«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»


«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Актуальность проблемы.

* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Участники проекта:
- дети старшей группы детского сада;
- воспитатели;
- родители;
Вид проекта: долгосрочный
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта:
Макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты экологические 6 выпусков, экологические знаки.Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). 2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы : * Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта:
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников :Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в каждой возрастной группе.
4. Общий цветник и огород для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Вся территория сада с природными объектами.
6. Опытническая зона в группе . Огород на окне в группе.
7. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1.Организация в группах познавательно - экологической среды.
2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформление макета к проекту «Что такое Красная книга?»
3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
4. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом уголке природы.
5. Посадка цветника, уход за цветами.
6. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
7.Выпуск экологических газет.
8. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
9. Операция «помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
10. Операция "Подарок птицам" . Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
11. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"
12. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.(с родителями)
13.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов. Выставка макетов.
14.Экологическая беседа на тему "К природе с добротой"
15. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем"
16. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"
17. Конкурс детских поделок из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"(новогодняя игрушка «Северная звезда»,ваза из бутылки в подарок маме к 8 марта и т.д)
18. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.
19. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
20. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке
21. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".
22. Составление гербария «Наши растения».
23. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить лекарственные растения.
24.Проведение выставки коллекции динозавров (макеты и игрушки) ребенком в рамках личной презентации.
3 этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала
Результаты реализации проекта:
разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями
созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологической направленности;
разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе;
уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет 93%;
Приложение 1
Паспорт проекта «Экологическая тропа».
Вид проекта: Творческо-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: ознакомление с окружающим
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Цели проекта: формирование экологически-грамотного отношения детей к природе.
Задачи проекта: сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения.
Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме «Экология. Охрана природы».
Продукт проектной деятельности: конкурс поделок «Насекомые», конкурс рисунков «Охрана природы» , выпуск газет по экологии.
Приложение N2
Создание экологической тропинки и организация на ней работы.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, в том числе редких ( отдельно растущие редкие породы; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; небольшие водоемы (искусственные) ; уголок нетронутой природы; дерево со скворечником; норки животных; гнездовья птиц; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Этапы создания и оформления тропинки:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карт схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Паспорт некоторых точек экологической тропинки детского сада
ОБЪЕКТ «КЛУМБА».
Объекты для наблюдений:
цветы – крокусы, тюльпаны, васильки, петуния, бархатцы, астры и т.д.
ЦЕЛЬ: изучение и наблюдение растений в весенне-летний период.
Рекомендации по организации работы с детьми:
•труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка.
•наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми
•сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники
•беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
•проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой
•видеть красоту и неповторимость каждого цветка
•формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться
ОБЬЕКТ – «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Одуванчик
3. Подорожник
4. Тысячелистник
5. Мята перечная
6. Мать-и-мачеха
7. Календула
8. Календула
9. Ромашка аптечная
10. Лопух
11. Кипрей (Иванчай)
Рекомендации по организации работы с детьми:
•прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
•рассматривание и сбор семян растений
•труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме
•беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения
•игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»
•сенсорное развитие детей

ОБЬЕКТ – «КУСТЫ»
Объекты для наблюдений:
1. Акация
2. Рябина
3. Шиповник
Рекомендации по организации работы с детьми:
•экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
•исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой
•связь с животным миром
•польза для человека и забота человека.

ОБЬЕКТ – «ДЕРЕВЬЯ»
Объекты для наблюдений:
1. Береза
2. Осина
3. Ель
4. Тополь
Рекомендации по организации работы с детьми:
•рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года
•сравнение их между собой
•забота человека о деревьях
•использование луп для наблюдений
•проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева
•сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
•связь с животными

ОБЪЕКТ «старый пень»
Объекты для наблюдений.
Объектом для проведения наблюдений стал старый пень около участка 8 гр.
Рекомендации по организации работы с детьми:
•естественное старение дерева
•рассматривание мха и древесных грибов
•связь с животными и насекомыми
•использование луп для наблюдений
•исследовательская деятельность

ОБЪЕКТ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЖОК»
Объекты для наблюдений:
Открытый луг при входе на территорию детского сада.
Рекомендации по организации работы с детьми:
•сравнение луга и огорода
•связь с животными и насекомыми
•сравнение травы и мха
•рассматривание «тропинки» муравьёв
•использование луп для наблюдений
•список растений на лугу
•разное время цветения растений
•список увиденных насекомых
•наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
•исследовательская деятельность
•характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды

ОБЪЕКТ «ОГОРОД»
Объекты для наблюдений:
1. Территория огорода.
2. Грядки на огороде.
Рекомендации по организации работы:
•наблюдение за работой взрослых
•уход за посаженными растениями
•обозначение на грядках
•опытная деятельность
•исследовательская деятельность
•наблюдение за ростом растений

ОБЪЕКТ «СКВОРЕЧНИК»
Объектом для наблюдений стал скворечник на участке группы «Дружные ребята».
Рекомендации по организации работы:
•предназначение скворечника
•рассматривание домика для птиц
•наблюдение за птицами
•слушание писка птенцов
•слушание пения взрослых птиц
•слушание пения разных птиц в записи
•выработка правил поведения

ОБЪЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА В ГРУППЕ»
Объектом для наблюдений стали растения и другие обитатели уголков природы в группах.
Рекомендации по организации работы:
•наблюдения и уход за растениями
•исследовательская деятельность
•проведение опытов и экспериментов
•посадка «зимнего огорода»
•коллекционная работа
•творческая работа
•посев растений на рассаду в цветник и на огород