Социально-педагогического сопровождения студентов СПО при изучении дисциплин «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».


Социально-педагогического сопровождения студентов СПО при изучении дисциплин «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Леонтьева Е.В. преподаватель спецдисциплин
ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж»

По определению М.И.Рожкова – цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума. Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педагогического влияния.
Каковы же компоненты социально-педагогической деятельности, отражающиеся в задачах и путях их реализации?
Первая задача - формирование социальной компетентности человека - осуществляется через его социальное обучение.
Вторая задача - воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), реализуются на основе социального воспитания.
Третья задача - задача содействия в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой - реализуется через социально-педагогическое сопровождение.
Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.
Процесс социально-педагогического сопровождения студентов направлен на адаптацию к новым жизненным ситуациям. Немаловажной задачей социально-педагогического сопровождения является коррекция ценностей студентов, существенно влияющих на их поступки и поведение в процессе овладения будущей профессией. Современному обществу нужны специалисты, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию. В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжа сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у выпускника колледжа порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства. Обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения является одним из ведущих средств обеспечения перехода студента из позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника» в дальнейшем.
Изучая на первом курсе дисциплину «Право», которая входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл студент должен научиться:
- анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения их соответствия нормам права, распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности;
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина в РФ;
- механизмы защиты прав и свобод человека в РФ.
Закладываются основы административного, трудового права.
На третьем курсе студенты полностью осваивают профессиональную деятельность при изучении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», которая дает возможность:
- применять на практике нормы трудового законодательства;
- анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;
- анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации.
        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;
- содержание российского трудового права;
- права и обязанности работников и работодателей;
- порядок заключения, прекращения и изменения трудовых договоров;
- виды трудовых договоров;
- содержание трудовой дисциплины;
- порядок разрешения трудовых споров;
- виды рабочего времени и времени отдыха;
- формы и системы оплаты труда работников;
- основы охраны труда;
- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора.
Основу образовательного процесса составляют уроки, практическая и самостоятельная работа студентов. Для насыщения всех видов учебных занятий профессиональным контекстом, создаются и поддерживаются благоприятные условия, объективно способствующие профессиональному самоопределению студентов. К таким условиям относится: прохождение курсов преподавателями специальных дисциплин согласно требованиям ФГОС; налаживание межпредметных связей с целью насыщения общеобразовательных предметов примерами из сферы будущей профессиональной деятельности обучающихся; создание комплектов наглядных пособий, презентаций, видеофильмов для профессиональной ориентации студентов при изучении общеобразовательных, и профессиональных дисциплин. Планируя конкретное содержание данной работы я провожу обзор периодической печати и интернет сайтов по специальности при проведении занятий; большая часть практических занятий проводиться в условиях максимально приближенных к реальным (по содержанию задач, по технологии их выполнения).
Объем учебной дисциплины включает в себя: а) аудиторную работу (все возможные виды учебных занятий);
б) самостоятельную работу (включая работу под руководством и контролем преподавателя);
в) текущий контроль успеваемости и мероприятия промежуточной аттестации (дифференцированный зачет, экзамен, включая время на подготовку (консультации) и сдачу экзамена, и т. п.).
Основные формы работы на аудиторных занятиях:
Лекция: экспресс-опрос по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?»
Практическое занятие:
прием и разбор домашних заданий;
прием и защита практических работ;
самостоятельное решение задач на практических занятиях (например, решение 1-2 ситуационных задач, а затем разбор типовых ошибок при решении).
На каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, аисходныеданныеразличны.
Для приобретения навыков профессионального самоопределения студентам необходимо выполнять следующие практические и самостоятельные работы:
1. Поиск в заданном регионе предприятий для работы по специальности (справочная литература, интернет).
2. Поиск в заданном регионе вакансий для трудоустройства по специальности (интернет).
3. Составление трудового договора (контракта).
4. Составление резюме для трудоустройства по специальности.
5. Составление проекта личного профессионального пути.
6. Составление потребительского профиля профессии, должности.
7. Составление рефератов, презентаций, кратких сообщений о своей специальности.
Педагогическое сопровождение понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии. Сопроводить обучающегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую. Сопровождение профессионального самоопределения студентов может выражаться в профессиональном просвещении, включающем профессиональную информацию, пропаганду и агитацию. Но важным акцентом в профессиональном сопровождении является развитие интересов и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности. Оно складывается из формирования креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи, то есть обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся СПО. В настоящее время к выпускникам СПО предъявляются большие требования. Им необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их применить, уметь обобщать, делать выводы, быть мыслящимися людьми, чтобы утвердиться в жизни.
Подводя итог, необходимо отметить, что роль социально-педагогического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.