Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Выполнение композиции « Зимний пейзаж» ( техника выполнения — ладошками)


Технологическая карта по изобразительному искусству
Класс: 1
Тема: Выполнение композиции « Зимний пейзаж» ( техника выполнения - ладошками)
Цель урока: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте в природе.
- стремление самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем .- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Предметные:
- знать значение слова «пейзаж»;
- уметь анализировать объекты;
- уметь передавать форму предметов и цвет зимы.
Метапредметные:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- освоение техники выполнения ладошками;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3. Применение ИКТ (презентация)
Оборудование: гуашь, листы бумаги, ватманы, миски с водой, салфетки, проектор, презентация к уроку, музыка.Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент

2.Сообщение нового материала Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы и хорошего настроения.
Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок рисования. Почему он необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте вместе с вами определи тему нашего урока, послушайте стихотворение замечательного русского поэта А. С. Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
- О каком времени года идет речь?
-Молодцы, что же мы будем с вами сегодня рисовать?
- Хорошо, а стихотворение называется «Зимнее утро»
- А скажите, какие слова в стихотворении вам сделали подсказку?
- Какие еще признаки зимы вы можете назвать?
- Зима холодное время года. Скажите. А зимой может быть весело на улице? Какие зимние игры вам знакомы?
-Да, ребята. Хороша наша русская зима. Много прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме! Но писали о зиме и любовались ею не только поэты, но и художники. Сейчас вы увидите удивительные картины художника Ивана Ивановича Шишкина.
Он очень любил природу, особенно русскую зиму. В своих картинах он изображал дремучие леса, опушки, поля, укрытые снегом. Русские деревни в зимнее время года, городские крыши домов.
- Ребята, а как называется картина, на которой изображена природа?
-Да, пейзаж – это изображение природы.
- Что такое пейзаж?
- Картины Ивана Шишкина можно назвать пейзажем?
- Рисовать сегодня мы будем зимний пейзаж.
- Совершим увлекательное путешествие в мир творчества и фантазии. Узнаем много нового и интересного.
- Но что такое, на столах нет ни кисточек, ни карандашей. Что же делать?
- Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию ладошками и пальцами.
- Вы когда-нибудь так рисовали?
- Посмотрите как рисовали другие ребята. Слайд 12.
- Я уверена что и у вас все замечательно получится.
- У каждого из вас на столе есть листочки бумаги, разведенные краски в тарелочках, тарелочки с водой, салфетки для рук.
- Но, для того чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе.
Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю
(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? В ладошке вода?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
(перевернуть ладошки вверх вниз)
Как видно ладошки мои горячи.
(потряхивания расслабленными ладонями).
- Молодцы, а теперь разотрем ладошки. Как будто они замерзли.
- Вот теперь наши руки готовы к рисованию
-– Ребята, а какие цвета краски нам понадобиться для рисования «Зимнего пейзажа»?
- Молодцы! Ребята, давайте с вами потренируемся и постараемся нарисовать ладошками и пальчиками все, что нужно для «Зимнего пейзажа».
Существует несколько техник пальчикового рисования:
- Рисуем пальчиками: кончики пальцев используем вместо кисточки, можно рисовать точками (снежинки), пятнышками (сугробы, небо) проводить линии (стволы деревьев, кусты и тд). Прикладываем 1-2 пальчика вместе, получаются кустики, деревья.
- Рисуем ладошкой. Прикладываем к бумаге разукрашенную ладошку, получаются деревья, солнышко. Если разукрашенную ладошку приложить два раза, накладывая рисунок друг на друга, получится ёлка. Только у второй ладошки пальцы должны быть чуть пошире. Переворачиваем лист бумаги и получается ёлка. Когда елка подсохнет, её можно будет украсить новогодними игрушками.
-- Молодцы, а теперь давайте отдохнём, проведём весёлую физ. минутку.-Я буду читать вам стихотворение, а вы если ответ будет «да» - хлопаете в ладоши, а если «нет» - топаете ногами.-Приготовились. Слушаем внимательно. Что дела зимой,Дай, дружок, мне ответ.Слушай внимательно,Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза)В снежки играли вы с друзьями? (хлопают)Грибы в лесу собирали сами? (топают)Сгорки на санках катались? (хлопают)В деревне в речке купались? (топают)По лесу на лыжах бродили? (хлопают)А много цветов находили? (топают)В саду своём грядки копали? (топают)И с Дедом Морозом плясали? (хлопают)Друзья, не устали ещё отвечать? (топают)А через год зиму ждёте опять? (хлопают) - приветствуют учителя, друг друга
- о зиме
- Рисовать сегодня мы будем зиму
- Снег, лед, иней
- Мороз, метели, вьюга и т.д.
- Можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки. Играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.
- Да, потому что на них изображена природа.
-ответы детей
-, голубой, серый, белый, коричневый (деревья), зеленый (елка) 3. Практическая деятельность учащихся - А теперь, ребята, давайте выполним коллективную работу «Зимний пейзаж»
Работать будем в двух группах. На листе ватмана вы самостоятельно рисуете все, что пожелаете. Не забудьте, что выполнять работу нужно дружно, помогать друг другу.
Помните, что ваше время будет ограничено. Вы будете рисовать, пока звучит музыка. Когда я остановлю музыку, вы закончите выполнять работу.
4. Итог урока Выставка работ
Придумайте название картины. Выберите 1 представителя из команды. Пусть он расскажет нам о том, что вы нарисовали, как выразили свое настроение в картине.
Выступление детей.
-Ребята. Понравилось ли вам рисовать без кисточки?
- Что мы рисовали?
Что такое пейзаж?
- С картинами какого художника мы познакомились?
Оценивание работ
Ребята, сегодня вы научились рисовать ладошками и пальцами замечательные картины. В ни вы смогли передать свое настроение и любовь к красавице – белоснежной зиме.
Но ладошками модно рисовать не только зимние пейзажи но и многое другое. Посмотрите на экран.
-- Благодарю за урок.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем и теплее душой.