Сценарий физического вечера Раскрытие тайны Чёрных ящиков
Физический вечер «Тайны черных ящиков»
Первый ведущий. Добрый день всем, кто пришел на наш физический вечер!
Второй ведущий. Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшнем вечере физики было хорошее настроение. И для этого мы принимаем эстафету юмора у великих ученых-физиков! А они шутить умели.
Первый ведущий. Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днем?» -спросил ученый. «Работал», - последовал ответ. «А рано утром?» «Работал»- вновь услышал Резерфорд. «Когда же вы обдумываете опыты» - возмутился ученый.
Второй ведущий. Когда ряд физиков высказал сомнение в возможности термоядерной реакции, академик Арцимович сказал : «До изобретения велосипеда всем тоже было ясно, что ездить на двух колесах невозможно. »Первый ведущий. Репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли , и если записывает, то куда – в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить.»Второй ведущий. Однажды Рентгену пришло письмо с просьбой прислать … несколько рентгеновских лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него времени не нашлось. Рентген был человек с юмором и ответил так : «К сожалению , в настоящее время у меня нет лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку.»Первый ведущий. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», - заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!» - возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну вот я и достал золото с Солнца!» - пошутил он.
Второй ведущий. Пример великих заразителен. Даже в самых трудных ситуациях юмор оставался для них добрым другом. Так же должно быть и у нас с вами.
Первый ведущий. Ну , что же друзья за дело! Пусть юмор физиков нашей школы будет на высоте! В добрый путь!
Второй ведущий. Внимание , только у нас , только сейчас проводится конкурс « Раскрытие тайны черных ящиков». Мы даем вам возможность блеснуть знаниями по физике. Нобелевскую премию победителю, конечно, не обещаем , но аплодисменты гарантируем.
Первый ведущий. Пора переходить к основной программе вечера, иначе ребята заявят, что наша разговорчивость равняется одному Кену. Дело в том , что подшучивая над американским физиком Милликеном его сотрудники предложили ввести новую единицу Кен, для измерения разговорчивости. Ее тысячная доля милиКен должна превышать разговорчивость среднего человека.
Чтец . Знаете, как говорится в народе?
Физика — царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
«МЕХАНИКА» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
Тепловых процессов динамику
Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».
Отражение света, его преломление,
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает —
Все это «ОПТИКА» изучает.
Что собой представляет ядро или атом
Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда - то.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!
Музыкальная пауза
Массу с весом различать и мензуркой измерять Учат в школе – (3 раз)
Как длину волны найти , в метры всё перевести Учат в школе – (3 раз)
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить Учат в школе – (3 раз)
Амперметр как подключить, атом как изобразить Учат в школе – (3 раз)
Как закон открыл Ньютон, где находится протон Учат в школе – (3 раз)
И не путать никогда провода в цепи, друзья Учат в школе – (3 раз)
Учитель: Сегодня в нашей школе необычный вечер. Вам предстоит раскрыть тайны “чёрных ящиков”.
Идея использования на вечере “чёрных ящиков” такова: залу задаётся вопрос, на который есть несколько ответов. Выслушав ваши ответы, я раскрываю чёрный ящик.
Правильным же ответ считается в том случае, если он совпадает с названием предмета, упакованного в “чёрный ящик”. Отгадавшему я задаю физический вопрос, связанный со спрятанным в ящике предметом. А пока мы объявляем разминку.
Разминка “КТО БЫСТРЕЕ СООБРАЗИТ”.
(ведущие предлагают зрителям загадки). К каждой отгадке ставят физический вопрос.
1. Чего в сундук не спрячешь? Ответ: луч света
Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. 2. Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.
Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.
4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень.
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.
5.На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка,Эта стрелка наперёдНам погоду узнаёт.
Ответ: барометр
Вопрос. Как по этому прибору можно судить о погоде?
Ответ: если атмосферное давление повышается - это означает, что погода будет хорошей: холодной – зимой и жаркой – летом. Если давление резко падает, то можно ожидать появления облачности; понижения давления летом предвещает похолодание, зимой потепление, низкое давление – возможен дождь.
Демонстрация опыта с Магдебургскими полушариями.
6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь повторяет сразу. Ответ: эхо.
Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
I ящик.
Ведущий 1. Итак, мы начинаем разгадывать тайны, хранящиеся в черном ящике. (обращаясь к залу). Назовите будильник времён Александра Македонского . ( После нескольких ответов, кто-то говорит “Петух”).
Ассистенты вносят “чёрный ящик”, ведущий не спеша, открывает ящик и достаёт петуха.(вырезан из картона и раскрашен) К его лапке привязана бирка со словами: “Не дразнить, клюётся!”. (Приглашает отгадавшего к себе).
Ведущий 2. Кормить петуха мы надеемся ты знаешь как, а вот поить его будешь из автоматической поилки ( вносят поилку). Петуха получишь, если ответишь на вопрос: как действует эта автопоилка?
Ответ: если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется (если ответа не последует, то петух остаётся у ведущего, а ответы дают другие ученики из зала).
II ящик
Ведущий 1. Задаю вопрос: приспособление для передачи мыслей на расстояния. Что это такое? (называют радио, телевизор, телефон, конверт).
Ведущий не фиксирует правильный ответ, а предлагает вскрыть второй “чёрный ящик” и приглашает отгадавшего ученика. (В ящике красочный конверт с маркой, а в конверте – ещё конверт, а в том – ещё один). Отгадавший достаёт первый конверт.
Ведущий 2. Кому из сидящих в этом зале ты хотел бы передать свои мысли “через расстояние”? (Ученик называет своего товарища и его приглашают на сцену). Ведущий вынимает второй конверт и передаёт вышедшему. Он читает вслух, на конверте: “Думаю, что ты знаешь этих великих людей планеты Земля” и вытаскивает из конверта ещё один конверт, на котором крупным шрифтом написано: “Ба, знакомые всё лица!” ( внутрь вложены портреты крупных учёных физиков).
Ведущий 1. Ваша задача такая : один из вас вытаскивает из конверта любую открытку и называет по портрету фамилию и имя учёного, а второму нужно ответить, что учёный открыл или в какой области физики работал (если кто из них не справился с задание, помогает зал и при правильных ответах можно обращаться к залу за подтверждением.
В конверте маленькие портреты, а на магнитную доску вывешивают большие портреты). Ответы.
М. Фарадей – английский физик: установил связь между электрическим и магнитным полями, открыл явление электромагнитной индукции. И. Ньютон – английский физик: сформулировал законы движения.
П. Н. Лебедев – русский физик: впервые измерил давление света на твёрдые тела и газы.
А. С. Попов – русский физик: изобретатель радио.
М. В. Ломоносов- русский учёный: в физике развил молекулярно-кинетическую теорию.
К. Э. Циолковский – русский учёный и изобретатель, основоположник космонавтики.
Чтец 2 Нас физика, увы, повсюду окружает.
Из дома в школу утром провожает.
Набраться бы ученикам терпения:
Подняться из постели тяготения,
Умыться, применяя силу трения,
В кабине лифта ощутить падение,
На тротуаре – сильное скольжение.
А вот и школа - вечное движение!
Всем физикам– почёт и уважение!
Физическая пауза: Демонстрация занимательных опытов.
(опыты готовят и проводят сами учащиеся)
1.«Послушное яйцо». Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?
2. На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
III ящик.
Ведущий 1. Предлагаю такое задание: назовите первый экипаж человека.(подумав, ребята дают разные ответы. Ведущий раскрывает ящик и достаёт … игрушку – детскую коляску )Вопрос к залу: Скажите, какие силы возникают в рессорах и каково устройство рессор., их назначение? (Ответ: возникают силы упругости, состоят рессоры из упругих пластин, при езде по неровной дороге сохраняют плавность хода – движения в результате своей деформации)
IV ящик.
Ведущий 1. У меня есть ещё один вопрос ни рыба, ни мясо. Что это такое? (выслушивает разные ответы, правильный - солёный огурец).
После этого из 4-го “чёрного ящика” он извлекает этот предмет. Обращается к отдавшему. Какое физическое явление используется при засолке огурцов? Ответ: явление диффузии. Добавляет: “При правильном ответе получишь огурец и конфету”.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.Демонстрация занимательных опытов
1. « Картезианский водолаз» Возьмите пипетку и наполните его водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. Отпустите пипетку-водолаза в бутылку, доверху наполненную водой, и герметично закройте бутылку крышкой. Нажав на бутылку, создайте избыточное давление. Оно передается по всем направлениям без изменения, и в пипетку войдет дополнительная порция воды. Она станет тяжелее и начнет отпускаться на дно
2. Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча? Объяснить принципы пожаротушения.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
V ящик.
Ведущий 1. У меня такой вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это? (выслушав ответы – картофелина, надувной шар, бумажная коробка и др. Он извлекает из V ящика консервную банку. Обращается к отгадавшему). На днище и на крышке консервной банки концентрические окружности – гофры. Каково их назначение? Ответ. Гофры не дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счёт их выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
VI ящик.
Ведущий 2. Теперь моя очередь задавать вопросы сидящим в зале. В данном “чёрном ящике” находится несколько физических приборов. Назовите их. Даю подсказку1: их используют при сборке электрических цепей. Ответ: амперметр и вольтметр.
Даю подсказку 2. :помогают исследовать жидкость Ответ: ареометр, мензурка)
Даю подсказку 3: помогают делать измерения. Ответ: динамометр.
Приглашают 5 человек: каждый берёт из “чёрного ящика” по одному прибору ( не видя их заранее – можно закрыть глаза, когда берёт).
Даю вам 30 секунд на обдумывание. Назовите прибор и расскажите всё, что вы знаете о нём.
Ответы.
Амперметр – измеряет силу тока, последовательно включается в цепь. Вольтметр – измеряет напряжение, в цепь включается параллельно. Мензурка – определяет объём жидкости.
Ареометр – прибор, которым измеряют плотность вещества.
Динамометр – можно измерять силы, градуирован в Ньютонах.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПОД ВОДОЙ (гасят свет в зале)
Ведущий 1. (В костюме скомороха)
– За 4-5 секунд вокруг света, Прямым сообщением без билета,Всем доступно, всем бесплатноВесёлое путешествие туда и обратно, Любители сверхбыстрого движения,Скорей сюда, без промедления!
Выходит один желающий из зала. К нему подходит “Водяной” и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Ученику “Водяной” даёт стакан с водой и просит поднять его над головой.
Водяной:
- Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит ученика вокруг стола , на котором горит свеча. Когда “путешествие” заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее). - Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала на тебя во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна). (Выслушивает ответ)
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
VII ящик
Ведущий 1. А сейчас изюминка нашего вечера.
Ведущий 2. -Не нужно скучать и без дела сидеть, зайдите изюминку к нам посмотреть.
Выходит желающий и начинает распаковывать ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго – третий и т. д. В последнем ящике (зритель этого не видит) – тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка. Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу. Ученика предупреждают, чтобы он не говорил, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята (3-4 человека). Последний ученик извлекает из ящика тарелку с изюминкой и показывает всем.
Ведущий 1. – Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали.. Ещё один маленький вопрос: Куда исчезла энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки.
Ответ: Пошла на испарение влаги и биологические процессы.
Ведущий 1.
- Мы раскрыли с вами тайны 7 чёрных ящиков. Надеемся, что это было для вас интересным походом в мир природы и физики. Всего вам доброго.
Музыкальная пауза
В школьном зале становится тихо Уж окончен физический бал. Загадали загадки мы лихо, Победил тот, кто всё отгадал.
Где тут сказка, а где тут намёки,- Догадайся, реши, докажи! Разберёмся потом на уроке, Ты, учитель, чуть-чуть подскажи.
Расстаёмся, друзья, Ведь окончен школьный вечер. Будем физику знать И законы её изучать.
Траектория наших движений В бесконечную даль уведёт, Но родимой Земли притяженье Нас удержит, поможет, спасёт.
Нас волнуют законы Ньютона, Помогают идти нам вперёд. Уважает законы и Ома Любознательный школьный народ.
Расстаёмся, друзья, Ведь окончен школьный вечер. Будем физику знать И законы её применять
Чтец 3 Не привыкайте к чудесам,- Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Всё будет так – и всё не так Через одно мгновенье.