Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Методические указания
по выполнению заданий
на практических занятиях
по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»
Для специальности 39.02.01 Социальная работа
Составитель Дудина Светлана Александровна
г. Перевоз
2015г.
Составители: Дудина С.А.
Методические указания по организации практических занятий по МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Дудина. – Перевоз, 2015. –16с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению практических работ МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты». Предназначены для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
Рецензент: Тельнова Н.А. – преподаватель ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
© Перевозский строительный
колледж, 2015

Рассмотрено на заседании кафедры
Социального и правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ __________ Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Ф.И.О.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….………..….4
Цель и задачи освоения модуля …………………………………………………….…….……5
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК 04.03 «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»……….……….…..6Алгоритм выполнения практических заданий …..………………………………..…………8
Содержание практических заданий ………………………………….……………………….11
Тема: «Составление древа понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»..11
Тема: «Осуществление организационно-управленческой деятельности»………………....11
Тема: «Сравнительный анализ организационных систем управления»……………………11
Тема: «Анализ деятельности региональной системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения»………………………………………………………………12
Тема: «Решение практических ситуаций по теме «Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты»…………………………………...12
Тема: «Анализ региональных особенностей деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения»…………………………………………………………….....12
Тема: «Решение практических ситуаций»……………………………………………………13
Тема: «Составление профессиограммы специалистов по социальной работе, руководителей структурных подразделений учреждений социальной защиты населения»………………………………………………………………………………………13
Тема: «Составления алгоритмов оказания социальной помощи различным категориям граждан»…………………………………………..……………………………………………13
Тема: «Организация социальной работы в сельской местности»…………………………..14
Список рекомендуемых источников………………………………………………………….15
Введение
Методические указания к проведению практических занятий по МДК 04.03 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 39.02.01 Социальная работа (углубленной подготовки).
Практические занятия проводятся с обучающимися, уже имеющими теоретическую подготовку по соответствующей теме, разделу. Основная цель организации и проведения практических занятий – формирование общих и профессиональных компетенций по основному виду деятельности Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты. Методические указания предусматривают выполнение практических заданий обучающимися в групповой и индивидуальной форме, в процессе организации практических занятий, семинаров, тренингов и деловых игр. Результаты практических занятий являются материалом для портфолио обучающихся по профессиональному модулю и могут выносится на защиту на экзамене квалификационном.
2. Цель и задачи освоения МДК
Цель освоения МДК - освоение соответствующих компетенций по основному виду деятельности Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:
иметь практический опыт:
- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи;
уметь:
- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;
- осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;
- определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
знать:
- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;
- особенности и содержание социальной работы в различных сферах;
- специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
- технологию организационной деятельности специалиста;
- правовые аспекты социальной работы в различных сферах;
- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;
- особенности организации социальной работы в различных сферах.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДКПроцесс МДК направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
4. Алгоритм выполнения практических заданий
Алгоритмы выполнения практических заданий
№1. Алгоритм составления «древа понятия»
Работа с понятием происходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.
Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарем, например «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарем иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями, интернет-ресурсами.
Вывод:
Вывод должен включать в себя ответы на следующие вопросы:
1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?
2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова?
3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чем может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?
4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия?
5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?
№2.Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы
Учебно-исследовательская работа по определенной теме имеет следующую структуру:
- Обоснование актуальности темы. Этот раздел отражает ваши поиски- почему эта тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методы и подходы вы намерены реализовать. В этом разделе рассматривается современное положение дел по отношению к проблеме исследования, масштаб и глобальность теории вопроса, а также положение дел в практике темы.
- Содержание. Список, состоящий из введения, названия пунктов (параграфов) исследования, заключения, списка используемой литературы и приложений с указанием их положения по страницам в работе.
- Введение. Здесь отражается буквально по пунктам сама программа исследования, ставятся цель и задачи исследования, определяются методы исследования, описывается объект исследования, его новизна и практическая значимость, коротко говорится о содержании исследования.
- Пункты (параграфы) исследования. Здесь отражаются цель и задачи, методы и методики исследования средства обработки данных. Включаются сводные таблицы графики и диаграммы. Анализируются результаты, делаются выводы.
- Заключение. «Ответ введению». Краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи. Отмечаются основные выводы исследования.
- Список используемой литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.
Ваша работа готова! Теперь остается только защитить исследование, если такое потребуется. И вы сделаете это, так как вы сами его написали, и соответственно очень знакомы с содержанием. Удачи!
№3. Алгоритм решения ситуации
На основании каких нормативно-правовых документов можно разрешить данную ситуацию
Разыграть ситуацию (кейс)
Разъяснить ситуацию
Презентовать решение ситуаций.
№ 4. Как составить схему.
1. Прочтите предложенный текст и запишите его название
2. Укажите карандашом в тексте основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.
3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.
4. Дополните схему примерами.
№ 5. Как заполнить таблицу.
1. Прочтите названия оглавлений таблицы.
2. Прочтите текст учебного пособия и с помощью карандаша (либо выделения цветом в электронном варианте УЭМК), укажите в нем материалы к каждой графе.
3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.
5. Содержание практических заданий
Тема 3.1. Понятие государственной системы социальной защиты населения.
Практическое занятие №43 «Составление древа понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»
Цели и задачи выполнения практического задания: анализ понятий «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»
Задание: составить древа понятия «Социальная защита» и «Социальное обеспечение»
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №44 «Осуществление организационно-управленческой деятельности»
Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать организационно-управленческих аспекты деятельности в системе социальной защиты населения
Задание: учебно- исследовательская работа
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические проблемы исследования организационно-управленческой деятельности в социальной работе;
2. Исследовать характер и роль социальной политики российского государства в системе обеспечения социальной защиты
3. Показать наиболее важные стратегические направления повышения эффективности организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты.
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №45 «Сравнительный анализ организационных систем управления»
Цели и задачи выполнения практического задания: Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы
Задание: сделайте анализ основных организационных систем управления, заполнив таблицу:
Виды организационных структур управления Плюсы Минусы
Линейная Функциональная Матричная Вид контроля: отчет
Практическое занятие №46 «Анализ деятельности региональной системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения»
Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать особенности деятельности системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения Нижегородской области
Задание: Заполните таблицу «Анализ деятельности системы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения Нижегородской области», используя материалы с сайта Министерства социальной политики Нижегородской области: http://www.minsocium.ru/Задачи органа социальной защиты населения субъекта Российской ФедерацииОсновные направления деятельности органа социальной защиты населения субъекта Российской ФедерацииФункции органа социальной защиты населения субъекта Российской ФедерацииВид контроля: отчет
Практическое занятие №47 «Решение практических ситуаций по теме «Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты»
Цели и задачи выполнения практического задания:
Задание: Разрешите ситуации (Сборник ситуаций и кейсов по социальной работе)
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №48 «Анализ региональных особенностей деятельности территориальных учреждений социальной защиты населения»
Цели и задачи выполнения практического задания: анализировать особенности деятельности территориальных учреждений социальной защиты
населения
Задание: Составить сравнительную таблицу:
Управления
соц.защиты районов Нижегородской области Структура управления Основные задачи Функции
Управление социальной защиты Перевозского района Управление социальной защиты района, где вы проживаете При составления таблицы рекомендуется использовать сайт Министерства социальной политики Нижегородской области: http://www.minsocium.ru/ и сайты управлений социальной защиты районов Нижегородской области.
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №49 «Решение практических ситуаций»
Цели и задачи выполнения практического задания:
Задание: Разрешите ситуации (Сборник ситуаций и кейсов по социальной работе)
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №50 «Составление профессиограммы специалистов по социальной работе, руководителей структурных подразделений учреждений социальной защиты населения»
Цели и задачи выполнения практического задания:
Практическое задание: составить профессиограмму специалиста по социальной работе по следующей схеме:
Основные цели социальной работы как профессиональной деятельности
Основные функции
Требования к профессиональной подготовке
Описание процесса труда
Вид контроля: отчет
Практическое занятие №51 «Составления алгоритмов оказания социальной помощи различным категориям граждан»
Цели выполнения практического задания: выявление личностных трудностей у различных категорий граждан
Задание: Разработайте алгоритм взаимодействия с клиентами (лицами пожилого возраста и инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации и д.р.), в соответствии с правилами оказания социальной помощи
Методические указания по выполнению задания
Алгоритм - это последовательность команд, предназначенная исполнителю, в результате выполнения которой он должен решить поставленную задачу. Алгоритм должен описываться на формальном языке, исключающем неоднозначность толкования. Исполнитель может быть человеком или машиной. Исполнитель должен уметь выполнять все команды, составляющие алгоритм. Множество возможных команд конечно и изначально строго задано. Действия, выполняемые по этим командам, называются элементарными.
Работа осуществляется в микрогруппахАлгоритм выполнения задания:
Смоделируйте ситуацию
Составьте алгоритм взаимодействия с клиентом, в соответствии с принципами взаимодействия социального работника и клиента (справочная информация)
Защита
Вид контроля: защита
Практическое занятие №52 «Организация социальной работы в сельской местности»
Цели и задачи выполнения практического задания: проанализировать основные направления социальной работы в сельской местности
Задание: сделайте анализ направлений социальной работы в сельской местности, заполнив таблицу:
Основные направления социальной работы в сельской местности Технологии
социальной работы в сельской местности Методы и формы реализации
социальной работы в сельской местности
Вид контроля: отчет
6. Список рекомендуемых источников
1. Основные источники: (с учетом последующих изменений и дополнений)
Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (ред. от 01.07.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001
Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. № 40-3 «О государственном социальном обслуживании населения»;
Василькова Т.А. Основы андрагогики [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2011.
Нон-Аревян О.А. Социальное страхование [Текст]; Учебное пособие/ О.А. Нон-Аревян. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-288 с.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие./ Под ред. проф. П.Д. Павленок. – М., ИНФРА –М, 2011 . – 272 с. (Высшее образование)
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: Учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Платонова, М.Ю.Платонов – М.: Издательский центр «Академия», 2011, 256 с. – (Сер. Бакалавриат)Социальная реабилитация: Учебник./Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – М., ИНФРА-М, 2012 – 320 с.
Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н, проф. Н.Ф. Басова – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011, 364 с.
Теория социальной работы: учебное пособие/ под редакцией д.ф.н., проф. Е.П.Агапова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.Фирсов М.В. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров/М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова/ -М., Издательство Юрайт, 2012. – 557с.
Циткилов П.Я. – М.:Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 596с. ISBN 5-94789-802-Х
2.Журналы и газеты
1. Российский медицинский журнал
2. Помощь пожилым людям и инвалидам
3. Социальная работа
4. Социальная защита
5. Надежда
3.Интернет ресурсы
1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: http://www.rehabin.ru/
2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://market-pages.ru
3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://www.ref.by/refs
4. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: http://fictionbook.ru/
5. Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: http://www.invalid.ru