конспект урока самопознанияДоброе имя

Урок самопознания в 4 Б классе
Учитель Рыбникова Е.В.
Тема: «Доброе имя»
Цель: Формировать на основе примеров и жизненного опыта детей категорию добра.
Показать насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Ход занятия:
Круг радости (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Учитель: Здравствуй, солнце, золотое,
Здравствуй, небо, голубое,
Здравствуйте, мои друзья
Всех вас рада видеть я!
Дети: АрмысыS к_н!
АрмысыS сіз!
АрмысыS сен! АрмысыS мен!
-          Поприветствуйте друг друга! Поздоровайтесь, касаясь плечами,
локоточками, ладошками, коленками, носочками.
- А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова,
используя выражение: «Мне в тебе нравится»
- Родился человек Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать
нельзя. Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или
никудышный человек. Каким стать – в определяющей степени зависит
от него самого: будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или
станет на путь злого и подлого.
- Цитатой нашего урока будут слова: «Без добрых дел нет доброго
имени »
Помечтаем
- Ребята, пришло время помечтать. Закройте глазки и представьте себе,
что у вас появилась волшебная палочка и вы стали добрым
волшебником.
(Звучит музыка)
- Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.
Учитель читает стихотворение
Стать добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово.
(Дети, передавая волшебную палочку из рук в руки, называют вслух
какое бы доброе дело они совершили.)
Поиграем
- Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
- Составим азбуку добрых слов, вспомним хорошие добрые слова
на букву «Д»
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Доброта».)
Дети: добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный,
доброжелательный, добродеятельный, добродушный, достойный,
добропорядочный, добронравный.
(Составление кластера к слову «Доброта»)
- Как понимаете слово «добросердечный»
«доброжелательный»
«добродеятельный»
«добродушный»
«добронравный»?
Почитаем
- Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами!
В знак благодарности хочу прочитать вам притчу, садитесь поудобнее
и слушайте.
(Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»)
«Обыкновенный человек»
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед
с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди-
заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро
оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды
достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из- под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
5. Побеседуем
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?
- Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать?
- Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему?
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Как вы понимаете смысл следующего изречения:
«Из всех даров мира останется только доброе имя,
и несчастен тот, кто не оставит даже этого»
М. Саади
(Высказывания детей)
- Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
1. Добрые дела нет доброго имени
2. Делать добро спеши.
3. Жизнь дана платят.
4. Злой не верит красят человека.
5. За добро добром и что есть добрые люди.
6. Без добрых дел на добрые дела.
6. Творческая работа
- Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из букв: Т, О, Д, Р, Б, А.
- Как называется наше море?
- У вас на партах бумажные кораблики. На доске написаны разные слова. Выберите из этих слов такие, как бы вы хотели назвать свой корабль, отправив его в море доброты.
Слова на доске: вежливость, помощь, трудолюбие, щедрость, скупость, драчун, улыбка, добрые мысли, ласковые слова, защита, счастье, злюка, душа, сочувствие, огорчение, благородный, себялюбие.
- Я очень рада за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым- трудно. К сожалению, сегодня на уроке мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя.
7. Круг «От сердца к сердцу»
Дети становятся в круг, берутся за руки.
- Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной последние 2 строки.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
- Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова- корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые имена – сады.
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Исполняется песня М. Минкова – Ю. Энтин «Дорогою добра»

15