Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ «Капитошка в гостях у ребят-дошколят» II младшая группа
МБДОУ детский сад №34 г. Ельца
Конспект образовательной деятельности
Область: познавательное развитие
Вид: формирование целостной картины мира
Тема: «Капитошка в гостях у ребят-дошколят»
II младшая группа
Воспитатель: Иванина Татьяна Васильевна
высшая квалификационная категория
Март, 2016 г.
Задачи:
Формировать представления детей о причинах возникновения дождя, посредством вовлечения в элементарную исследовательскую деятельность.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды
Совершенствовать умения делать простые выводы и умозаключения.
Развивать мышление, кругозор, любознательность и умение вступать в познавательное общение.
Воспитывать аккуратность при работе с водой и умение работать в группе сверстников.
Активизация словаря: капает, льется, губка, теплая, лёгкая, тяжёлая, радуга-дуга, грибной дождь, проливной дождь, град, гроза, моря, океаны.
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера: «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», словацкая народная сказка «В гостях у солнышка», чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», просмотр мультфильма «Капитошка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Материалы: комплект для экспериментирования по количеству детей: губки, глубокая тарелка, салфетки для рук; игрушка Капитошка, мыльные пузыри; тазики с водой, жидкое мыло, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики, резиновые игрушки, гуашь, полотенце, аудиозапись «Шум дождя».
Содержание образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вот искорка вашего тепла дошла до меня, и я почувствовала всё ваше добро и тепло - это так прекрасно!
Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети встают перед воспитателем полукругом.
Воспитатель: Добрый утро, ребята! Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Капитошка. Давайте мы улыбнемся Капитошке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а что у нас за звуки раздаются?
Дети: (Гремит гром, дождь идет.)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь.
Дождик, дождик, полно лить.
Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
А ты знаешь Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем.
Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Капитошка: Мне очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?
Дети: С неба капает, из туч.
Капитошка: Правильно, из тучки. А вы хотите узнать, как он появляется в тучке?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, наш друг Капитошка любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. Присаживаетесь на стульчики. У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь?
Дети: Сухие и лёгкие.
Воспитатель: А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь скажите, какая тучка стала?
Дети: тяжёлая, мокрая.
Воспитатель: Теперь поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь. Антон, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?
Дети: Сильный.
Воспитатель: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.
Воспитатель: Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.
Физминутка:
Воспитатель: Ребята, а сейчас Капитошка приглашает вас поиграть.
Встаём в круг (Капитошку посадить на стульчик в центр круга) и повторяем за мной:
Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки)
Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
а потом, потом, потом –всё бегом, бегом, бегом. (бег)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем.
Воспитатель: Ребята, а Капитошка прилетел к нам не один, а вместе с друзьями, где же они?
Капитошка: Пока с вами играл, они улетели.
Воспитатель: Не грусти, Капитошка, мы найдем твоих друзей.
Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой и коктейльными трубочками.
Проводится игра «Буря в стакане»: дети дуют через трубочку в стаканчики с водой.
Воспитатель: Почему в стакане появляются пузыри? Воздух из трубочки попадает в воду и из-за своей легкости всплывает на поверхность воды и лопается. Он легкий, поднимается через водичку вверх, и поэтому получается пузырь. А когда весь воздух выйдет, то и пузырьки тоже исчезнут.
Капитошка: Нет, у меня мои друзья-пузырьки были другие, цветные.
Воспитатель: Да у нас в тазу вода прозрачная, поэтому и пузыри были прозрачные. Ну что ж, отправляемся дальше на поиски пузырей.
Дети подходят ко второму столу, на котором стоят резиновые игрушки, тазик с водой и гуашевые краски.
Поводится игра «Окрашивание воды».
Воспитатель: Чтобы получить цветные пузыри нужно окрасить воду.
Капитошка: Красивая вода у вас получилась! А где же пузырьки?
Воспитатель: А мы сейчас покажем где пузыри. (Дети топят в воду резиновые игрушки, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.) Такие друзья у тебя были, Капитошка?
Капитошка: Нет, мои друзья летали, а ваши пузыри летать не умеют!
Дети подходят к третьему столу, где стоит таз с водой и мылом.
Воспитатель: Ой, когда мы красили воду, у меня замарались руки. Мне нужно их помыть. (Воспитатель намыливает свои руки, показывает пену на руках, дует пузырь, проговаривая свои действия. Обобщает, что из мыльной воды можно тоже сделать пузырь.) Посмотрите, у меня получился пузырь. Капитошка, такие твои друзья-пузыри?
Капитошка: Да, да, такие. Только они еще летали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая волшебная коробочка у меня есть. Давайте заглянем туда. Ой, посмотрите, что это? (мыльные пузыри). Давайте с ними поиграем.
Воспитатель: Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!
Капитошка: Ой, это мои друзья-пузыри! Мне пора отправляться с ними в путь.
Воспитатель: Капитошка, нам было весело с тобой, поэтому на прощание ребята хотят подарить тебе стихотворение. Маша, расскажи пожалуйста, стихотворение про дождик.
Все ругают дождик,
А ему обидно:
Он же так старался!
Разве вам не видно?
Вымыл все дорожки,
Крыши и машины,
Парки, стадионы,
Окна и витрины.
Стало всё блестящим
И таким красивым!
Но никто за это
Не сказал: "Спасибо".
Вот, и плачет дождик,
Моросит уныло -
Он же так старался
Добрым быть и милым!
Капитошка: Мне очень понравилось стихотворение, спасибо вам ребята. Я обязательно прилечу к вам еще. Мне с вами было так интересно! На прощание, ребята, я хочу вам подарить вкусный сок. До скорой встречи!
3.Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Капитошкой. Мы сегодня узнали, откуда в тучке появляются капельки дождя, почему идет дождь, вспомнили о том, какой может быть волшебница-вода.
Литература:
Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007.
Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2011.
Бондаренко Т.М. Комплекс занятий в младшей группе д/с. 2006.
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром – М.: 2011.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах /сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой М., 2010