Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности (вторая младшая группа) Капитошка в гостях у ребят
Науменко М.Е.
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Капитошка в гостях у ребят»
Цель: Закрепить у детей знание свойств воды: без вкуса, прозрачная, течет, вода - жидкость, дать представление о твердом состоянии воды -лед; Побуждать принимать участие в эксперименте, представляющего взрослым в игровой форме. Рассказать о значении воды в нашей жизни. Продолжать учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской деятельности указания предложенных действий. Поощрять исследовательский интерес. Развивать любознательность, внимание, мышление и речь детей. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой; Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Ход занятия:
Дети встречают гостей в группе, здороваются, приглашают сесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, как много гостей пришло к нам в гости, давайте мы с ними познакомимся и подарим им хорошее настроение.
Круг добра: (Дети становятся в круг) Ребята приложите свои ладошки к груди, чувствуете как бьется ваше сердце? Тук-тук, тук-тук. Представьте что ваше сердечко — это маленькое солнышко, оно греет вас, посылая свои лучики, создает вам хорошее настроение. Ребята, давайте мы подуем с наших ладошек и подарим хорошее настроение нашим гостям.
Воспитатель: Теперь у нас с вами и у наших гостей хорошее настроение. (звучит фонограмма капающей воды). Ребята, слышите, что это за звуки?
Дети: Вода капает.
(играет музыка с мультфильма капитошка, входит капитошка, напевая)
Воспитатель: — Ребята, вы слышите, кто — то поет!
(Ищем по звуку кто поет)
Воспитатель:- Ой, ребята, это же Капитошка к нам в гости пришел. Здравствуй Капитошка»!
Дети: — Капитошка Здравствуй!
Капитошка: Здравствуйте, ребята!! а вы знаете кто же я, ребята? из чего состою?
Дети: капелька воды.
Капитошка: Правильно!
А Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзаю,
В лес туманом заползаю.
На плите у вас кипела.
Паром чайника шипела,
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
Воспитатель: — Посмотрите ребята, Капитошка пришел не один, а с книжкой. Давайте откроем книгу.
Воспитатель: Ох, как много картинок в книге. На них изображено для чего и кому нужна вода, Давайте вместе назовем.
Дидактическая игра: «Для чего нужна вода?»
Воспитатель: — Ребята, Капитошка спрашивает «Для чего нужна вода?»
Дети: — (ответы детей) мыть посуду, умываться, купаться, чистить зубы, стирать, готовить еду.
Воспитатель: — Какие молодцы, как много вы знаете.
Воспитатель: — А где живет водичка?
Дети:- (ответы детей) на речке, в озере, в чайнике, в луже, в кране…
Воспитатель: — Правильно, молодцы.
Капитошка: Здорова ребята, мне очень интересно! Вы так много знаете о воде! Предлагаю нам сегодня провести опыты с водой и узнать еще больше много нового и интересного о воде, давай пройдем в нашу лабораторию!
С Капитошкой мы шагаем
Все на свете знать желаем. (Дети подходят к столу; на столах стоят стаканчики с водой, молоком, соком, кофе)
Воспитатель: Каптошка пригласил нас в свою лабораторию. Ребята, я вам предлагаю рассказать и показать Капитошке все о воде. Чтобы все узнать о воде, мы будем проводить опыты.
Опыт 1. Вода жидкость.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столах есть стаканы с водой и пустые. Что мы можем сделать с водой?
Дети: Перелить воду в пустую стаканчик (дети переливают воду) .
Воспитатель: Дети вода из одного стакана в другую, что делает? (Течет, льется, пепеливается). А почему вода течет, какая она? Вода это что? (жидкая, жидкость). Верно вода жидкая.
Выводы: вода - это жидкость.
Капитошка: Да, ребята молодцы,
Опыт 2. У воды нет вкуса.
Капитошка: Ребята, какая вода на вкус? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сейчас попробуем воду. Предлагаю детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Очень часто говорят, что вода вкусная. Давайте попробуем сок. Если дети не убедились, что вода не имеет вкуса, предлагаю еще раз попробовать воду. Выясняем, что вода не имеет вкуса.
Капитошка: Я все понял, вода очень вкусная.
Воспитатель:Капитошка, ты не прав. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: у воды нет вкуса.
Телеграмма от МойдодыраКапитошка: -Ой, ребята я совсем забл сказать сказать, когда я принес телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте - Мойдодыр.
( Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.)
"Полотенцем моют руки"
"Расчёской вытираются"
"Зубной щёткой намыливают тело"
"Мылом причёсываются".
Капитошка: -Ой, ребята, что-то я не понял, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
-полотенцем (что делают?)...
-Расчёской................
-Зубной щёткой...............
-Мылом.................
Капитошка:-Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
-А ешё он вам даёт советы:
"Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею".
"Мойте руки и ноги перед сном каждый день".
"Мойте руки после игр, прогулки, туалета".
Капитошка:-Будете выполнять советы Мойдодыра?...Хорошо
РОЗДАЕТСЯ ГРОМ, ЗВУКИ ДОЖДЯ.
Воспитатель: Ребята, а что у нас за звуки раздаются?
Дети: (Гремит гром, дождь идет.)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
Воспитатель: Ребята, давайте с капитошкой поиграем в игру "солнышко и дождик". Когда звучит веселая, солнечная музыка мы играем на полянке и танцуем,когда гремит гром и начинается дождь прячемся под зонт.
Физминутка "Солнышко - Дождь"
Капитошка: Мне очень понравилась ваша игра, никто не промок, какие все молодцы!
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю продолжить наши эксперименты, впереди еще так много интересного.
Опыт 3. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить по камешку. В каком из стаканчиков камешек видно, а в каком — нет? Почему?
Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком — нет.
Вывод: вода прозрачная — через нее все видно, а через молоко — нет.
Опыт 4. Твердое состояние воды -лёд.
Воспитатель: ребята, посмотрите, на тарелочки, что это?.
Дети - Лед
Воспитатель: а Откуда он появился, где делась водичка?
Дети: замерзла, превратилась в лед.
Воспитатель – да, ребята, вода умеет превращаться в лед.
Воспитатель - Потому, что когда мы их возьмем в руки, они начнут таять и превратятся во что?
Дети – в воду.
Воспитатель - Давайте возьмем в руки и посмотрим, что же будет (льдинки таят) и опять превращаются в воду.
Воспитатель собирает льдинки в тарелочки и предлагают вытереть руки детям салфетками).
Выводы: Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
Опыт 5. Мы вдыхаем воду с кислородом (опыт с зеркалом)
Воспитатель: Ребята, мы дышим кислородом, а вместе с ним вдыхаем и воду, сейчас мы в этом убедимся. Возьмите зеркало, и хорошо на него подышите. Что случилось с зеркалом?
-Проведите пальчиком по зеркалу? какой стал пальчик? Он стал влажный.
Выводы: Вместе с кислородом мы вдыхаем и воду.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
Капитошка: Ребята, мне пора улетать, меня ждут сестрички- капельки на тучках.
А вам я на память приготовил сувениры, что бы вы никогда про меня не забывали и берегли воду.
Воспитатель: Капитошка, мы с ребятами приготовили тебе сюрприз, для того что бы ты никогда не был один, тебе всегда было весело, мы нарисуем для тебя много друзей.
Рисование (пипетками) "друзья Капитошки"
Воспитатель: спасибо тебе, Капитошка, ты рассказал нам много интересного. А сейчас Вероника расскажет, стихотворение Капитошке на прощание.
Вода — природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
(Капитошка уходит)
Воспитатель - ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? В какие игры вам понравилось играть?
Дети – вода не имеет цвета. запаха и вкуса Может быть твердой и жидкой.
Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Воду ты всегда береги.