Краткосрочный план урока Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК
Филиал АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПК ПР по ВКО

Открытый урок в 6 "А" классе по русскому языку на тему
"Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
в рамках областного семинар-тренинга «Сабақтың интерактивті және инклюзивті болуын қамтамасыз ету тәсілдері»
(интегрирование 7 модулей на уроках русского языка с государственным языком обучения)
учитель русского языка и литературы
КГУ "Герасимовская средняя школа" :
Увалиева Бакыт Корганбековнасело Герасимовка
2015 год
Краткосрочный план урока
Класс 6 «А» Предмет: русская речь
Тема урока "Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
Ссылка Среднесрочное планирование и календарно-тематическое 6 класс.
Общие цели: Научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;Воспитывать у школьников - любовь к русскому языку на основе использования занимательного материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Задача Приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.
Применяемая технология:  Модули: «Развитие критического мышления», ИКТ, «Талантливые и одаренные», «Оценивание для обучения, Оценивание обучения».
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.
Ресурсы Правила работы в группах (разработанные детьми). Тренировочные упражнения. Раздаточный материал, Лист самооценки, который заполняют ученики.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Психологический настрой
3-4 мин
Организационный момент, создание атмосферы сотрудничества . А сейчас подарим  круг радости. Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмёмИ к сердечку поднесём
Перед каждым из вас на партах лежат листы самооценивания, которые вы будете заполнять по критериям, при помощи стикеров ( красная полоска - 5, зеленая полоска - 4, голубая полоска -3) Деление по группам. Рефлексия на начало урока - встав в круг, улыбнуться и говорить друг другу добрые пожелания.
Актуализация знаний
4-5 мин
5-6 мин
2 мин
Реализация
5-6 мин
5-6 мин
мин
5 мин
Рефлексия
3 мин
Домашнее задание Задание №1 Мозговой штурм Ребята, назовите действия, которые совершают дети на слайдах (гладит, моет чистит, плачет .... ). Определите, какая это часть речи (глагол)
Задание № 2 А сейчас игра "Крестики-нолики"(на листах отмечаем х - верно, о - неверно)
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – изменяется по временам.
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Глаголы в предложении являются подлежащим.(Приложение 1)
Ребята, а каким же членом предложения является глагол - (сказуемое) . Так какая же тема сегодняшнего урока? Правильно - тема нашего урока - "Глагол-сказуемое выраженное разными видовременными формами"
Задание № 3 Каждой группе даются определенные тексты. в котором необходимо найти сказуемые выраженные разными видовременными формами (определить время - прошедшее, настоящее или будущее; вид – совершенный или несовершенный; число единственное или множественное) (Приложение 2)
ФизминуткаЗадание № 4 Следующее задание творческое - каждой группе дается картинка, по которой необходимо составить предложения, озаглавить, найти грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
Задание № 5 Дополнить предложения, (Найти в предложении подлежащее и подобрать для каждого предложения подходящее по смыслу сказуемое ). (Приложение 3 )
Лидеры групп подводят итоги работы, а остальные послушаем ученика подготовившего нам сказку "Глагол и его друзья" (дано опережающее задание одаренному ученику). (Приложение 4)
Итак, мы послушали сказку, которая учит нас трудолюбию. Так какую же работу нашли - имя существительное и глагол?
Настало время для подведения итогов работы - сумма баллов полученных в течении урока.
Ребята, а сейчас напишем на цветных стикерах свои впечатления от прошедшего урока (листочки - уроком не доволен; цветочки - уроком доволен; яблочки - урок очень понравился), которые поместим на дереве желаний.
Написать эссе на тему "Сказуемое"
Спасибо за урок! Ответы учащихся - заполнение листов самооцениванияИндивидуальная работа на листах, а затем взаимопроверка по критериям
( ̶ — + — + + — + + ̶ )

Ответы учащихся
Представители каждой из групп - защищают работу. Оценивание по критериям
Групповая работа, затем оценивание работы другими группами
Работа в группах, оценивание по критериям
Ученик читает сказку, а лидеры групп выводят итоговые оценки.
Ответы учащихся
Комментирование выставленных оценок по листам оценивания
Ученики пишут свои впечатления от урока на стикерах и помещают на дереве.


Приложение 1
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – изменяется по временам.
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Глаголы в предложении являются подлежащим.
Приложение 2
1 группа
Я учусь в шестом классе. Мои друзья посещали различные кружки. Петя будет ездить на велосипеде. Он молча слушает пение птиц. Скоро наступит весна. Отец с сыном идут по полю. Ребята посадили вокруг школы березы.
2 группа
Наша школа находится в центре села. Ребята работают в школьном саду. На каникулах мы поедем в город. Сережа получил письмо от друга. Птицы улетели в теплые края. Мама купит мне телефон. Я всегда помогаю маме.
3 группа
Бабушка связала мне носки. Мальчик посещает спортивную школу. Дети на празднике будут петь песни. Ребята с криком выбегают на спортплощадку. Дима сходил в магазин за хлебом. Стоят ясные теплые дни. Снежинки будут падать всю ночь.
Приложение 3
Зимой ёж ... под кучей хвороста. Но вот ... весна. ... молодая трава. Ёжик ... из-под хвороста. Он ... на охоту.
Слова для справок: пришла, спал, выбрался, пошел, появилась
На новой улице ребята ... берёзки. Скоро ... берёзки листьями. Люди ... молодыми деревьями. Они ... своими детьми.
Слова для справок: любуются, зашумят, гордятся, посадили,
На пустыре школьники ... сосны. Сосна хорошо ... воздух. В окно ... маленький серый воробей. За деревней ... поля. В театре мы ... интересную пьесу.
Слова для справок: залетел, очищает, смотрели, посадят, начинаются
Дети весёлой гурьбой ... в сад. Возле дома ... красивая акация. В ботаническом саду ... редкая пальма. Ребята в театре ... много интересного. Ветер ... по небу тучи.
Слова для справок: узнали, растёт, побежали, гонит, расцвела,
Яркое солнце ... землю. Летом дети ... в лагере. Девочка старательно ... салфетку. Ученики ... на экскурсию в музей. Дорога ... травой
Слова для справок: приехали, отдыхают, вышивает, греет, заросла
С севера ... слабый ветерок. В воздухе ... сырость. Вдали ... раскаты грома.
... большое подвижное облако. Из мохнатых туч бесконечным потоком ... дождь.
Слова для справок: раздавались, полил, появилось, подул, чувствовалась
Приложение 4
Сказка «Глагол и его друзья».
«Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде. Шли они, шли и встретили Прилагательное грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Позвали и его с собой. Долго ли, кротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное - подлежащим. Прилагательное тоже получило работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, ведь они приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
Ребята, так давайте и мы будем приносить пользу своей стране, своей земле - отличной учебой и примерным поведением!