Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в ясельной группе Вежливые слова
Вежливые слова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей
Цели:
- создание положительного эмоционального климата в группе, воспитание интереса к сверстникам и совместному времяпровождению.
Задачи:
- воспитывать элементарные навыки вежливости: здороваться, прощаться, извиняться, вежливо попросить что-то; развивать умение детей понимать чувства других людей, их настроение, справедливо оценивать поступки героев;
- закрепить знания детей о хороших и плохих поступках;
- обогащать и активизировать словарь ребенка в словесных играх, проблемных ситуациях; формировать умение поддерживать беседу.
Материалы и оборудование:
Костюм Незнайки; клубок ниток; картинки с изображением «хороших» и «плохих» поступков; магнитофон, аудиозапись песенки «Улыбка»; обучающие картинки, с изображением правил вежливого поведения в различных ситуациях.
Предварительная работа:
Беседы и обыгрывание проблемных ситуаций с использованием вежливых слов; дидактическая игра «Назови ласково», «Комплименты», «Клубочек»
Ход занятия:
Воспитатель: - Дорогие ребята! Обратите внимание, сколько пришло к нам гостей. Как воспитанные хозяева группы, что мы должны сделать? (Поздороваться с гостями, пригласить пройти, предложить стульчик, чтобы присели.)
-Молодцы, вы всё правильно сделали!
-Уважаемые гости! У нас сегодня в группе проходит «День вежливости» и поэтому мы стараемся, чтобы все наши сегодняшние поступки были добрыми и хорошими.
За дверью раздаются голоса «Не хочу! Не буду! Не надо! Отстань! »
Воспитатель: - Что у нас там за шум? кто-то к нам, наверное, идет! Да как шумно!
(в группу входит Незнайка)
Незнайка: Привет, всем привет! (воспитатель с детьми здороваются с ним)
Незнайка: Я как раз сейчас услышал, что у вас день вежливости. Помогие мне, научите вы меня словам вежливым, поступкам хорошим.
Воспитатель: - Ну, это ты обратился по адресу. У нас действительно, сегодня день вежливости и мы постараемся тебе помочь, научить правильному, вежливому поведению, присаживайся пожалуйста, посмотри и послушай.
Воспитатель: (обращается к детям) - Ребята! Когда Незнайка зашёл в группу, как он всех приветствовал (ответы детей) «Всем привет! » - это не правильно, не вежливо.
- Что вы говорите взрослым? (Здравствуйте)
-А кому можно сказать «Привет! »?
- Маме, папе, другу, брату, сестре. Словом, очень хорошо знакомым и близким людям.
-Ребята, а можно ли сказать незнакомому человеку "привет"? (Нет)
-Да, это будет выглядеть неприлично, некультурно, невоспитанно. Привет - это обращение только к самым близким людям.
(Дети читают стихи)
1 реб:
Если скажет друг - Привет!
Я в ответ - Здорово!
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова!
2 реб:
Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми – Здравствуйте! Мы говорим.
– Ребята, а вы можете поздороваться со мной как - то по-другому? (мимикой или жестами) – Давайте поиграем в игру «Поздоровайся без слов»
Игра «Поздоровайся без слов»
Дети демонстрируют способы приветствия мимикой и жестами (помахать рукой, кивнуть головой, пружинка - приседание) .
Воспитатель: Чудесно! Замечательно! Вот мы и поздоровались!
Незнайка, ты понял как нужно здороваться? »
Незнайка: Не хочу и не буду!
Воспитатель: Что не хочешь?
Незнайка: А я не хочу слушать!
Воспитатель: - Хорошо, не слушай, будешь как Великий Нехочуха!
Незнайка: Кто-кто? Что еще за Нехочуха?
Воспитатель: - А вот я сейчас расскажу тебе и ребятам про Великого Нехочуху,
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
Дети слушают рассказ воспитателя:
В нашем доме по утрам,
Начинался та-ра-рам,
Просыпался утром ранним
Нехочуха мальчик Ваня.
Слышно было отовсюду:
-Не хочу я! И не буду!
Умываться? Никогда!
Слишком мокрая вода!
Зубы чистить не хочу,
Лучше щётку проглочу.
Не одену я жилетку,
Не хочу рубашку в клетку.
И ботинки велики,
Лучше дайте сапоги.
Дождик будет, знаю точно,
Так что плащ найдите срочно.
И не стойте на пути,
Дайте в комнату пройти.
В детский сад ходить устал,
Лучше б дома я поспал!
Воспитатель: Кого- то мне напоминает этот мальчик
Ответы детей: Да он на нашего Незнайку похож, тоже ничего не хочет. И разговаривает не вежливо, грубо.
Воспитатель: Незнайка, не про тебя ли это стихотворение?
Незнайка: Ой-ой, я боюсь стать таким.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать такими как Нехочуха, а почему он вам не понравился? (ответы детей) В нашей группе таких детей точно нет.
Незнайка: Ребята, пожалуй, я хочу научиться быть вежливым.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, ещё можно научиться вежливости в игре. Давайте поиграем в игру «Клубочек добрых слов»)
Игровое упражнение «Клубочек добрых слов»
Воспитатель: Этот клубочек нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только, чур, не повторяться!
Дети играют, Незнайка повторяет слова за детьми.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием! И ты, Незнайка, молодец, делаешь первые успехи!
Незнайка: Да это только начало, сейчас мне ребята еще что-нибудь покажут или расскажут.
Воспитатель: А еще наши дети очень любят играть с игрушками, но возможна и вот такая ситуация. Чтобы было всем удобно присядем на ковер, а девочки покажут нам одну ситуацию.
(Воспитатель с детьми разыгрывают сценку)
Воспитатель: Жили-были девочка Полина и её сестричка Аленушка. Они любили играть вот такой игрушкой – лошадкой. Увидела Соня, что Полина и Аленушка играют с лошадкой и говорит: «А я тоже хочу играть с такой лошадкой, а ну, отдайте мне её! Аленушка: «Я тоже хочу с лошадкой поиграть, я тебе её отдам попозже.» Соня: «А я сейчас хочу, давай её сюда немедленно!» (отобирает лошадку. Полина играет с Соней, Аленушка плачет).
Незнайка: Ай, ай, ай, как нехорошо!
Воспитатель: Ребята, почему плачет Аленушка? (ответы детей) А как нужно было поступить Соне? А как Полине? (ответы детей) Не хорошо отбирать игрушки силой, нужно вежливо попросить и с тобой поделятся. Ребята, а вы сможете показать, как нужно вежливо попросить игрушку?
Игра «Попроси игрушку у друга»
Дети просят игрушки друг у друга. Необходимо следить, чтобы произносились слова «спасибо» и «пожалуйста».
Воспитатель: Незнайка, и ты попробуй, попроси у ребят игрушки. Только вежливо, не забывай волшебные слова. (Незнайка просит – дети дают ему игрушки) Вот видишь, Незнайка, лучше действовать вежливыми словами, чем силой, тогда с тобой поделятся, и никто не будет обижаться.
Воспитатель: Ребята, а какую песенку мы недавно выучили? (Это «Улыбка») Давайте ее споем и станцуем.
Физминутка
Исполняют «Улыбка» с движением.
К концу песни Незнайка становится грустным.
Воспитатель: Почему ты не весел, ниже плеч голову повесил?
Незнайка: Вы мне так хорошо показали и рассказали как быть воспитанным, только теперь я переживаю, а вдруг я все это забуду?
Воспитатель: Дети, а как помочь Незнайке? (ответы детей) А есть у нас в группе что-то, где записаны правила поведения, вежливые слова? (в книге) Вы предлагаете подарить книгу Незнайке? А как же мы с вами будем изучать правила поведения, ведь мы еще не все их выучили? (ответы детей) У меня есть картинки с хорошими и плохими поступками. Давайте их дадим Незнайке.
Дети отбирают картинки с хорошими поступками и обсуждают ситуации.
Дети и воспитатель дарят картинки Незнайке.
Незнайка: Спасибо, вам ребята, теперь я совсем другим стал, и взрослым грубить больше не буду, и вести себя буду только хорошо. Я вас конфетами угощу! (Раздаёт конфеты, прощается и уходит)
Воспитатель: Ребята, а у вас какое настроение? (ответы детей) - Ну что ж, ребята, раз у всех хорошее настроение, я предлагаю подарить друг другу то, что приятно получить каждому – улыбку. Она будет согревать наши сердца теплом и добротой весь день. Подарите улыбку друг другу и гостям.
Литература:
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.