Урок внеклассного чтения «По страницам прочитанных книг» 5класс

Урок внеклассного чтения «По страницам прочитанных книг» 5класс

Цель урока: проверить подготовку учащихся по внеклассному летнему чтению, ввести учащихся в увлекательный мир литературы.
Задачи:
Обучающие:
Показать, какие увлекательные открытия можно сделать, внимательно читая книги.
Развивающие:
Возбудить интерес к чтению.
Увлечь учащихся процессом работы с произведением.
Воспитательные:
Формировать культуру личности через чтение литературных произведений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-конкурс.
Технологии урока: информационно-коммуникативная, игровая, дифференцированный подход.
Эпиграф: Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Чтение – вот лучшее учение.
А.С.Пушкин.

I Актуализация опорных знаний.
-Прочитать вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
-Узнали прочитанное произведение?
-Чем же привлекало А.С.Пушкина творчество русского народа?
II Мотивация деятельности учащихся.
-А как вы понимаете слова Пушкина о чтении?
-А вы любите русские народные сказки, знаете народные пословицы, смогли ли вы летом пополнить свой интеллектуальный багаж? Давайте проверим.
III Игровые задания.

1. Отгадай загадку.
- Полон хлевец белых овец. ( Рот и зубы )
- Два брата через дорогу живут. друг с другом не водятся. ( Глаза )
- Я хожу, а он остается. ( След )
- Хожу на голове, хотя и на ногах.
Хожу я босиком, хотя и в сапогах. ( Гвоздь в сапоге )
- Новая посудина, а вся в дырках. ( Решето )
- Ходит-ходит, а в дом не заходит. ( Дверь )
- Четыре братца под одним шатром стоят. ( Стол )
- С земли и ребенок поднимет, через забор и силач не перекинет. ( Пушинка )
- Весь мир одевает, а сама нагишом. ( Игла )
- Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка )
- Кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар )
- Сто братьев в одной избушке живут. ( Сноп )
- Мету, мету – не вымету,
Несу, несу – не вынесу,
Время придет – сама уйдет. ( Тень )

2. Хитрые вопросы.
- Где край света? ( Где начинается тень )
- Какие камни вынимают из реки и какие – из моря? ( Мокрые )
- Как из травы сделать лебедя? ( Лебеда – лебедь )
- Каким гребнем нельзя причесаться? ( Петушиным, горным )
- Кто целый век в клетке сидит? ( Сердце в грудной клетке )
- Какое яблоко нельзя съесть? ( Глазное )

3. Объяснить смысл пословицы.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- Всякая сосна своему бору шумит.
- Корень учения горек, а плод его сладок.
- Дружба – дружбой, а служба – службой.

4. Басни.
Цитаты из каких басен приведены?
- «Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!» (Крылов «Стрекоза и муравей»)
- Услыша суд такой
Мой бедный соловей
Вспорхнул и – полетел
За тридевять земель. (Крылов «Квартет»)
- Завистники, на что не взглянут
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут. (Крылов «Слон и моська»)
- А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. (Крылов «Кот и повар»)

5. Продолжите строчку.
- По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный(утомительно гремит)
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых(давно-давно ты ждешь меня)
- В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет(бочка по морю плывет)
- А орешки не простые,
В них скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд (слуги белку стерегут)
- Раз он в небо закинул невод,-
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод (пришел невод с травою морскою)
- Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей(семь румяных усачей)

6. Назовите автора.
- «Бородино» ( М.Ю.Лермонтов )
- «На Волге» ( Н.А.Некрасов )
- «Муму» ( И.С.Тургенев )
- «Хирургия» ( А.П.Чехов )
- «Дети подземелья» ( В.Г.Короленко )
- «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов )
- «Двенадцать месяцев» ( С.Я.Маршак )

7. Назовите героя по описанию.
- Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней
Кудри черной полосой
Обвились вокруг чела;
( Мертвая царевна )

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. ( Дарья )
- Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. ( Герасим )
- Девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцатиглаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. на полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачкина шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный. ( Дина )
- Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика ( Маруся )
- Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льдаГлаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. ( Снежная королева )
- Он возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности. ( Кай )
- К полудню из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши.у него оказались двенадцать мраморных шариков, свистулька. осколок синего стекла от бутылкипушка, сделанная из катушки ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, стеклянная пробка от графина., оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная ручка от двери ( Том )

IV Систематизация и обобщение полученных знаний.
- Чем запомнится сегодняшний урок?
- Подведение итогов, вручение призов.
- Оформление тетрадей по литературе.

V Домашнее задание.
- Прочитать статью учебника «К читателям».
- Сдать дневники читателя с отзывами.

·15