Сущность и значение постановки комплекса задач при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования


Сущность и значение постановки комплекса задач при изучении экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования«Каждый имеет достаточно сил,
чтобы достойно прожить жизнь.
А все эти разговоры о том, какое сейчас трудное время,
это хитроумный способ оправдать своё бездействие,
лень и разные унылости.
Работать надо, а там глядишь, и времена изменятся»
Лев Ландау
Изменения в республики связанные с реформированием образования побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач в структуре среднего специализированного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов со студентами. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование. От того, насколько качественно планирование, в большой мере зависит эффективность педагогического процесса.
Мир экономического бизнеса прагматичен и суров. В нем нет мягкости, добродетели. Он лишен сентиментальности. Бизнес-это всегда риск. Зачем люди занимаются бизнесом? Главными движущими силами предпринимателей являются желание обеспечить себе и окружающим финансовую независимость и стремление удовлетворить свое тщеславие и амбиции. И то и другое - это цель. Формула успеха начинающего или уже опытного бизнесмена звучит просто: Найти потребность и удовлетворить ее.
Центральным звеном организации любого дела, его стержнем является, планирование.
Первым учебным пособием по планированию считается самый древний китайский письменный источник «Книга перемен» - «И-цзин».
Она была написана примерно в IV в. до н.э. С тех пор развитие науки о планировании не прекращалась никогда. Современная система научных взглядов о сущности планирования, осуществляемого на различных фирмах, предприятиях, тесно связана с рыночной экономикой и бизнесом.
В условиях постоянной конкуренции на рынке труда к будущим специалистам предъявляются иные, более жесткие требования. Сегодняшние студенты должны быть современно мыслящими, самостоятельными людьми, способными выполнять сложные научно-исследовательские задания, подходящие к этому процессу творчески чтобы стать конкурентоспособными, востребованными, хорошо оплачиваемыми специалистами .В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке выпускников отводится экономическому образованию, которое формирует экономическое мышление и прививает навыки рационального экономического поведения, создает предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности.
Изучение экономики связано с другими дисциплинами - математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и т. д. Это позволяет создать у студентов широкое представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Студенты XXI века учатся в период формирования «новой экономики» информационного общества. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономических дисциплин. Методика преподавания призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала.
В связи с этим, образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.
или
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)
или
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
Развивающие задачи.
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием обучающегося.- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление
или
- создать условия для развития...
или
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств (радости, сопереживания), развитию мимики обучающегося
или
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
или
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные задачи.
Задачи направлены на развитие личностных качеств обучающегося, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи деятельности педагога.
Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.
От педагогов-преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований.
В учебном процессе ГПОУ «ДЭМТ» используются следующие формы преподавания экономических дисциплин: лекции, семинарские и практические занятия, консультации, зачеты, экзамены.
В традиционной практике обучения преподаватель большую часть урока объясняет, иллюстрирует, опрашивает, задает вопросы и мало времени отводит на активную познавательную деятельность учащихся.
Следует признать, что проблемные, экспериментальные, практические методы обучения используются недостаточно. Отсюда слабое развитие творческого стиля мышления, преобладание стереотипного решения проблемы, неумение эффективно работать и применять теоретические знания на практике. Что же позволит решить эти проблемы? Это правильный выбор форм, методов, приемов и способов обучения, обязательная мотивация деятельности учащихся на уроке.
При подготовке к каждому уроку необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемого предмета, цели урока, возможности и умственные способности учащихся, особенности дидактической системы, той или иной технологии и, конечно же, предпочтения преподавателя.
Организация семинарского занятия требует больше времени, но обеспечивает обучение и воспитание учащихся на основе их продуктивной деятельности. Это конечно не означает, что каждый урок должен проводится в виде семинарского занятия. В педагогической практике известно, что, используя любимые формы обучения, большинство преподавателей достигает высоких результатов, т.е. своей деятельностью способствуют личностному росту учащихся.
Проведение семинарских занятий позволяет формировать главные жизненные компетентности учащихся, экономическое и логическое мышление, личность рабочего нового типа, предприимчивого, деятельного человека, способного решать любые, поставленные перед ним задачи.
Термин «семинар» ведет свое начало от древнегреческого «seminarium» - рассадник знаний.
«Семинар» - форма групповых занятий с какого-либо предмета или темы студентов высших учебных заведений, учеников средней школы и др., что происходит под руководством преподавателя». (Большой толковый словарь современного языка).
Психолого-педагогическое назначение семинара:
включение учащихся в активный процесс коллективного обсуждения и осмысления темы;
оценивание умения работать с рекомендованной литературой;
развитие способностей к научному мышлению, умения разбираться в процессах и явлениях современной жизни и делать правильные выводы, давать им самостоятельную оценку;
выработка умений связывать теоретические знания с собственной жизнедеятельностью;
формирование умения аргументировано, критически относиться к своей позиции, точке зрения;
развитие навыков коммуникативной деятельности.
Существуют различные формы проведения семинарских занятий.
Формы семинара:
Контрольно-обучающий – обучение связана с максимально возможным охватом учащихся контролем.
Обучающий – максимальные условия для проявления самостоятельности учащихся.
Творческий – пресс-конференция, диспут, защита рефератов.
Функции семинара:
Учебно-познавательная – закрепление, углубление, систематизация учебной информации.
Обучающая – публичные выступления, дискуссии.
Побудительная – активизация самостоятельности и целеустремленности.
Воспитывающая – формирование убеждений, смелости, состязательности.
Контролирующая – оценка учебных достижений.
Главная, решающая роль при подготовке семинара, безусловно, принадлежит преподавателю. Но даже самая тщательная подготовка преподавателя совершенно не гарантирует успех семинара, поэтому на практике подготовка преподавателя и учащихся проходит одновременно и параллельно, примерно по схеме.

ПОДГОТОВКА
СЕМИНАРА


УчащиесяПреподаватель

Поясняет план

Прорабатывают необходимый объем учебной информации
Синхронизирует
лекционный материал с семинарским
Изучают план семинара
Формирует замысел
Знакомятся с его замыслом
Прорабатывает технологию
Доводит план и замысел до учащихсяВыбирают темы рефератов
Выясняют возникши вопросы
Проводит групповые и индивидуальные консультации
Подготовка преподавателя включает в себя теоретическую и методическую стороны. С точки зрения теоретической преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу по теме и т.д.
С точки зрения методики преподаватель должен тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с особенностями конкретного, предстоящего семинара. Кроме того, преподаватель доводит до учащихся не только план и замысел семинара, но и все его методические тонкости.
Для учащихся подготовка к семинару начинается с первых уроков по теме. Затем они изучают план семинара, уясняют его замысел и методические особенности. Это является основой для самостоятельной работы по сбору материалов для сообщений. При возникновении неясностей и трудностей в подготовке учащиеся обращаются за помощью к преподавателю, который проводит индивидуальные или групповые консультации.
Особое место в подготовке к семинару занимает подготовка доклада. Преподаватель ставит задачи, помогает составить план и определить круг проблем, которые будут представлен в докладе.
Пример семинарского занятия: Тема: Бизнес - стимул, путь к успеху современной молодежи республики
Цель семинара-практикума:
Сформировать:
умения, влияния и навыки студентов самостоятельно анализировать, систематизировать и углублять знания, приводить их к конкретной системе;
умения концентрировать внимание , использовать разные источники информации;
умения и навыки вносить коррективы;
умения использовать приобретенный опыт в практической деятельности.
Развивать:
навыки, обговаривать различные точки зрения;
участвовать в дискуссиях;
решать нестандартные, творческие задачи;
вырабатывать единую позицию в решении проблемных заданий;
умственную деятельность и сообразительность;
коммуникационные навыки;
самостоятельно добывать знания;
развивать умения логического мышления;
правильно обобщать данные, делать выводы;
овладение алгоритмом решения проблем.
Воспитать:
интерес к экономике;
интерес к будущей профессии;
творческое отношение к учебной деятельности;
уважение друг к другу во время работы в команде.
Преимущества:
обобщение и анализ знаний изучаемой темы;
получение результатов на основании исследовательской деятельности;
обмен опытом и знаниями;
продуктивные идеи;
многогранный анализ рассмотренных проблем;
позволяет рассмотреть тему с разных точек зрения;
стимулировать заинтересованность и внимание студентов;
творческий характер;
привлечение студентов к процессу обучения.
Ограничения:
высокие требования к уровню знаний студентов;
значительные затраты времени к подготовке и проведению в сравнении со стандартными формами обучения
наличие эмоциональных барьеров у студентов.
Ожидаемый результат:
Участники семинара смогут:
Получить навыки сотрудничества партнерских отношений конструктивного общения.
Использовать межпредметные связи (история, математика, социология, политология, иностранный язык).
Расширить знания по теме «Бизнес глазами современной молодежи» с целью использования их в практической деятельности.
Таким образом, молодежь - в силу своей амбициозности, стремления к независимости и финансовой самостоятельности. Зрелые люди – в желании применить жизненный опыт на практике, все стремятся к успеху и признанию.