Деловая игра по экологии для воспитателей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №83 г. РОССОШИ
«Деловая игра по экологии для воспитателей»
Подготовила: Воспитатель
Гасанова Ю.В.
Цели:
1. Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.
3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.
4. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Материалы: аудиозаписи классической музыки, магнитофон, корзина,
билеты с заданиями, кроссворд, фломастеры, бумага, флажок
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги
- Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…Мир природы заставляет нас остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Именно на этом этапе дошкольного детства, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.
Сегодня в рамках нашего педсовета проводится деловая игра по экологии. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Играющие делятся на две команды, выбираются капитаны.
Оценивать выступление будет жюри (представляются члены жюри).
Чтоб игру скорей начать
Надо нам мозги размять
Не руками и не скалкой
Знаниями и смекалкой
1 конкурс. “Придумай название”.
Ведущий. Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.
Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальна оценка данного задания – 2 балла.
2 конкурс. Экологическая разминка.
Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл..Вопросы команде “Ласточка” Вопросы команде “Друзья природы”
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
3. Какое дерево является символом России? (Берёза)
4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)
8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)
10.Самая высока трава? (Бамбук.) 1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
2.Лесной петух. (Глухарь.)
3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)
4. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)
6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)
7.Пингвин птица или животное? (Птица.)
8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)
10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
3 конкурс.Творческое задание.
Воспитатель- творческая профессия. А какое творчество без фантазии и выдумки. Каждой команде нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
4 конкурс. Простые истины (конкурс капитанов)
Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды импровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.
Первая педагогическая ситуация.
Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.
Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?
Вторая педагогическая ситуация.
На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”
Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?
5 конкурс Методический турнир
Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все вопросы составлены по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)
2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)
3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)
4. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?
5. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)
6. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)
7. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)
8. Назовите парциальные программы развитию основ экологической культуры. (С.Н. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”).
Пока жюри подводит итоги , мы с вами разгадаем кроссворд
«Экологический кроссворд»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)
Подведение итогов. Награждение команды-победителя.