда готовы воспринять и понять.
Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами позволит студентам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит их самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Именно межпредметные связи способствуют более продуктивному формированию у студентов познавательной активности, самостоятельности в выработке познавательных интересов и положительной мотивации учения.
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, и также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.
Статья Обеспечение профессиональной направленности на учебных занятиях по информатике через межпредметные связи со спецдисциплинами
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Статья Обеспечение профессиональной направленности на учебных занятиях по информатике через межпредметные связи со спецдисциплинами
Алексеева ОП преподаватель информатики Магнитогорский технологический колледж
13PAGE \* MERGEFORMAT14115