«Рефлексия урока как средство разрешения противоречий между потребностями и способностями обучающихся 
Вострикова И.Н.
учитель начальных классов
МОШИ Лицей- интернат
«Рефлексия урока как средство разрешения противоречий между потребностями и способностями обучающихся
          В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. 
А в  наших руках- дети,  они должны почувствовать себя любимыми, нужными,  а главное, успешными. 
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
              А что же такое рефлексия? 
          Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) –  анализ собственного состояния, своих поступков и прошедших событий.                                                                                   При этом глубина рефлексии,  т.е. - самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.                                                                                                           Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.                                                                                                           Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.                                                                                     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
            Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.                                                 Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, связана с технологией критического мышления.  ( т.е. все версии, которые предлагаются учениками – правильные и неправильные - для решения какой-либо проблемы, и когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть.                               По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.)
При взаимодействии с учащимся учитель использует один из видов учебной  рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:   .
1) физическую (успел или не успел выполнить задание на уроке);
2) сенсорную  (самочувствие на уроке: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше или  хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает: 
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу,  почему выбран тот или иной уровень задания)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал .(имя)» «Какую помощь в работе оказал (имя)»)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
 Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека . Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
 Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым участником процесса. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. 
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Например:
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
1.  Карточки с изображением лица (грустного, веселого);   показ большого пальца вверх или вниз. 
2.  «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. 
3.  «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно.
Рефлексия деятельности. Этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов,  а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька- мне всё удалось.
2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
3.  «Дерево успеха» - повесил на дерево зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – есть проблемы.
4. «Поезд» , «Поляна». и т.д 
           Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. 
Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  
Ребята, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  заканчивают предложение
1.     сегодня я узнал
2.     было интересно
3.     было трудно
4.     я выполнял задания
5.     я понял, что
6.     теперь я могу
7.     я почувствовал, что
8.     я приобрел
9.     я научился
10.    у меня получилось 
11.     я смог
12.   я попробую
13.    меня удивило
14.   урок дал мне для жизни
15.  мне захотелось
Еще бывают интересные приемы:
  «Плюс-минус-интересно». 
Цель этого приема: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
 Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. 
В графу с  «плюсом» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо то, что  по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
 В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или та  информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. 
В графу - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме или - вопросы к учителю.     
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).                            Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. 
Синквейн может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В  синквейне  каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Например: 
Дружба.
                             Верная, честная.
              Укрепляет, сплачивает, обязывает.
              Дружба нужна каждому человеку.
                               Привязанность.
Еще один прием:
Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - я это уже знал,	 «!» - новый материал (узнал),	«?» - хочу узнать 	 
Заключение
Современный школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями обучающегося.                           В этом и есть  результативность саморазвития человека, которая возрастает, если учащийся осознает собственную и совместную только что произведенную деятельность, осознает способ, который привел его к удовлетворению. Каждый участник урока оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. 
Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия на уроке – это совместно проделанная плодотворная работа педагога с учащимися, позволяющая совершенствовать учебный процесс, успешно решать основную задачу: формирование полноценной личности.
Заголовок 4Заголовок 515