План по самообразованию музыкального руководителя на тему: Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ
Должность: ____музыкальный руководитель___________________
ФИО: _____Чуйнешова Айна Бохатгалиевна___________________
Образование: МУСПО «Училище искусств» г. Балаково, 2004 г.___
ПИСГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009 г.___________
Специальность по диплому: преподаватель игры на аккордеоне, руководитель оркестра русских народных инструментов;_______
Учитель музыки. Дополнительная специальность «Культурология».
Когда обучался на курсах повышения квалификации: 04.04.2014 г._ «Моделирование деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Индивидуальная тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка».
Когда начата работа над темой:_сентябрь 2015 г.__________
Когда предполагается закончить работу над темой:__май 2016 г._
Цель самообразования по теме:__ Изучить пути, средства и методы работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в НОД по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка» для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.
Задачи самообразования:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;
2. Разработать план работы с детьми, воспитателями, родителями по данной проблеме;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Разработать конспекты НОД по данной тематике;
5. Создать картотеку упражнений, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
6. Развивать способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
7. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
8. Участвовать в мероприятиях различного уровня, способствующих популяризации здорового образа жизни детей.
Этапы проработки материала: Организационно – ознакомительный; Практический; Обобщающий.
Какой предполагается результат:
Повышение собственного уровня знаний по данной тематике;
Проведение работы с детьми, воспитателями, родителями по укреплению здоровья воспитанников;
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Должность: ____музыкальный руководитель_____________________________________
ФИО: _____Чуйнешова Айна Бохатгалиевна______________________________________
Индивидуальная тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в_____________ непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка»._____________________________________________
Срок и период работы над темой: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.____________________
Задачи самообразования:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;
2. Разработать план работы с детьми, воспитателями, родителями по данной проблеме;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Разработать конспекты НОД по данной тематике;
5. Создать картотеку упражнений, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
6. Развивать способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
7. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
8. Участвовать в мероприятиях различного уровня, способствующих популяризации здорового образа жизни детей.
Используемые формы организации самообразования:_индивидуальная работа по____ самообразованию._____________________________________________________________
Изучена литература:
От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
Битус А. Ф. Певческая азбука ребенка / А. Ф. Битус, С. В. Битус – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 96 с.
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 160 с. (Здоровый малыш)
Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
Кацер О. В., Коротаева С. А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть I – 2007. – 60 с.
Кацер О. В., Коротаева С. А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть II – 2007. – 60 с.
Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 176 с.
Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5 – 7 лет / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 279 с.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья: Музыкально-ритмические минутки. Логоритмическая гимнастика. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2003. – 41 с.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып.2. — СПб «Музыкальная палитра», 2005. -48 с.
Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы) / Сост. Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с., ил., нот.Чижик. Читаем, рисуем, играем, поём. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие.
Форма предоставления материалов: мониторинг; конспекты НОД, консультации для родителей и воспитателей; картотека игр и упражнений, способствующих укреплению и сохранению здоровья воспитанников; сценарии развлечений._________________________
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы Содержание Сроки проведения
1й этап. Организационно - ознакомительный
Цель: изучение проблемы во всех аспектах. Использование данных технологий в непосредственно-образовательной деятельности. Анализ психолого-педагогической диагностики музыкального развития детей.
Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбережения.
Изучение передового педагогического опыта и литературы по данной теме.
Корректировка перспективного плана работы с учётом данной проблемы.
Изучение влияния здоровьесберегающих технологий на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья, организации деятельности с детьми.
Сентябрь – ноябрь
2 й этап. Практический.
Цель: практическое применение изученных технологий в работе.
Разработка конспектов НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составление сборника валеологических песен, речевых, ритмических и пальчиковых игр, комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Выступление на педагогическом совете с докладом «Эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у детей в процессе музыкальной деятельности» и родительском собрании об актуальности музыкально- оздоровительной работы в детском саду.
Участие в РМО музыкальных руководителей на тему «Здоровьесберегающие технологии в процессе НОД по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка».
Участие в проекте «Театр – детям», проводимый МУК «ГДК «Звезда» г. Саратов.Оформление информационной папки-передвижки для родителей:
«Музыка, как средство здоровьесбережения», «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников», «Музыкальная терапия», «Влияние музыки на психику ребенка».
Подготовка консультации для педагогов МДОУ по проблеме «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».
«День Здоровья» - развлечение для средних, старших и подготовительных групп.
Участие в составе жюри в спортивном празднике-конкурсе «Принцесса спорта», проводимом в МОУ «СОШ № 44» Ленинского района г. Саратова.
Использование собранного материала на практике, с целью развития музыкальных способностей дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий. Декабрь – апрель
3-й этап
Обобщающий. Обобщение и исследование результатов практической деятельности (повторная психолого-педагогическая диагностика). Май
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
В 2015 – 2016 учебном году мною была изучена тема «Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка».
Выбор темы связан с целью, изучить пути, средства и методы работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в НОД по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка» для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.
Исходя из этого, я определила и поставила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;
2. Разработать план работы с детьми, воспитателями, родителями по данной проблеме;
3. Подготовить и провести психолого-педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
4. Разработать конспекты НОД по данной тематике;
5. Создать картотеку упражнений, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
6. Развивать способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
7. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
8. Участвовать в мероприятиях различного уровня, способствующих популяризации здорового образа жизни детей.
Актуальность: Благополучие нашего общества во многом зависит от состояния здоровья детей. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Данный вопрос побудил меня изучать литературу, которая помогла мне узнать опыт, наработки других педагогов.
Мной были изучены книги:
От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
Битус А. Ф. Певческая азбука ребенка / А. Ф. Битус, С. В. Битус – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 96 с.
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 160 с. (Здоровый малыш)
Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
Кацер О. В., Коротаева С. А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть I – 2007. – 60 с.
Кацер О. В., Коротаева С. А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть II – 2007. – 60 с.
Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 176 с.
Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5 – 7 лет / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 279 с.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья: Музыкально-ритмические минутки. Логоритмическая гимнастика. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2003. – 41 с.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып.2. — СПб «Музыкальная палитра», 2005. -48 с.
Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы) / Сост. Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с., ил., нот.Чижик. Читаем, рисуем, играем, поём. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие.
Проведя теоретическое исследование актуальности проблемы, опыта работы педагогов по данной тематике, мною был составлен план работы по применению здоровьесберегающих технологий в НОД по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка».
На первом этапе, Организационно – ознакомительном, была проведена следующая работа:
Анализ психолого-педагогической диагностики музыкального развития детей.
Анализ проведения непосредственной образовательной деятельности с позиций здоровьесбережения.
Изучение передового педагогического опыта и литературы по данной теме.
Корректировка перспективного плана работы с учётом данной проблемы.
Изучение влияния здоровьесберегающих технологий на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья, организации деятельности с детьми.
На втором этапе, Практическом:
Были разработаны конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составлена картотека валеологических песен, речевых, ритмических и пальчиковых игр, комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Использовала собранный материал на практике, с целью развития музыкальных способностей дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Выступила на педагогическом совете с докладом «Эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни у детей в процессе музыкальной деятельности» и родительском собрании об актуальности музыкально- оздоровительной работы в детском саду.
Участвовала в РМО музыкальных руководителей на тему «Здоровьесберегающие технологии в процессе НОД по «Художественно-эстетическому развитию», направление «Музыка».
Участвовала в проекте «Театр – детям», проводимый МУК «ГДК «Звезда» г. Саратов.Совместно с воспитателями групп была оформлена информационная папка-передвижки для родителей: «Музыка, как средство здоровьесбережения», «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников», «Музыкальная терапия».
Проведены консультации для педагогов МДОУ по проблеме «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».
Совместно с инструктором по физической культуре проведены развлечения для средних, старших и подготовительных групп «23 февраля», «День Здоровья».
Участвовала в составе жюри в спортивном празднике-конкурсе «Принцесса спорта», проводимом в МОУ «СОШ № 44» Ленинского района г. Саратова.
На третьем этапе, Обобщающем, были обобщены и исследованы результаты практической деятельности музыкального руководителя посредством проведения повторной психолого-педагогической диагностики.
Общие показатели уровня развития музыкальных способностей детей младшей группы № 2, средних групп № 10, № 11, № 12 и подготовительных группах № 7, № 8 МДОУ «Детский сад № 106» сентябрь 2015 г. и май 2016 г.
Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности:
- на начало учебного года: высокий – 50,41%, средний – 41,53%, низкий – 8,06%;
- на конец учебного года: высокий – 90,29%, средний – 9,71%, низкий – 0%.
Таким образом, за период работы над темой самообразования мною были решены следующие задачи:
1. Повысила собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрала материал для работы и консультаций;
2. Разработала план работы с детьми, воспитателями, родителями по данной проблеме;
3. Подготовила и провела психолого-педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
4. Разработала конспекты НОД по данной тематике;
5. Создала картотеку упражнений, игр, песен, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
6. Развивала способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
7. С помощью здоровьесберегающих технологий повышала адаптивные возможности детского организма (защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
8. Участвовала в мероприятиях различного уровня, способствующих популяризации здорового образа жизни детей.
Анализ результатов моей практической позволил выявить положительные тенденции в музыкальном воспитании детей. Перспектива дальнейшей работы:
Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
Создать картотеку подвижных музыкальных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр; пальчиковой гимнастики, дыхательной и артикуляционной.
Пополнять методическую библиотеку вновь изданными пособиями помузыкальному воспитанию дошкольников.