Краткосрочный план урока Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК
 Филиал АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПК ПР по ВКО
Открытый урок в 6 "А" классе по русскому языку на тему
 "Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
в рамках областного семинар-тренинга   «Сабақтың интерактивті және инклюзивті болуын қамтамасыз ету тәсілдері»    
(интегрирование 7 модулей на уроках русского языка с государственным языком обучения)
учитель русского языка и литературы 
 КГУ "Герасимовская средняя школа" : 
Увалиева Бакыт Корганбековнасело Герасимовка
2015 год   
Краткосрочный план урока
Класс   6 «А» Предмет: русская речь
Тема урока "Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
Ссылка Среднесрочное планирование  и календарно-тематическое 6  класс. 
Общие цели:  Научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;Воспитывать у школьников -  любовь к русскому языку на основе использования занимательного  материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Задача Приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления  информации по изучаемой теме. 
Применяемая технология:  Модули: «Развитие критического мышления», ИКТ, «Талантливые и одаренные», «Оценивание для обучения, Оценивание обучения».
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.
Ресурсы  Правила работы в группах (разработанные детьми). Тренировочные упражнения. Раздаточный материал, Лист самооценки, который заполняют ученики.  
Этапы урока Деятельность учителя  Деятельность учащихся
Психологический настрой 
3-4 мин
Организационный момент, создание атмосферы сотрудничества . А сейчас подарим  круг радости. Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмёмИ к сердечку поднесём
Перед   каждым из вас на партах лежат листы самооценивания, которые вы будете заполнять по критериям, при помощи стикеров  ( красная полоска -      5, зеленая полоска - 4, голубая полоска  -3)  Деление по группам.  Рефлексия на начало урока - встав в круг, улыбнуться и  говорить    друг другу  добрые пожелания.
Актуализация знаний
4-5 мин
5-6 мин
2 мин
Реализация
5-6 мин
5-6 мин
мин
5 мин
Рефлексия 
3 мин
Домашнее задание Задание №1 Мозговой штурм  Ребята, назовите  действия, которые совершают дети на  слайдах (гладит, моет чистит, плачет .... ). Определите, какая это часть речи (глагол)
Задание № 2  А сейчас игра "Крестики-нолики"(на листах отмечаем  х - верно, о - неверно)
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – изменяется по временам.
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Глаголы в предложении являются подлежащим.(Приложение 1)
Ребята, а каким же членом предложения является глагол - (сказуемое) .  Так какая же тема сегодняшнего урока? Правильно - тема нашего урока - "Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
Задание № 3 Каждой группе даются  определенные тексты. в котором необходимо  найти сказуемые выраженные разными видовременными формами  (определить время - прошедшее, настоящее или будущее; вид – совершенный или несовершенный;  число единственное или множественное) (Приложение 2) 
ФизминуткаЗадание № 4  Следующее задание творческое - каждой группе дается  картинка, по которой необходимо составить предложения, озаглавить,  найти грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
Задание № 5  Дополнить предложения,      (Найти в предложении подлежащее  и подобрать для каждого предложения подходящее по смыслу сказуемое  ). (Приложение 3 )
 Лидеры групп подводят итоги работы,  а остальные  послушаем ученика подготовившего нам сказку "Глагол и его друзья" (дано опережающее задание  одаренному ученику). (Приложение 4) 
Итак,  мы послушали сказку, которая учит нас трудолюбию. Так какую  же  работу нашли  - имя существительное и глагол? 
Настало время для подведения итогов работы - сумма баллов полученных в течении урока.
Ребята, а сейчас напишем на цветных стикерах свои впечатления от прошедшего урока (листочки - уроком не доволен; цветочки - уроком доволен; яблочки - урок очень понравился), которые поместим на дереве желаний.
Написать  эссе на тему "Сказуемое"
Спасибо за урок! Ответы учащихся - заполнение листов самооцениванияИндивидуальная работа на листах, а затем взаимопроверка  по критериям
(  ̶  — + — + + — + +  ̶   )
  
Ответы учащихся
Представители каждой из групп  - защищают  работу. Оценивание по критериям
Групповая  работа, затем оценивание работы другими группами 
Работа в группах, оценивание по критериям
Ученик читает сказку, а лидеры групп выводят итоговые оценки. 
Ответы учащихся
Комментирование выставленных оценок по листам оценивания
Ученики пишут  свои впечатления  от урока на стикерах и помещают на дереве.
 
Приложение  1
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – изменяется по временам.
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Глаголы в предложении являются подлежащим. 
Приложение  2
1 группа 
Я учусь в шестом классе. Мои друзья посещали различные кружки. Петя будет ездить на велосипеде. Он молча слушает пение птиц. Скоро наступит весна. Отец с сыном идут по полю. Ребята посадили вокруг школы березы.
2 группа
Наша школа находится в центре села. Ребята работают в школьном саду. На каникулах мы поедем в город. Сережа получил письмо от друга. Птицы улетели в теплые края. Мама купит мне телефон. Я всегда помогаю маме. 
3 группа
Бабушка связала мне носки. Мальчик посещает  спортивную школу. Дети на празднике будут петь песни. Ребята  с криком выбегают  на спортплощадку.  Дима сходил в магазин за хлебом. Стоят ясные теплые дни. Снежинки будут падать всю ночь.
Приложение 3
Зимой ёж   ...     под кучей  хвороста. Но вот  ...   весна.    ...  молодая трава.  Ёжик   ...   из-под  хвороста.  Он  ... на охоту.
Слова для справок:      пришла, спал,  выбрался,  пошел,  появилась
На новой улице  ребята   ...    берёзки. Скоро   ...  берёзки  листьями. Люди    ...  молодыми деревьями. Они  ... своими детьми.  
Слова для справок:   любуются,    зашумят, гордятся,   посадили, 
 На  пустыре  школьники  ...   сосны.   Сосна хорошо   ...   воздух.  В окно ...   маленький серый воробей. За деревней  ...   поля.  В театре мы ... интересную  пьесу. 
 Слова для справок:      залетел,  очищает, смотрели,  посадят,  начинаются
Дети весёлой гурьбой   ...   в сад.    Возле  дома   ...   красивая   акация.   В ботаническом саду  ...  редкая пальма.    Ребята в театре  ...   много интересного. Ветер ... по небу тучи.            
Слова для справок:      узнали, растёт, побежали,  гонит,   расцвела,
Яркое солнце  ...   землю.  Летом дети  ...  в лагере.   Девочка  старательно ...  салфетку.  Ученики   ...    на  экскурсию  в музей. Дорога  ...   травой
Слова для справок:      приехали,  отдыхают,  вышивает,  греет, заросла
С севера  ...   слабый   ветерок. В воздухе    ...   сырость.  Вдали  ...  раскаты  грома.
  ...   большое  подвижное облако.  Из  мохнатых  туч бесконечным потоком  ...   дождь.
Слова для справок:     раздавались,  полил,  появилось,  подул,  чувствовалась  
Приложение 4
                                             Сказка «Глагол и его друзья».
      «Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит.  Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде. Шли они, шли и встретили Прилагательное грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Позвали и его с собой. Долго ли, кротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили  работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное - подлежащим. Прилагательное  тоже получило  работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, ведь они приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»    
    Ребята, так давайте и мы будем приносить пользу своей стране, своей земле  - отличной учебой и примерным поведением!