Рабочая программа по литературе
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Чернышевское многопрофильное училище»
Согласовано:
Заведующий по учебной части
ГПОУ «ЧМУ»
____________/Ю.В.Юмшина
«__»________________2014 г. Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ЧМУ»
________________/М.В. Черепанова
«___»_________________2014 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 02. ЛИТЕРАТУРА
По профессиям социально-экономического профиля:
19.01.02 «Повар, кондитер»
38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий среднего профессионального образования. Авторы: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор. Белоусова Е.И., кандидат педагогических наук, доцент. ФИРО,2008.
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Чернышевское многопрофильное училище»
Авторы:
Яшина И.К. – преподаватель русского языка и литературы.
Рассмотрена:
на заседании МК ООД
протокол № 1 от «__»______2014 г.
председатель МК _________/Ю. В. Юмшина
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
23
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
34
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
Социально – экономический профиль:
19.01.02 «Повар, кондитер»
38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно – популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 293 час в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часа;
самостоятельной работы обучающегося 98 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 293
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Контрольные работы. 195
10
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
- выразительное чтение произведений
- чтение стихотворений наизусть
- составление хронологических таблиц по биографии и творчеству писателей
- реферат
- тестирование
- сочинение
- сообщение
- анализ художественного произведения
- пересказ художественного произведения 98
12
6
14
34
9
4
12
4
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). 1 2
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века. 15 Тема 1.1. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Обзор культуры. Литературная борьба. Самобытность русского романтизма. 1 2
Тема 1.2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». 2 2
Тема 1.3. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Эссе по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Тема 1.4. Философская лирика А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. 2
2 2
Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. В. Г. Белинский о Пушкине.
философская лирика А.С. Пушкина.
Лирика А.С. Пушкина «Пророк».
2
Тема 1.5. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики. Лирика М. Ю. Лермонтова (мотивы одиночества в ранней лирике.)
Тема 1.6. Лирическое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк». Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…». 2
2 2
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
лирическое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк».
лирика М.Ю. Лермонтова (мотивы одиночества в ранней лирике).
2
В.Г. Белинский о Лермонтове.
Тема 1.7. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет». (Обзор).
Тема 1.12. Повесть «Портрет». Роль искусства в современном мире. Композиция, сюжет, тема, идея повести «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Обзор повести Н.В. Гоголя «Портрет» (сюжет).
Вопросы, которые автор затрагивает в повести Н.В. Гоголя «Портрет»: какова роль искусства в современном мире? существуют ли проблемы, описанные Гоголем в повести, и в наши дни?
композиция, сюжет, тема, идея повести «Портрет»
2
2 2
2
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм. Контрольная работа. 1 Входящий контроль знаний (по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина на выбор. («Вольность», «Дар напрасный, дар случайный…», «К Чаадаеву»)
Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова на выбор. («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Чтение стихотворения А.С. Пушкина или М.Ю.Лермонтова наизусть на выбор.
Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству Н.В. Гоголя. 8 Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века. 74 Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.
Тема 2.2. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Тематика пьес Островского и история создания пьесы «Гроза». Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. 2
2
2
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Тема 2.3. «Закрытый» город Калинов: пространства самодурства и страха. Народные истоки характера Катерины. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. 2 2
Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Основные темы пьесы «Гроза»
Проблема личности и среды в пьесе «Гроза». Тема 2.4. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев). А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.
Тема 2.5. Проблемы и личности среды в пьесе «Гроза». Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
2
2
2
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Значение Островского в истории русского театра. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Островского «Гроза».
Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме. 2
2
Тема 2.6. И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества (обзор). «Обломов» История создания. Обломов – это сущность, характер, судьба. Сведения из биографии. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история». 2
2
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Тема 2.7. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Статьи Добролюбова и Дружинина.
Тема 2.8. «Обломов», как философский и социально – психологический роман. Понятие «обломовщины».
Тема 2.9. Любовь в романе «Обломов». Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
2
2
1
2
Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
Решение автором проблемы любви в романе. 2
2
2
Тема 2.10. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети». «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.
2 2
Тема 2. 11. Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова.
Тема 2.12.Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.
Тема 2.13. Смысл названия романа.
Нигилизм в романе «Отцы и дети»
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). 2
2
2
2
Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. 2
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. 2
Тема 2.14. Н.Г. Чернышевский. Трагическая судьба писателя – демократа. Роман «Что делать?» (Обзорно).
Тема 2.15. Роман «Что делать?» (тема, сюжет, композиция) Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).
2
1 2
2
Тема 2.16. Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. А.А. Фет. Обзор творчества.
Тема 2.17. Обзор лирики Ф.И. Тютчева.Основные темы творчества Ф.И. Тютчева.
Тема 2.18. Лирическое произведение А.А. Фета («Selenium») Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «День и ночь», «Эти бедные селенья…». 2
2
2 2
Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
2
2
Стихотворения:», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Тема 2.19. А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.
Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…». 2 2
Тема 2.20. Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова.
Тема 2.21.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема, идея, композиция. Народные образы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский).
Тема 2.22. Образ русской крестьянки в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Своеобразие языка в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Тема 2.23. Глава «Последыш» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». 2
2
2
1
2
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. 2
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. 2
Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. 2
Тема 2.24. Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. 2 2
Тема 2.25. М.Е. Салтыков – Щедрин.
Сведения из биографии.
Тема 2.26. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). 2
2 2
2
Тема 2.27. Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского.
Тема 2.28. Роман «Преступление и наказание». История создания, тема, идея. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Значение творчества Достоевского.
Тема 2.29. Роман «Преступление и наказание». Образ Р.Раскольникова.
Сущность теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Тема 2.30. Сны Раскольникова. Страдание и очищение в романе. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
2
2
2
1
2
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».
2
Своеобразие жанра. Отражение русской действительности в романе. Социальная и нравственно – философская проблематика романа. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху. Судьба Раскольникова. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
2
Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. 2
Тема 2.31. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.
Тема 2.32. «Война и мир» - история создания, композиция, идея. Светское общество (семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). 2
2 2
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».
2
Тема 2.33. Война 1812 года. Толстой о причинах войны. Патриотизм народа. Партизанское движение на страницах романа.
Тема 2.34. «Мысль народная» в романе. Бородинское сражение на страницах романа.
Тема 2.35. «Бал Наташи Ростовой» из романа Л. Толстого «Война и мир»
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Понятие о романе – эпопее. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
Идейные искания Толстого.
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Хаджи – Мурат». 2
2
2
2
2
2
Тема 2.36. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. Чехов – драматург. Особенности чеховской драматургии.
Тема 2.37. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы.
Тема 2.38.Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад».
«Вся Россия – наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». 2
2
2
2
Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. 2
«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. Контрольная работа. 2
2
Контрольная работа по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Контрольная работа по теме «Русская литература 2-ой половины XIX века». Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Реферат на тему «Драма А.Н. Островского «Гроза», проблема личности и среды». Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству И.А. Гончарова. Тестирование по содержанию романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева и А. А. Фета. Сообщение на тему: «Наказание Родиона Раскольникова» по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Реферат на тему: «Система образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 38 Раздел 3. Зарубежная литература (обзор). 2 Тема 3.1. Творчество писателей зарубежной литературы. Обзор.
Гете – обзор творчества. «Фауст». Бальзак - обзор творчества. «Гобсек», «Отец Горио». Шиллер - обзор творчества. «Шиллер». 2 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: сообщение: «Характеристика Зарубежной литературы 19 века».
2 Раздел 4. Литература ХХ века. Введение. 2 Тема 4.1. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры.
Роль искусства в жизни общества. Живопись, музыка, театр, хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы 19 века. Общечеловеческие проблемы начала 20 века в поэзии и прозе. Новаторство в литературе 20 века. Многообразие литературных течений. Полемика по вопросам литературы. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».
2 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: сообщение.
2 Раздел 5. Русская литература на рубеже веков. 5 Тема 5.1. И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор). «Господин из Сан-Фанрициско» (тема, идея, сюжет)
Тема 5.2. Отзывы критиков о рассказе «Господин из Сан – Франциско» 2
1 2
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.
2
Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» Тема 5.3. А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор) повесть «Гранатовый браслет». Тема любви в повести «Гранатовый браслет».
Рассказы: «Гранатовый браслет». 2 2
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет».
Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Тестирование по содержанию повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2 Раздел 6. Поэзия начала ХХ века. 15 Тема 6.1. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. И. Анненский, М. Цветаева.
Тема 6.2. Символизм. Истоки русского символизма.«Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб)
Тема 6.3. «Младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).Связь символизма с романтизмом.
В. Брюсов, К. Бальмонт,.Н. С. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева, Г. Иванов, В. Ходасевич, И.Северянин,М. Кузьмин, Г. Тукай. Проблема традиций и новаторства в литературе начала 20 века, формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов и футуристов. 2
2
2
2
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. 2
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. 2
Тема 6.4. М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «На дне». Тема, сюжет.
Тема 6.5. Герои пьесы «На дне». Спор о назначении человека.Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
Тема 6.6. Авторская позиция в пьесе и способ ее воплощения.
Сведения из биографии. 2
2
1 2
Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.
2
«На дне». Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.
2
Тема 6.7. А. А. Блок. Жизнь и творчество. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.
Тема 6.8. Борьба миров , неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Тема родины, тревога за судьбу России.
Сведения из биографии. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». 2
2 2
Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои.. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
2
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. Контрольная работа. 1 Контрольная работа по лирике начала XX века. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» 4 Раздел 7. Литература 20-х годов (обзор). 12 Тема 7.1. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы. Тема России и революции в творчестве разных поколений и мировоззрений (М. Волошин, А., Ахматова, М.Цветаева, В. Луговский и т.д.)
Тема 7.2. Крестьянская поэзия 20-х годов 20 века. Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).
Тема 7.3. Поиски нового героя эпохи ( «Чапаев» Д. Фурманов, «Разгром» А. Фадеева, «Аэлита» А. Толстого)
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.
2
2
1 2
Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).
Становление жанра романа – антиутопии в 20 – е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е.Замятина, «Чевенгур» А.Платонова). 2
Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).
2
Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.). Тема 7.4. В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики.Тема поэта и поэзии.
Тема 7.5. Сатира В.В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой». 2
1 2
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. 2
Тема 7.6. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.Историческая поэма С. Есенина «Анна Снегина».
Тема 7.7. Творчество С. Есенина. Образ родины. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».
2
1
2
Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
2
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Контрольная работа. 1 Контрольная работа по литературным течениям XX века. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Выразительное чтение стихотворения В. Маяковского.
Чтение 2-3 стихотворений С. Есенина наизусть.
6 Раздел 8. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). 23 Тема 8.1. Становление новой культуры в 30 – е годы. Отражение индустриализации и коллективизации. М.Цветаева Биография и творчество. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Тема 8.2. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. О. Мандельштам. Сведения из биографии. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Единство и многообразие русской литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта. 2
2 2
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно..» Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие стиля поэтессы.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. 2
Тема 8.3. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Петербургские мотивы в поэзии Мандельштама. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков..», «Я вернулся в мой город, знакомы до слез..» 2
2
Противостояние поэта «веку – волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Тема 8.4. Сведения из биографии А. Платонова. Своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова).
Тема 8.5. Традиции русской сатиры в творчестве писателя Платонова. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». 2
1 2
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. 2
Тема 8.6. И.Э. Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия» И. Э. Бабеля. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Теория литературы: развитие понятия о рассказе. 2 2
Тема 8.7. М.А. Булгаков. Сведения из биографии.Москва 30 –х годов 20 века в романе «Мастер и Маргарита» Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».
Тема 8.8. Любовь и судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита». Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»
Тема 8.9. Воланд и его окружение в романе «Мастер и Маргарита». Эссе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. 2
2
2 2
2
2
Тема 8.10. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Тема 8.11. Женские образы в романе «Тихий Дон». Женские судьбы.Русское казачество в романе «Тихий Дон».
Тема 8.12. Любовь на страницах романа. Роман «Тихий Дон» (обзор). Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
2
2
1 2
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
2
2
Контрольная работа. 1 Контрольная работа по литературе 30-40-х годов XX века. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Реферат на тему «Песни ВОВ» 12 Раздел 9. Литература русского Зарубежья. 4 Тема 9.1. Обзор творчества И. Бунина, В. Набокова.
Тема 9.2. Обзор творчества И. Бродского, Н. Заболоцкого
Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.
2
2
2
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству И.Бунина, В.Набокова. 4 Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет. 20 Тема 10.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.Творчество писателей периода Великой Отечественной Войны (Шолохов, Бондарев, Васильев).
Тема 10.2. Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков. Публицистика военных лет.
Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
2
2
2
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
2
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского и др
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. 2
Тема 10.3. А. Ахматова. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти. Исторический масштаб и трагизм поэмы А.Ахматовой «Реквием».
Тема 10.4. Пушкинские темы в творчестве А. Ахматовой.Своеобразие лирики А. Ахматовой.
Тема 10.5. Тема любви к Родине, к России в поэме «Реквием».
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был. Поэма «Реквием».
2
2
2 2
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
2
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. 2
2
Поэма «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. Тема 10.6. Жизнь и творчество Б. Пастернака.Философская лирика Б. Пастернака. Тема пути. Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость ранней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. 2 2
Тема 10.7. А. Т. Твардовский . Сведения из биографии.
Тема 10.8. Тема войны в лирике А. Твардовского.
Тема 10.9. Произведения первых послевоенных лет. Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». Утверждение нравственных ценностей.
2
2
2 2
2
2
Контрольная работа. 2 Контрольная работа по творчеству писателей периода великой отечественной войны и послевоенного десятилетия. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Пересказ содержания поэмы А.Ахматовой «Реквием». Выразительное чтение стихотворений А. Т. Твардовского. Сообщение по литературе военных лет. Тестирование.
10 Раздел 11. Литература 50–80-х годов (обзор). 12 Тема 11.1. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Поэзия 60-х годов..Авторская песня. (В. Высоцкий, Б. Окуджава)
Тема 11.2. Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Тема родины в лирике поэта. Есенинские традиции в лирике.
В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. Своеобразие прозы.
Тема 11.3. А.В. Вампилов. Образ вечного бюрократа. Гоголевские традиции в творчестве.
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. 2
2
1
2
Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. 2
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. 2
Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.
«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. Изображение жизни советской деревни. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,
В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др. Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Многонациональность советской литературы. Тема 11.4. А.И. Солженицин. Сведения из биографии. повесть «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.
Тема 11.5. Расул Гамзатов. Сведения из биографии.
А.И. Солженицын. Сведения из биографии». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. 2
1
2
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. 2
Тема 11.6. В. Шукшин. Сведения из биографии, рассказ «Чудик». В.М. Шукшин. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. 2 2
Контрольная работа. 2 Контрольная работа по поэзии 50-80-х годов XX века. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству В.Т. Шаламова, А. И. Солженицина, В. Шукшина. 6 Раздел 12. Русская литература последних лет (обзор). 4 Тема 12.1. Обзор произведений, опубликованных в последние годы. Позиция современных журналов.
Тема 12.3. Творчество писателей новейшей литературы 80-90-х годов. Творчество Л. Петрушевской. Развитие историко-литературного процесса в новейшей прозе 80-90-х годов. 2
2 2
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Эссе по литературе последних лет. 2 Раздел 13. Зарубежная литература (обзор). 2 Тема 13.1. Произведения зарубежной литературы 20 века. Э. Хемингуэй. «Старик и море». И.-В.Гете. «Фауст». Э.- М. Ремарк. «Три товарища».
Г. Маркес. «Сто лет одиночества». П. Коэльо. «Алхимик». 2
2
Раздел 14. Современная литература. 2 Тема 14.1. Современный литературный процесс. Произведения писателей современной литературы. Произведения для бесед по современной литературе: А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости». А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы». В. Ерофеев «Москва – Петушки».
2 2
Резерв учебного времени: 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сообщение на тему «Современная литература»
2 Резерв учебного времени: 1 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение кабинета.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная доска;
- телевизор;
- DVD-проигрыватель.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературыОсновные источники:
Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 (электронный учебник)
Литература .11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /под ред. В.П. Журавлева. – 13- е изд. – М.: Просвещение, 2012 (электронный учебник)
Дополнительные источники:
Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.
Русская литература 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
В мире литературы. 11 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 368 с.
Русская литература 20 века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /сост. В.В. Агеносов, Э. Л. Безносов, А.В. Леденев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
- воспроизводить содержание литературного произведения; Оценка результатов ВСР № 10 к разделу 10. Пересказ текста.
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.
Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Реферат.
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Сообщение. Реферат.
- определять род и жанр произведения; Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.
- сопоставлять литературные произведения; Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3, ВСР № 4 к разделу 4. Сообщение.
Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Реферат.
- выявлять авторскую позицию; Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.
Оценка результатов ВСР № 8 к разделу 8. Реферат.
Оценка результатов ВСР № 12 к разделу 12. Сообщение.
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; Оценка результатов ВСР № 1 к разделу 1, ВСР № 7 к разделу 7.Выразительное чтение текста.
Чтение стихотворений наизусть.
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2., ВСР № 8 к разделу 8.Реферат.
Оценка результатов ВСР № 13 к разделу 13. Сообщение.
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 10 к разделу 10. Сочинение.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. Знания:
- образную природу словесного искусства;
Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 14 к разделу 14. Сообщение.
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
Оценка результатов ВСР № 5 к разделу 5. Тестирование.
Оценка результатов ВСР № 9 к разделу 9, ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 11 к разделу 11. Хронологические таблицы по биографии и творчеству писателей.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Оценка результатов ВСР № 14 к разделу 14. Сообщение.
- основные теоретико-литературные понятия; Оценка результатов ВСР № 5 к разделу 5, ВСР № 10 к разделу 10. Тестирование.