Ознакомительный материал о детской студии


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Оренбурга

СРР «Филиппок»
Оренбург
2016
Содержание портфолио
1. Общие сведения об отделе
2. Нормативно-правовое сопровождение деятельности отдела (Федеральные, региональные, локальные акты)
3. Миссия, цели, задачи отдела
4. Характеристика образовательного процесса
5. Инновационная деятельность отдела
6.Условия реализации образовательной деятельности отдела
6.1. Программно - методическое обеспечение
6.2. Кадровое обеспечение
6.3. Материально – техническая база

1.Общие сведения
Дошкольный возраст – это возраст первоначального «складывания личности». Современное общество предъявляет требования к развитию у ребенка способности быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим, политическим условиям. Если раньше акцентировалось внимание на функциональной подготовленности ребенка к письму, чтению и счету, то сегодня все чаще обращаются к субъектному началу личности.
Появление при учреждениях дополнительного образования школ и студий раннего развития дошкольников – это практический ответ российской системы образования на возникшую потребность родителей не только подготовить детей к школе, но и адаптировать их к условиям социокультурной среды, деятельность которой направлена на развитие потенциальных способностей, удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей, содействующий общекультурному, творчески продуктивному развитию личности. Для решения этой проблемы в сентябре 1994 была года создана Студия раннего развития «Филиппок» в составе отдела «Социально-клубные формы работы», количество посещающих детей составляло 45 человек в возрасте 4-7 лет.
В 2000 году Студия раннего развития «Филиппок» была выведена в самостоятельный отдел. Сейчас студию посещают 268 детей.
Динамика численности учащихся СРР «Филиппок»

Студия раннего развития «Филиппок» ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста для обеспечения полноценного возрастного психо-физического развития.
Содержание деятельности CРР «Филиппок» направлено на обеспечение условий полноценного физического, социально-коммуникативного, личностного, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, развитие индивидуальных способностей детей в соответствии с их возрастными  и индивидуальными особенностями.
CРР «Филиппок» выполняет следующие функции:
-развивающая – формирование базовых новообразований возраста в интеллектуальной, личностной, социальной сферах личности ребенка дошкольного возраста, развитие его творческого потенциала;
-образовательная – формирование общей культуры, осведомленности, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, практических умений, обеспечивающих успешность на последующих ступенях обучения;
-социально-адаптивная – формирование и развитие личностного потенциала ребенка дошкольного возраста, обеспечивающего его социальную успешность. 2. Нормативно-правовое сопровождение
Нормативно-правовой основой деятельности отдела являются документы, регулирующие образовательную деятельность учреждения, предоставляющего образовательные услуги по развитию способностей детей дошкольного возраста:
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" от 1 июня 2012 года № 761;
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 22 декабря 2012 года;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 годы от 28 июня 2013 года № 553-пп;
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга. (Утв. Распоряжением управления образования администрации города Оренбурга от 28. 04.2014г. №477);
- Положение об отделе «Студия раннего развития «Филиппок» (от 12.09.2015);
- Образовательная программа отдела СРР «Филиппок», протокол НМС № 88 от 02.08.2014г.
3. Миссия, цели, задачи отдела
Миссия: создание и развитие инновационной развивающей образовательной среды СРР «Филиппок», обеспечивающей продвижение каждого ребенка по индивидуальной траектории развития.
Цель: Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию, личностное, интеллектуальное, творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
В области работы с детьми:
Развитие базовых личностных качеств (ценностные установки, коммуникативные качества, мотивация к познанию).
Развитие познавательных процессов, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешность на последующих ступенях обучения.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе освоения различных видов деятельности (музыкальной, художественной, познавательной, коммуникативной).
В области вариативности образовательных услуг:
1. Расширение предметных областей: физического, социально–коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития.
2. Внедрение в образовательный процесс новых развивающих технологий обучения и воспитания.
В области программно-методического обеспечения:
Внесение корректировок в содержание дополнительных общеобразовательных программ с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам развития детей.
В области работы с педагогами:
1. Развитие профессиональных компетенций педагогов в области реализации проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
2. Расширение спектра обучающих форм повышения профессиональной квалификации педагогов (дистанционное обучение, заочное, второе высшее, проблемные курсы, мастер-классы и т.д.).
4. Характеристика образовательного процесса
Содержание образовательных услуг СРР «Филиппок» соответствует требованиям образовательного стандарта к результатам развития детей и призвано обеспечить качество образования, развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Содержание образования в СРР «Филиппок» выстроено с учетом следующих принципов:
развивающего образования;
научной обоснованности и практической применимости;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
системности в отборе и предоставлении образовательного материала;
обеспечения преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Содержание образования регламентируется учебным планом.
Учебный план разработан с учетом концептуальной идеи, заложенной в законе «Об образовании в Российской Федерации» и составлен с учетом социального запроса родителей, кадрового состава педагогов студии.
5. Инновационная деятельность отдела
Цель инновационной деятельности - улучшение способности педагогической системы достигать качественно более высоких результатов образования.
Инновационная деятельность Студии раннего развития «Филиппок» ведется по следующим направлениям:
-инновации в содержании образования (разработка и внедрение новых программ согласно новым требованиям);
-инновации в технологиях (внедрение здоровьесберегающих, развивающих, коррекционных, информационных, познавательно - исследовательских, игровых технологий, технологий проектной деятельности, портфолио (отдела, достижений); -инновации в работе с кадрами (непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов,   участие в городских конкурсах,  персональный план по самообразованию);
-инновации в работе с родителями (родительские собрания с использованием компьютерных презентаций, работа клуба «Академия родителей»);
-инновации в предметно-развивающей среде (обогащение предметно-развивающей среды с учетом дополнительных общеобразовательных программ).
Здоровьесберегающие технологии. Основной их целью является создание условий для формирования у обучающихся представления о здоровом образе жизни, формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация. Здоровьесберегающие технологии реализуется в программах:«мире природы», «Театр игры», «Развивающие игры», «Волшебные пальчики» и др.
Проектная деятельность. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В отделе в рамках программ разработаны и реализуются следующие проекты: «Его величество Время» (программа «Веселая математика»), «Новогодняя игрушка» (программа «Фантазия»), «Почему мы здороваемся» (программа «Театр игры»), «Наши любимые сказки» (программа «В мире сказки»), «Буква и звук в картинках» ( Программа «От А до Я»).
Развивающие технологии. В традиционном обучении ребёнку предоставляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Данная технология широко используется в процессе реализации программ: «Развивающие игры», «Веселая математика», «От А до Я», «В мире сказки».
Коррекционные технологии. Их целью является снятие психо-эмоционального напряжения дошкольников. Программы «Волшебная песочница», «Азбука общения».
Информационные технологии. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. В настоящее время педагоги отдела активно используют в своей работе мультимедийные средства: слайды, презентации, видео презентации. Мультимедиа-технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения. Педагог Васильева Т.В. разработала и подобрала презентации мультимедийных игр к программе «От А до Я». Актуальность данных презентаций состоит в повышении мотивации дошкольников к предмету и устранение трудностей при изучении отдельных тем.
Познавательно-исследовательская деятельность. Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Данная технология является ведущей при реализации программы «В мире природы». На протяжении нескольких лет педагог Гераськина Г.А. занимается исследовательской деятельностью в созданной ею мини-лаборатории. Данная работа представлена в тематической папке «Организация исследовательской деятельности детей на занятиях по ДОП «В мире природы».
Игровые технологии  активно реализуются во всех общеобразовательных программах отдела. Данная технология является ведущей в процессе реализации программы «Театр игры», где основная идея заключается в творческом развитии личности посредством театрализованной игровой деятельности, воспитании норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игровые действия.
Технология портфолио (педагога, отдела). Целью данной технологии является учет результатов, достигнутых педагогом в разнообразных видах деятельности. Портфолио является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога, коллектива. У каждого педагога в отделе имеются портфолио, которые составлены согласно требованиям, постоянно обновляются и пополняются.
6. Условия реализации образовательной деятельности в отделе
6.1. Программно-методическое обеспечение
В целях усиления развивающей функции дошкольного образования, обновления содержания и организации дошкольного образования была разработана образовательная программа отдела и переработаны пять дополнительных общеобразовательных программ.
На стадии утверждения находятся дополнительные общеразвивающие программы: «Развивающие игры», «Фантазия», «Говори правильно», «Азбука общения», «Волшебная песочница».
Все программы имеют единую структуру в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Программы оснащены необходимым диагностическим инструментарием, позволяющим отслеживать эффективность обучения и воспитания. Программа «В мире сказки», написанная педагогами Поздняковой Т. Ю. и Клесовой Н.Г., заняла 2 место на городском конкурсе методической продукции и стала победителем в заочном Всероссийском конкурсе программ дополнительного образования детей «Как хорошо уметь читать», посвященном году Литературы в России. На конкурс были представлены 53 педагогические разработки из 24 регионов страны.
6.2. Кадровое обеспечение
Студия раннего развития «Филиппок» полностью обеспечена кадровым ресурсом, все педагоги имеют специальное образование. Анализ образовательного ценза за 5 лет свидетельствует о высоком уровне образования педагогических работников: высшее образование имеют 60% педагогов, среднее профессиональное образование – 40% педагогов. Повышение уровня квалификации педагогов осуществляется в различных формах:
- участие в работе методических объединений;
- курсы повышения квалификации (за прошедшие 2 года 5 педагогов повысили свою профессиональную квалификацию при ОГПУ);- самообразование;
- обобщение и распространение педагогического опыта.
Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов отдела за 2012-2016 годы позволяет сделать вывод о том, что педагогический коллектив - квалифицированный, стабильный, опытный, перспективный, имеет высокий уровень педагогической культуры.
6.3. Материально-техническая база
Состояние материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, предметно-развивающей среды позволяет осуществлять образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.
Студия располагает 5 учебными помещениями, в 2015-2016 учебном году был оборудован кабинет логопеда. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием: мебелью, оргтехникой (2 компьютера, сканер, 2 принтера, интерактивная доска, проектор, брошюратор, ламинатор, видеокамера, музыкальный центр).Учебно-методическая база Студии включает наборы настольно-печатных игр, оборудование для проведения опытнической деятельности, кассеты с записями детских песен, развивающие игры (логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизера, Танграм на магнитах), карточки чисел и геометрических фигур, материал для сенсорного развития, шнуровки для букв и цифр, пособие по подготовке руки к письму, материалы для детского творчества, для исследовательской деятельности, печатные плакаты к программам, пальчиковый и кукольный театр, «живой» песок, наглядные демонстрационные пособия «Скоро в школу», пособия для развития моторики рук, развивающий уголок по предмету «Умные пальчики».
Оснащение программы «От А до Я»
2857500490220

Оснащение программы «Веселая математика»

Оснащение программы «Развивающие игры»
-273050304800

Оснащение программы «Умные пальчики»


Оснащение программы «В мире природы»

Оснащение программы «В мире сказки»


В перспективе планируется приобретение радиомикрофонов для организации детских конкурсов, кварцевой лампы, пошив костюмов к детским конкурсам.
Учебная база СРР «Филиппок» позволяет заниматься образовательным процессом в 2 смены без перегрузок. Санитарно-гигиенические условия отвечают требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям.
Обеспечение учебной базы необходимыми средствами для качественного проведения образовательного процесса в Студии осуществляется за счет добровольных пожертвований родителей учащихся, которые являются членами попечительского совета.
На основе современных информационно-коммуникационных технологий осуществляется разнообразная деятельность:
- создание учебных пособий и дидактических материалов с использованием современных программ и средств мультимедиа;
- участие обучающихся в Интернет - конкурсах;
- запись дисков с фонограммами музыкальных произведений;
- создание электронного портфолио педагогов СРР «Филиппок»
Таким образом, постоянно развивающаяся предметно - образовательная среда Студии инициирует познавательную и творческую активность детей,  предоставляет ребенку свободу выбора,  соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка.