Рабочая программа по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника 1 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Моисеенко И.Н./
Протокол № ___ от «__»
__________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора МОУ «Отрадненская ООШ»
_____________/Шевцова Е.А./
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
общекультурное направление
1 класс
Разработана:
учителем начальных классов
Можаитиной Ольгой Алексеевной
Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение
Малиновка
2016
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
1. Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
2. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
3. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов.
4. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием.
5. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
6. Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на занятии.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
7. Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книгах (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД
1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2. Слушать и понимать речь других.
3. Выразительно читать и пересказывать текст.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты
Обучающиеся первого года обучения научатся
Обучающиеся первого года обучения получат возможность научиться
«Живопись»
1. Начальным представлениям об основах живописи.
2. Умениям получать цветовое пятно, изучат основные, тёплые и холодные цвета, контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
1. Приёмам получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.
2. Изображению пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
«Графика»
1. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
2. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике.
3. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
1. Изображению трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
«Скульптура»
1. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки глиной и пластилином.
2. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
1. Лепке отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
«Аппликация»
1. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
2. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
3. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
4. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.
4. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
1. Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
«Бумажная пластика»
1. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также "сминание" бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного "сминания" бумаги с целью получения заданного образа.
1. Изображению уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
«Работа с природными материалами»
1. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
1. Изображению уголков природы.
«Организация и обсуждение выставки детских работ»
1. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
1. Анализировать творческие работы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Содержание предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Формы организации учебных занятий
Живопись(10 часов)
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Занятие - игра
Графика (9 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Занятие - путешествие
Скульптура ( 4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей
Практическое занятие.
Аппликация ( 4 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры.
Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Практическое занятие.
Бумажная пластика ( 3 часа)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских игрушек, фонариков
Занятие - сказка.
Работа с природными материалами ( 2 часа)
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги
Изображение уголков природы
Занятие - исследование
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
1
Живопись
10
5,5
5,5
2
Графика
9
4,5
4,5
3
Скульптура
4
2
2
4
Аппликация
4
2
2
5
Бумажная пластика
3
1,5
1,5
6
Работа с природными материалами
2
1
1
7
Организация и обсуждение выставки детских работ
1
1
ИТОГО
33
15,5
17,5
Календарно - тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»
1 год обучения
№п/п
Дата
Тема занятия
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретические занятия
Практические занятия
план
факт
1.
05.09
Основы живописи. Цветовое пятно
Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно.
Рисунок «Моя семья»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
2.
12.09
Природные материалы в аппликации.
Беседа о природных материалах в аппликации.
Аппликация из листьев «Сказочный лес»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
3.
19.09
Эмоциональное изменение цвета
Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в завиcимости от характера его насыщения белой или чёрной краской».
Живопись. «Мой котик»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
4.
26.09
Выразительные возможности мягкого материала для лепки
Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки глины и пластилина.
Скульптура. Уточка
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
5.
03.10
Тёплые и холодные цвета
Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета.
Живопись. «Солнечный день»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
6.
10.10
Выразительные средства графики
Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики.
Графика. «Идет дождь»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
7.
17.10
Основные и дополнительные цвета в живописи
Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи
Живопись. «Грибы в лукошке»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
8.
24.10
Разные техники аппликации при различных материалах
Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах.
Аппликация. «Сказочный цветок».
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
9.
07.11
Экскурсия в музей
Беседа о видах изобразительного искусства.
Экскурсия в музей. Графика.
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
10.
14.11
Основные тёплые и холодные цвета
Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета».
Живопись. «Красивая бабочка»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
11.
21.11
Основные тёплые и холодные цвета
Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета».
Живопись. «Красивая рыбка»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
12.
28.11
Техника «вырезанная аппликация».
Беседа о технике «вырезанная аппликация».
Аппликация. «Сказочная птица»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
13.
05.12
Выразительность линии графики
Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал».
Графика. «Волшебное блюдо для
Снежной королевы»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
14.
12.12
Контраст тёплых и холодных цветов
Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».
Живопись. «Как появился и что видит лед на пруду»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
15.
19.12
Контраст тёплых и холодных цветов
Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».
Живопись. «Ветер по лесу гуляет»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
16.
09.01
Трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей
Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.
Бумажная пластика. «Гирлянда»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
17.
16.01
Трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей
Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.
Бумажная пластика. «Елка»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
18.
23.01
Тоновое пятно в графике
Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике.
Графика. «Мой дом»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
19.
30.01
Представление о контрасте темного и светлого пятен
Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.
Графика. «Зимний сад»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
20.
06.02
Представление о контрасте темного и светлого пятен
Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.
Графика. «Узор на окне»
Формирование человечности, оброты, гражданственности и патриотизма.
21.
13.02
Знакомство со скульптурой
Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении.
Скульптура. «Сказочный дом»
Формирование человечности,доброты, гражданственности и патриотизма.
22.
27.02
Знакомство со скульптурой
Беседа о выразительных возможностях пластилина.
Скульптура. Лепим героев сказки «Колобок»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
23.
06.03
Знакомство со скульптурой
Беседа о выразительных возможностях пластилина.
Скульптура. Лепим героев сказки «Колобок»»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
24.
13.03
Знакомство с разнообразием форм в природе
Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов.
Природный материал. «Листопад»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
25.
27.03
Аппликации из природных материалов
Беседа об аппликации из природных материалов
Природный материал. «Узор из семян»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
26.
03.04
Работа цветными карандашами
Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами.
Графика. «Буквица- самая нарядная буква в книге»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
27.
10.04
Работа цветными карандашами
Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами.
Графика. «Замок морского царя»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
28.
17.04
Трансформация плоского листа бумаги и освоение его возможностей
Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей.
Изготовление праздничной открытки
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
29.
24.04
Технике «вырезанная аппликация».
Беседа о технике «вырезанная аппликация».
Аппликация. «Сказочный лебедь»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
30.
03.05
Контраст тёплых и холодных цветов
Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов».
Живопись. «Сады цветут»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
31.
08.05
Цветовое пятно
Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно.
Живопись. «Волшебная рыба»
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
32.
15.05
Итоговый урок. Тестирование
Тестирование
Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.
33.
22.05
Итоговая выставка работ воспитанников
Праздник. «Страна мастеров»
Итоговый тест
Фамилия______________________ Имя_____________________
1.Определите три основных цвета в красках –
а) зеленый, синий, красный;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, белый, синий.
2.Дайте определение пейзажа –
а) изображение природы в различных состояниях;
б) изображение дерева на линии горизонта;
в) рисунок дома.
3. Человек, создающий произведения искусства –
а) художник;
б) учитель;
в) продавец.
4. Небольшой кусок бумаги, стекла, картона на котором смешиваются краски во время работы –
а) палитра;
б) мольберт;
в) этюдник.
5. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств:
а) рисунок;
б) живопись;
в) аппликация.
6. Дать определение эскизу:
а) быстрый рисунок с натуры;
б) детальная проработка предмета;
в) рисунок на определенную тему.
7.Определите цвета теплой цветовой гаммы –
а) красный, оранжевый, желтый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, белый, синий.
8.Определите цвета холодной цветовой гаммы
а) синий, фиолетовый, зеленый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, желтый, синий.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15