Воспитательное пространство региона как средство развития гражданско-патриотических качеств сельских школьников посредством формирования предпринимательских компетенций в условиях социального партнёрства

Введение
Государственная политика в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества». Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь. Основная задача воспитания личности в современных социокультурных условиях – формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, формирование гражданской позиции и патриотизма. Достижение задач гражданского и патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие учреждений образования, семьи и социума, что позволит сформировать устойчивые представления о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
Гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, включающий правовое, нравственное, патриотическое и другие виды воспитания, который реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, проведения внеклассной и внешкольной работы, а также демократического уклада школьной жизни.
Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.
Условиями успешного воспитания гражданственности и патриотизма учащихся в учреждениях образования являются:
- осознание ими сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну), органам государственной власти страны;
- формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воинам; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
- повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;
- пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
- формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
- педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления; развитие социально значимой деятельности учащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание является важнейшей задачей государственной политики Республики Беларусь, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.
В настоящий период в различных сферах общественной жизни предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Республика Беларусь включается в мировое сообщество, что положительно влияет на сознание и активность современной молодёжи.
Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического воспитания обучающихся в сельской местности.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного белорусского демократического общества.

Комплексный подход в формировании гражданственности и патриотизма средствами воспитательного пространства региона
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, формирование предпринимательских компетенций. Наряду с этим, в условиях демократизации нашего общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, быть успешными людьми в современном обществе.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода недостаточна. Новое время требует от учреждений общего среднего образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через развитие самоуправления, местных инициатив, предпринимательских компетенций молодёжи сельского региона можно достигнуть успехов в этом направлении. Руководствуясь нормативно-правовыми документами в области образования, теориями и технологиями современной дидактики, педагогический коллектив государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад-средняя школа» считает главным в своей работе формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание уважения к истории своей страны, ее традициям и законам.
Ориентир на становление у старшеклассников не только социально- гражданской компетентности, но и гражданственности, предпринимательских компетенций, финансовой грамотности требует такого отбора содержания образования и воспитания, при котором обеспечивается единство знаний, ценностей и деятельно-практической компетенции. (Рис.1)
Гражданско-патриотическое воспитание, формирование предпринимательских компетенций, финансовой грамотности молодёжи

Ценности Знания Деятельность
Гражданская
позиция


Социализация как успешная интеграция в гражданском обществе
Рис.1 Модель гражданского воспитания
Сложность и масштабность задачи требуют комплексного, системного подхода к её решению, работе всей школьной организации в интересах формирования у учащихся гражданских качеств личности.
Организационные формы гражданско-патриотического воспитания, формирование предпринимательских компетенций в учреждении образования не могут существовать обособленно, они взаимосвязаны с социальными структурами и партнёрами региона.











Одной из эффективных форм работы в этом направлении в государственном учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад-средняя школа» стала реализация Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства».
Актуальность экономического образования и воспитания
В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании одной из задач образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни и труду. Ускоренный научно-технический прогресс, фундаментальные преобразования экономики нашей страны, в которых предстоит участвовать подрастающему поколению, требует вовлечения в современные производственные процессы и отношения активной личности, владеющей основными экономическими знаниями о закономерностях существования государства, общества, личности.
Современному обществу нужен выпускник, способный творчески подходить к решению различных образовательных, профессиональных, жизненных задач. Экономические знания на сегодняшний день являются необходимым условием любой деятельности, предпосылкой успешной работы практически во всех сферах жизни человека, общества и государства. Необходимость формирования предпринимательских компетенций и деловых качеств у молодого поколения обоснована в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Актуальность экономического образования и воспитания школьников обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Практика показывает, что именно малое и среднее предпринимательство является существенным источником роста современной экономики. В этой связи проблема своевременного обучения предпринимательской деятельности становится актуальной задачей. Экономические знания помогают обучающимся ценить важность бюджетных ресурсов, познавать принципы финансовой этики и обучаться важности баланса между финансовыми навыками и решением их ответственного использования. Важность и необходимость развития экономического мышления нашего народа в настоящее время признаётся на высшем государственном уровне. В частности, Директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» подразумевает проведение разноплановых мероприятий, направленных на повышение экономической культуры населения.
Особую актуальность в развитии данного направления представляет сельская молодежь, которая, как важнейшая группа трудовых ресурсов белорусского села, во многом определяет будущее страны. Приходится констатировать тот факт, что сельские школьники менее социализированы в этом вопросе, так как инфраструктура сельской местности значительно отличается от городской: дети и подростки не имеют возможности в полной степени удовлетворить свои возможности в организации досуга, культуры быта, в выборе профессии, в том числе и в получении знаний по предпринимательской культуре. И как результат –
наблюдается отток сельской молодежи из села после окончания учебы в учреждении общего среднего образования.
Исследования свидетельствуют, что в сельскохозяйственных организациях закрепляется около 30 % молодых специалистов, отработавших 2 года после государственного распределения выпускников учебных учреждений. Причем более 90 % из них – жители села. Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер не только по решению социально-экономических проблем развития села, но и по усилению профессиональной ориентации в сельских школах.
Так, например, среди старшеклассников ГУО «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад- средняя школа» был проведён опрос «Наиболее востребованные области перспективной предпринимательской активности». Учащимся были предложены условия выбора: даны девять вариантов ответа, из которых можно выбрать два, и дать собственный вариант ответа. Собственный вариант ответа не предложил никто из опрошенных, учащиеся остановились на данных изначально позициях. Выбор в пользу сферы обслуживания является следствием низкой образованности подростков в области ведения бизнеса. Только 11% респондентов считают, что можно попробовать внедрить научное изобретение, начать производство нового товара. Обобщение результатов позволяет сделать вывод, что учащиеся старших классов агрогородка Хоневичи пока не заинтересованы в том, чтобы обстоятельно заниматься бизнес-проектированием в собственных интересах.
В нашем учреждении образования на протяжении последних лет проводится работа по подготовке старшеклассников к основам предпринимательства (факультативные курсы «Основы выбора профессии», встречи со специалистами, представителями различных учебных заведений области и страны, Дни открытых дверей, проблемно-тематические семинары и т.д.). Накоплен опыт социального партнерства в рамках взаимодействия с исполкомом сельского совета и открытым акционерным обществом «Хоневичи». Идет работа по включению депутатов местного совета, агроусадеб Свислочского района, заинтересованных структур районного исполнительного комитета (налоговая служба, Центр занятости населения, общественные организации и объединения и др.). Проблемы, характерные для молодёжи сельской местности, в первую очередь решает сельская школа, но сделать это в одиночку практически невозможно. Оптимальный путь – поиск социальных партнёров. В нашем понимании социальное партнерство рассматривается как система отношений учреждения образования и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов данного региона и общих требований к образованию на современном этапе.
Инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства» основан на новом подходе для решения проблемы сохранения кадров для села и формирование кадрового потенциала; на связи между предприимчивостью и патриотизмом и предполагает, что экономическая культура и предпринимательская инициатива в молодёжной среде имеет смысл только в том случае, если опирается на конструктивную гражданскую позицию.
Реализация инновационного проекта позволяет расширить спектр возможностей для развития внутренних ресурсов, имеющихся в образовательном пространстве учреждения образования и местном сообществе, развития социального партнёрства с заинтересованными структурами, успешными предпринимателями региона; будет способствовать формированию у участников инновационного проекта основ предпринимательства, умения ориентироваться в самостоятельной жизни, умения удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих и самих себя, адаптации к деловому миру; обновить содержание, формы и методы образовательной деятельности, оптимизировать содержание, организацию и управление педагогическим процессом.
Запуск проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства» позволяет решать задачи повышения уровня социализации старшеклассников, содействия молодым людям в получении необходимых компетенций, а также наглядного представления о различных видах предпринимательской деятельности.
Следуя актуальным задачам развития системы образования в целом, инновационная деятельность учреждения образования сориентирована по следующим направлениям: социализация учащихся в процессе образовательной деятельности учреждения образования; развитие компетенций учащихся в области культуры делового общения; практическая направленность обучения; взаимодействие с обществом и поиск социальных партнёров.
Поскольку в рамках проекта внимание обучающихся акцентировано на реальных примерах предпринимательской деятельности, появляется возможность показать учащимся роль предпринимателя в экономике, привить уважение к разным видам и формам трудовой деятельности и создать предпосылки для развития у молодёжи активной жизненной позиции. Работа в этих направлениях создаёт реальные условия для адаптации сельской молодёжи в современной экономической жизни, способствует развитию личностных качеств, необходимых для активной гражданской позиции и социальной ответственности.
Формирование гражданско-патриотических качеств, предпринимательских компетенций сельских школьников посредством изучения туристических маршрутов региона
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития нашей страны. В послании президента А.Г. Лукашенко Национальному собранию говорится о том, что «наша страна обладает значительным потенциалом для развития туризма. Сегодня в Государственном списке историко-культурных ценностей Беларуси насчитывается почти 5 тысяч памятников, расположенных в небольших населенных пунктах. Эффективность туристической деятельности напрямую зависит от развития соответствующей инфраструктуры. Мировая практика показывает, что осмотр туристических достопримечательностей занимает не более половины времени путешествия. Таким образом, основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счёт оказания дополнительных услуг” [9].
Имея выгодное географическое положение – общую государственную границу с Республикой Польша, – Свислочский район Гродненской области располагает всеми перспективами для развития въездного и внутреннего туризма. Регион имеет для этого необходимые ресурсы: природные ландшафты, реки, озера, сохранившиеся традиционные ремёсла и гостеприимство местного населения, а также разнообразие экскурсионных маршрутов, что для туристов экологического, агроэкотуристического, лечебно-оздоровительного видов туризма очень важно.
Любовь к Родине, формирование гражданственности, патриотизма начинается с того уголка, где человек родился и вырос, поэтому очень важно развитие интереса к своей малой родине. Рассмотрев перспективы развития туризма на Гродненщине в целом, учащиеся учреждения образования решили изучить возможности нашего Свислочского края в сфере развития туристических услуг. Поскольку государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад-средняя школа» работает над реализацией Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства», то в рамках данного проекта нас заинтересовала тема «Расширение социального партнёрства через включение представителей местной власти в деятельность по формированию предпринимательских компетенций учащихся старших классов посредством разработки карты возможных маршрутов для организации предпринимательской деятельности на территории Свислочского района».
Реализации данной темы проекта во многом может содействовать работа объединения по интересам «Юные экскурсоводы», созданного в Свислочском Центре туризма и краеведения (далее ЦТиК). Занимаясь туристско-краеведческой деятельностью, учащиеся заинтересовались туристическими объектами родного края, познакомились с известными и успешными людьми района, представителями местных властей и хозяйств, владельцами агроусадеб, что способствовало формированию их первоначальных предпринимательских компетенций в области ведения частного бизнеса.
В связи со строительством новой кольцевой дороги вокруг Беловежской пущи (фото 1), которая проходит непосредственно по территории Свислоччины, члены объединения по интересам задались вопросом о возможности развития туризма в нашем крае и приобретения от этого дохода. С этой целью был проведён опрос среди старшеклассников учреждения образования (57 человек) и молодых людей агрогородка Хоневичи (43 человека). На вопрос «Что среди всех историко-культурных, природных объектов хотели бы посетить туристы на территории нашего края в связи со строительством новой автомагистрали?» 55% опрошенных ответили, что выбрали бы Беловежскую пущу с резиденцией Деда Мороза, 28% считают лучшим отдых вблизи водоёмов, 15% утверждают, что нельзя оставить без внимания места боевой славы и памятники павшим воинам, у 12% интерес вызвали культовые сооружения, 22% мало владеет информацией об имеющихся у нас туристических объектах и перспективах развития туризма и хотели бы больше об этом узнать. В связи с этим учащиеся объединения по интересам «Юные экскурсоводы» решили изучить туристические маршруты, экскурсионные объекты Свислочского района, для того чтобы выпустить брошюру, создать карты и буклет туристических маршрутов с описанием исторических памятников и памятных мест, что позволит нашей местности приобрести известность региона с собственным историко-культурным наследием, а людям – репутацию народа, который заботится об этом наследии.
Значимость исследования заключается в том, что изучение исторического наследия родного края, туристических маршрутов и объектов региона содействует расширению связей учащихся с представителями местных властей, известными и успешными людьми, предпринимателями района, что также способствует расширению знаний учащихся по предпринимательской культуре, формирует их гражданско-патриотическое сознание.
Развитие основных направлений туризма
на территории Свислочского края
Одним из направлений туризма в нашем регионе является экотуристическое направление. Этому способствует близость к Беловежской пуще. Внимание туристов могут привлечь уникальные вековые деревья на территории Язвинской дубравы, расположенной в Беловежской пуще на территории Язвинского лесничества, в 4 км от деревни Тиховоля, а также редкие виды растений, животных и насекомых, сохранившиеся на территории болота Дикого, расположенного на территории границы Свислочского района Гродненской области и Пружанского района Брестской области, в 50 км от города Свислочь по дороге к деревне Новый Двор Свислочского района. Трасса Гродно–Брест пересекает болото Дикое, поэтому туристы, проезжая по ней, могут его увидеть. Тут же имеется и экологическая тропа, путь к которой укажут учащиеся Новодворской средней школы. Подобных болот в мире всего лишь четыре: Васюганское в Сибири, Пантал на территории Парагвая и Боливии, Моркам-бей в Англии и Дикое в нашей местности. Это одно из крупнейших в мире низинных болот, сохранившихся в состоянии, близком к естественному. Это болото (фото 2) – ровесник египетских пирамид, возраст его – около шести тысяч лет.
В Диком обитают 14 видов птиц, 2 вида млекопитающих,13 видов насекомых и 14 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь. Здесь можно встретить такие редкие, роскошные растения, как венерин башмачок (дикий гладиолус) и др. [4, с. 456].
У местного населения особой популярностью пользуются произрастающие на территории болота клюква, голубика, богатые витаминами, а также питательными веществами. Поскольку болото Дикое – охраняемая территория, то необходимо знать время пребывания и сбора клюквы. Дикое – это место произрастания множества лекарственных растений, которые вдали от загрязнённых почв являются не только исцеляющими, но и практически экологически чистыми.
Растительность болота Дикого довольно разнообразна (фото 3).
В результате изучения данного объекта туризма учащиеся пришли к выводу, что повышенное сосредоточение редких и охраняемых растений на этом болотном массиве объясняется тем, что это водораздельное болото, с торого берут начало реки Нарев (текущая на запад и далее в Балтийское море – фото 4), Ясельда (текущая на восток и далее в Чёрное море), и это благотворно сказывается на развитии особого типа растительности с редкими видами растений, произрастающих на болотах, в приближенных к нему лесах, на минеральных островах. Особенность этого болотного массива ещё и в том, что в пределах Беларуси и в целом Европы таких болот в нетронутом состоянии осталось совсем немного, поскольку они подвергались мелиорации в первую очередь. Некоторые растения, исчезнувшие в других регионах Беларуси, сохранились именно здесь. Среди них осока болотолюбивая и осока теневая, ива черничная, купальница европейская, звездчатка толстолистная, зубянка клубненосная и др. [7, с.457]. Таким образом, из всего перечисленного можно сделать вывод о возможности развития здесь экологического туризма. На наш взгляд, перспективными здесь могут являться такие формы туризма, как фотоохота, наблюдение за птицами, животными, насекомыми.
В 5 км от пропускного пункта деревни Тиховоля, возле деревни Жарковщина на территории Беловежской пущи находится один из объектов, представляющих интерес: по дороге на Тиховолю сохранился до наших времён уникальный памятник древней культуры – ритуальный камень ятвягов (фото 5). Местные жители долгое время скрывали его существование. По поверью, влага, которая скапливается на нём, исцеляет от любых болезней. Дорога к священному месту проходит в глубь Беловежской пущи мимо многовековых дубов, путь к которым укажут и проведут экскурсию специалисты ЦТиК, расположенного в деревне Тиховоля. Связаться с ними можно по телефону 8(01513)2-82-37 или +375292867292(МТС).
О ритуальном камне существует много легенд. Иван Замулко, местный житель, рассказывал: «Это место было почитаемо людьми в древности и до наших дней. Перед ним только преклоняться можно! Согласно преданиям, здесь скапливается вода, и наши предки здесь получали исцеление». Сам камень – обыкновенный. Дары и пожертвования здесь не нужны. Самое главное – прийти с чистой совестью. Его необычность – в форме и содержании. Он напоминает человеческую фигуру, а место до сих пор сохраняет своё ритуальное значение. По рассказам местных жителей, существует две легенды об этом камне. В первой из них говорится о церкви, которая стояла на этом месте и ушла под землю. Во второй рассказывается, что на этот камень спустилась Божья Матерь во время великого потопа. Эта впадина и есть след от её стопы. На месте обнаружения камня уже работали местные учёные. Проводили замеры, химическое исследование жидкости в углублении. Они уверены, что это место относится к дохристианской эпохе. Примерно в V–VI веке славянские племена ятвягов здесь проводили свои ритуалы. Тогда они поклонялись языческим богам. Из поколения в поколение, несмотря на то, что потом было принято христианство, некоторые языческие реликвии и фетиши перешли в христианство и почитаются до наших дней. Языческим богам здесь уже не поклоняются, но приходят в надежде исцелиться. Уникальный камень входит в список достопримечательностей Беловежской пущи. Сам камень окружён многовековыми дубами. Эти природные объекты вызывают огромный интерес у туристов и являются местом проведения экскурсий.
Одним из наиболее посещаемых мест отдыха жителей и гостей района является озеро (фото 6), расположенное на расстоянии 12 км от города Свислочь за деревней Романовцы. Оно поражает чистой водой и необыкновенной прохладой жарким летом. Сосновые леса, опоясывающие водоём, напоминают нам о том, что пуща совсем рядом. При изучении данного объекта нам удалось узнать о том, что при подъезде к деревне оборудована площадка для отдыха, ловли рыбы, кемпинг для палаток, построены помещения для проката катамаранов и лодок на берегу озера, установлены большие бигборды, организована охрана озера, развиваются платные услуги, связанные с ловлей рыбы и прокатом лодок, расширяется сеть торговых услуг.
Одним из живописных уголков района является место на берегу озера в деревне Стоки, находящейся в 12 км от города Свислочь в направлении дороги Свислочь – Стоки, вблизи лесного массива. Здесь имеются все предпосылки для организации перспективного туристического центра. Живописный уголок в Стоках является востребованным для проведения туристических кемпингов. Чистота и первозданность природы, возможность покупаться, порыбачить и позагорать на берегу этих чистых озер могут привлечь к себе туристов. На наш взгляд, создание в перспективе в Стоках туристического центра содействовало бы притоку сюда туристов и развитию туристического бизнеса.
Организацией спортивных походов, турслётов, а также туристско-краеведческой работой занимается ЦТиК, при содействии которого разрабатываются и проводятся экскурсии по историческим местам и природным достопримечательностям края, а также спортивно-оздоровительные мероприятия для учащихся школ района. В 2007 году был разработан Зелёный маршрут для велосипедистов: деревни Стоки –Романовцы – Якушовка – Колоная – Доброволя. Для велосипедистов созданы все условия для свободного перемещения по территории Беловежской пущи. Изучая маршрут, учащиеся считают: поскольку здесь используется велосипедный вид туризма, то целесообразным было бы увеличение количества сдаваемых на прокат велосипедов, приобретение инструментов для их ремонта, а в зимнее время – прокат лыж, что, безусловно, привело бы к увеличению количества туристов.
Наличие памятников культуры, богатая история края, первозданная природа могут привлечь своей уникальностью туристов и гостей Свислоччины. Изучив имеющиеся туристические объекты края, проанализировав различные источники, учащиеся разработали возможные маршруты экскурсий (Приложение 1,2). Это позволит подробней узнать об истории своего края и его достопримечательностях с целью привлечения в наш край туристов и развития сферы туризма и предпринимательства, что, несомненно, будет содействовать притоку денежных средств в бюджет района, ориентировать молодёжь на то, чтобы остаться на родной земле, развивать местный бизнес.
Реализация проекта даёт возможность профессиональной ориентации молодёжи сельской местности, приобретению навыков культуры делового общения, которые востребованы в любой сфере деятельности в настоящее время, чтобы научиться быть успешным человеком. Проект закладывает основы формирования предпринимательских компетенций у сельских школьников, развивает их деловые качества. Особую значимость при этом представляют такие качества, как самостоятельность, деловитость, умение работать в команде, принимать решения, личная и групповая ответственность, коммуникабельность, инициативность, умение работать с информацией, стремление к повышению уровня образования и самообразования.
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание является важным ориентиром развития образовательной и государственной политики Республики Беларусь. В формировании патриотизма и гражданственности значимым является осознание учащимися сельской школы сущности и важнейших сторон проявления этих качеств через формирование таких предпринимательских компетенций, как деловитость, успешность, социализация и самореализация.
Сотрудничество учреждения образования и социальных партнёров региона в рамках проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства» способствует обеспечению результативности в организации совместной предпринимательской деятельности взрослых и детей, формированию гражданского самосознания и патриотизма.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что на территории нашего региона существуют необходимые условия для развития предпринимательства через туристическую деятельность. Об этом свидетельствует тот факт, что в районе имеется ряд объектов, которые могут заинтересовать туристов своей неповторимостью, есть народные мастера-умельцы, которые предложат изделия своего ремесла гостям, а хозяева агроусадеб гостеприимно встретят.
Предложенные гостям маршруты дадут возможность не только насладиться красотой местной природы, но и узнать уникальную многовековую историю края, почувствовать дух старины, познакомиться с бытом сельской глубинки, а сельским школьникам это поможет ориентироваться на современном рынке труда, повысить знания по предпринимательской культуре.
Наличие кольцевой дороги по периметру Беловежской пущи и развитие сети придорожного сервиса создают благоприятные условия для развития туризма на территории нашего региона, но при этом необходимо решить ряд проблем, связанных с реконструкцией объектов туризма, привлечением инвестиций в развитие туристической отрасли. Вопросы эти нужно решать комплексно. Для привлечения туристов необходимо установить информационные щиты, знаки и указатели туристической направленности вдоль основных дорог Свислочского района. Уже разработаны и готовы к распространению рекламно-информационные материалы о туристическом потенциале района на бумажных, электронных и цифровых носителях: буклеты, брошюры, карты-схемы, путеводители (Приложение 3). Проектная поддержка предоставит возможность увеличить количество туристов в Свислочском районе, развить инфраструктуру туризма в сельской местности, увеличить занятость сельского населения, сохранить и рационально использовать объекты историко-культурного наследия, а также реализовать туристско-рекреационный потенциал Свислочского района.
Развитие туризма и предпринимательства в сельской местности очень актуально в наше время и имеет практическое значение. Полученные сведения дают возможность углубить знания по истории родного края, содействуют популяризации туризма, повышению предпринимательских компетенций учащихся по развитию местного бизнеса, могут быть использованы на уроках истории, географии, во внеклассной деятельности. Собранные сведения пополнили материалы школьного музея. Всё это будет содействовать сохранению и приумножению культурного наследия, формированию здорового образа жизни, созданию новых рабочих мест, развитию туристического бизнеса.



Список использованных источников
Бедулина, Г.Ф. Патриотизм и предприимчивость как ценности современной учащейся молодежи//Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения: материалы международной научно-пратической конференции, Витебск, 24-25 октября 2013г./Вит.гос.ун-т:редкол.Г.А.Качан, С.Д.Матюшкова/ научн. ред. А.П.Орлова; отв. за выпуск С.А.Моторов.- Витебск:УО “ВГУ им.П.М.Машерова”, 2013.- 340с./ С.149-151.
Бедулина, Г.Ф. Развитие экономической культуры и формирование предпринимательской активности учащихся/Г.Ф.Бедулина// ”Народная асвета”. -2013.-№ 10.- С.3-7.
Бедулина, Г.Ф.Исследование проблем развития экономической культуры и формирования предпринимательской активности учащихся/сб. мат. Междун.научно-практ.конференции “Социальное знание и современные проблемы развития белорусского общества”. 21-22 ноября 2013г.-Минск, Экономика и право,2013.-С.401-405.
Воронец И.И. Память / И.И.Воронец. - Минск "Беларусь", 2004.-526с.
Все дороги ведут в регионы: стираем границы между городом и селом [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. -- Дата доступа: 01.10.2015
Гладилина, И.П., Гришакина, О.П., Трусова, Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. - 120с. (авт.вклад-50%)
Гродненские Епархиальные Ведомости - Страницы истории -16 февраля 2010г.
Край пущанских чудес и таинств зовет к себе в гости [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. -- Дата доступа: 22.02.2015
Популярность свислочских агроусадеб растёт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://svisloch.grodno-region.by. -- Дата доступа: 22.02.2015
Социальное партнерство: взрослые и дети: методические материалы по реализации международной инициативы «Город, дружественный детям» /сост.Е.В.Онуфирович, Л.А.Исачкина, О.А.Клецова, В.Г.Литвинович, Е.Г.Новик; под общ. ред. Н.В.Васильченко - Минск: Зорны Верасок, 2010 -160 с.

































13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515



Гражданская компетентность, предприимчивость, финансовая грамотность

Гражданская позитивная деятельность, научиться быть успешными людьми

Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся через учебную деятельность

Внеурочные формы деятельности

Внешкольные формы деятельности, сотрудничество с социальными партнёрами региона

Рис. 2 Воспитательное пространство агрогородка Хоневичи

Фото 1. Карта

Фото 2. Болото Дикое

Фото 4. Приток реки Нарев

Фото 3. Растительность болота Дикого

Фото 5. Ритуальный камень ятвягов

Фото 6. Озеро Романовское

1

2

Приложение 3



Рисунок 1Рисунок 1й 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·к
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·в
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·F
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·B
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·’
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ј
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ь
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·1
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·п
·
·
·
·
·@
·
·l
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·K
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·›
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·°
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ќ
·
·
·п
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ь
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·O
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рисунок 16Рисунок 1315