«Система психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01.06.2012 г.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Натальинская средняя общеобразовательная школа
«Система
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01.06.2012 г.»
Подготовила
социальный педагог
Маркова М.Н.
с.Натальино
2015 г.
Слайд 1,2
В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, в числе мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:
правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами,
предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях,
создания системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей,
психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.
В системе образования Навашинского района, а значит и нашей школы психолого-педагогическое и социально – педагогическое сопровождение образования является одним из важных направлений деятельности.
Согласно ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Слайд 3
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".
Слайд 4
В нашей школе 164 родителя, 93 семьи, в которых воспитывается 114 обучающихся нашей школы. Если заглянуть в социальный паспорт нашей школы и составить обобщённый портрет родителей обучающегося нашей школы, то получается, что их возраст от 35 до 40 лет, образование среднее, рабочие - и воспитывают двух детей.
Судя по составленному социальному портрету, данная семья нуждается в нашей социально – психологической, педагогической помощи, т.к. в век развития нанотехнологий «среднего образования», явно, недостаточно, а в возрасте 35-40 лет начинать учиться трудно. И это только портрет, а на самом деле?
Оказание помощи, особенно, если тебя об этом не просят, работа достаточно сложная кропотливая, и её мы стараемся ненавязчиво проводить по 5 направлениям. Это:
Слайд 5
1. Изучение семьи и условий и семейного воспитания 2. Психолого - педагогическое просвещение родителей 3. Взаимодействие с родительским комитетом и участие в работе родительского патруля. 4. Совместная деятельность родителей обучающихся 5. Информирование родителей о содержании образовательной деятельности, результатах воспитания и обучения
Слайд 6
1. Изучение семьи и условий и семейного воспитания.
Нам, живущим в сельской местности, намного проще провести такую диагностику. Ребёнок ещё не родился, а мы уже знаем в каких условиях он будет воспитываться, потому что его родители, в основном наши выпускники. Но, тем не менее, каждый классный руководитель проводит анкетирование родителей и обучающихся, и выясняет чем живёт та или иная семья. Также мы работаем в тесном сотрудничестве с Натальинским Фельдшерско – акушерским пунктом и специалистами Комплексного Центра социальной защиты и обслуживания населения Навашинского района.
Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонений в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи. "Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут"( В.В. Путин).
Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. В анкетах есть и такой вопрос, чем школа может помочь семье. Жаль, что в основном родители отвечают на этот вопрос прочерком. Но молчание - знак согласия и поэтому школа выстраивает эту работу сама по своему усмотрению.
В течение всего первого месяца учёбы идёт сбор информации и формирование банка данных семей обучающихся.
Слайд 7
2. Психолого - педагогическое просвещение родителей
идет через:
организацию консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов, если необходимо, можно пригласить педагога – психолога) для родителей (например в декабре 2014 г. прошло родительское собрание на тему «Культура здоровья: образовательное пространство и окружение» с участием работников Фельдшерско – акушерского пункта.)
организацию тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов;
проведение общешкольных и классных родительских собраний, в том числе, по проблемам асоциального поведения обучающихся на темы «Общение с детьми и его влияние на развитие нравственных качеств ребёнка», «Актуальные вопросы ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних», «Воспитание и обучение в условиях ФГОС»).
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе, с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностями родителей в отношении воспитания ребенка ( такая помощь осуществляется на всех родительских собраниях) К собранию готовятся памятки, буклеты для родителей по вопросам воспитания или просвещения.
работу родительских лекториев, которые проводятся 1 раз в четверть по отдельному плану. Основная задача помощи в семейном воспитании и развитии детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на занятиях лектория не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания.
обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию, которые готовятся к общешкольным родительским собраниям в библиотеке.
оформление информационных стендов для родителей в коридоре
Слайд 8
3. Взаимодействие с родительским комитетом и участие родителей в работе родительского патруля.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей. Прежде чем привлекать родителей к работе родительского патруля или родительского комитета, проводятся индивидуальные беседы с каждым из них.
Во время рейдов проводятся беседы с родителями и детьми. Беседы родителей (членов родительского патруля) более эффективны, чем наставления педагога.
Слайд 9
4. Совместная деятельность родителей обучающихся
Совместная работа по организации праздников для детей, участие в походах, участие в организации экскурсий (в этом учебном году были организованы походы на устье реки Тёша, экскурсии на предприятия Навашинского района, а также в Болдино, Пешелань, Н.Новгород) всё это, как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между педагогом и семьей. Совместная работа помогает развивать личную заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей.
Слайд 10
5. Информирование родителей о содержании образовательной деятельности, результатах воспитания и обучения
На первом родительском собрании в сентябре на тему «Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу» всем родителям дан адрес школьного сайта и сайтов, где можно получить квалифицированную консультацию по вопросам воспитания детей.
На первом родители найдут нужную информацию о школе: учебном процессе, дополнительном образовании, на втором - задать вопрос о проблемах в воспитании ребёнка. Нельзя оставить без внимания и электронные дневники, через которые нужно поддерживать связь с учителем.
Информирование родителей в вопросах воспитания и обучения своего ребёнка может происходить в индивидуальных беседах с классным руководителем, социальным педагогом, учителем - предметником. В последнее время стало заметно, что на родительские собрания как классные, так и общешкольные стало приходить, раз от раза, больше родителей. Из бесед с родителями я выяснила, что учебу и поведение детей не обсуждают при всех, а разговаривают на эту тему только индивидуально.
Поэтому можно сделать вывод, что родители приходят не только узнать, как учиться ребёнок, но и получить новые знания в вопросах воспитания и обучения детей.
Слайд 11
Особо надо сказать о неблагополучных семьях.
Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др.
Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.
Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, всегда создают реальные сложности в формировании школьников. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику их воспитания и обучения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Но самое главное – выявить такую семью, чтобы на ранних этапах оказать ей помощь.
Слайд 12
Воспитание ребенка – трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат.
Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях.
13PAGE 15
13PAGE 14715