Технологическая карта урока по русскому языку «Повторение освоенных способов выбора букв в словах постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)» 2 класс


Технологическая карта
открытого урока
по русскому языку
тема:
«Повторение освоенных способов выбора букв в словах;
постановка новой учебной задачи
(«Чему учиться дальше?»)»
2 класс
Учитель: Гук Ирина Владимировна
Севастополь
2016

19/01/16 Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Гук И.В.
Тема Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)
Цели
Обучение решению орфографических задач на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова; введение в употребление понятия правило.
Закрепить знания о чередовании букв в корнях слов.
Способствовать развитию мышления, памяти.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, групповой и парной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Осознание, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка
- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (коллективно) новые задачи, выполнять действия для их решения. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.
- Коммуникативные УУД: Формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения. Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения.
- Познавательные УУД: Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать. Планируемый результат Предметные:
Знать: изученные орфографические правила.
Уметь: решать орфографические задачи, уметь отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова,
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Орфографическая задача, правило, применение правила, однокоренные слова, форма слова
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Технологии Здоровьесберегающая технология, ИКТ, Формирующее оценивание, технология проблемного, деятельностного обучения
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2, ,
Учебная презентация в программе SMART, интерактивное пособие «Начальная школа», Русский язык 2 класс, карточка № 29 и 30 (Раздаточный материал « Русский язык 3-4 кл.»)
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре, групповая работа
Тип урока Урок открытия новых знаний
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Орг. момент (1 мин)
Цели: -
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует
Уточняет тематические рамки. Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о +
правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Проверка дом. заданияи Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин) Элементы игровой технологии
Цели
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
Организует проверку домашнего задания
Проверка домашнего задания
- Кто это - Ю-ю? Как догадались?
- Почему выделенные буквы парных согласных по глухости-звонкости согласных - не орфограммы?
К нам на урок сегодня пришёл гость из вашего домашнего упражнения. Александр Куприн в своём рассказе описал Ю-ю как рыже-бело-коричневого котёнка. А вы знаете, что трёхцветные коты приносят счастье? Я надеюсь, что и наш гость Ю-ю принесёт вам, ребята, удачу и радость. Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (6 мин)
Работа в сотрудничестве, групповая работа, исследовательская работа Дети разбиваются на группы. Вспоминают правила работы в группах. Собирают слова и показывают свою готовность.
Проверяют свою работу, находят однокоренные слова, выделяют лишнее, обосновывают. Дают понятие однокоренным словам
Организует работу в группах, даёт задание
Проверяет выполнение задания, фронтально задает вопросы учащимся
Подводит итог работы по группам, отмечает самую организованную группу
Работа в группах.
Ю-ю принёс для вас задание. Вам надо будет собрать слова, но задания только четыре. Поэтому нам надо разбиться на четыре группы.(задания даются поэтапно)
Соберите слова.
Найди лишнее слово. Почему оно лишнее?
Как называются остальные слова?
Какие слова называют однокоренными?
Зачем мы учимся с вами подбирать однокоренные слова? Отличать однокоренные слова по признакам, строить связные ответы на вопросы
Уметь работать в группах, оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Уметь анализировать, находить лине (регулятивные УУД)
IV Формулирование темы урока, постановка цели: (1 мин) Технология проблемного обучения,
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
слайд 1
Организует постановку цели урока учащимися - Прочитайте тему нашего урока.
Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Формирование новых знаний и умений. Открытие нового знания (проблемные задания) (8 мин) ИКТ-технология, работа с интерактивной доской, проблемные задания
Цели: работа со словарными словами, характеристика изученных орфограмм; разграничение понятий орфографическая задача, правило.
Работают со словарными словами, по необходимости обращаются в словарь.
Самостоятельно вставляют пропущенные буквы в словарные слова.
.
Организует деятельность учащихся при работе над заданием.
Показ слайда 2
Слайд 3
Выключает слайд (Инструмент шторка)
Взаимопроверка
Уточняет сведения о секрете корней
Корректирует ответы учащихся при необходимости.
Прочитайте слова. Как называются такие слова? Почему их так называют?
- Как пишутся эти слова?
Буквы вставляем (слайд 2)
На какие две группы можно разделить все эти слова и по какому признаку? слайд 3
Вставьте теперь самостоятельно буквы в эти же словарные слова. Они у вас находятся в тетради-задачнике на с. Упр.340
Обменяйтесь тетрадями и проверьте слова по эталону.
Какие орфограммы нам встречались в словах?
Для Ю-ю отметьте смайликом работу соседа
Задание 341 – прочитайте предложения. Вспомним секрет написания корней и найдем новые (сведения в рамке)
- Чем нам помогает этот секрет?
Знать написание словарных слов
Различать виды орфограмм
Осуществлять взаимоконтроль
Сравнивать правила, находить новое.
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)VI Самостоятельная работа по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6 мин) Работа по карточкам ( работа в парах)
Цели: разграничение понятий однокоренные слова и форма слова. Формирование умения выделять корень слова.
Выбирают вариант ответа, записывают слова, выделяют корни в однокоренных словах и окончания в формах слова
Организует деятельность учеников при работе с карточками
Фронтальная проверка выполненного задания (индивидуально у первых двух пар) Ю-ю приготовил для вас задание про своих друзей гуся и белку.
Работа по карточкам (слайд 5)
1.Прочитайте задание
2. Выберите правильный вариант ответа
3. Запишите слова
4. У однокоренных слов выделите корень
5 У форм слова выделите окончания Записывать слова по секрету корней, выделять корень, решать орфографические задачи
Уметь различать однокоренные слова и формы слова, определять корень у однокоренных слов и окончания у форм одного слова Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий (регулятивные УУД)
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать. (Познавательные УУД)
VII Физминутка (2 мин)
Использование здоровье сберегающих технологии
Цели: восстановление физических и духовных сил уч-ся
Дети повторяют движения за героями презентации Показ презентации «Физминутка с котятами»
Упражнение на восстановление дыхания Ю-ю немного утомился и предлагает вам отдохнуть VIII. Включение новых знаний в систему. Повторение (15 мин)
Деятельностный метод, проблемно-поисковый
Цель: проверка умения правильно действовать, выбирая буквы на месте главных опасностей письма в корне; выявление состояния орфографической зоркости учащихся на данный момент, умения второклассников писать с пропуском орфограмм, что важно для последующей работы Читают слово медвежья Называют слово, обладающее свойством корней. Называют орфографические задачи, которые решали. Говорят о замене букв в корнях слова
Читают памятку с.35
Отвечают на вопрос Антона, уточняют свой ответ при помощи сведений учебника.
Называют порядок действий при выборе буквы на месте главных опасностей письма в корне слова.
Вводит понятия «правило», «применить правило»
Выслушивает ответы детей, контролируя их правильность.
Выставляет оценки детям, работающим у доски.
Подводит детей к изучению следующей темы Задание 342 – по секрету корней запишите слова, выделяя корень, решая орфографические задачи.
Прочитайте первое слово, какое слово по секрету корней поможет нам выбрать букву? Почему? (три слова проработать устно)
Кто внимателен и скажет, где мы встречали сегодня эти слова, обладающие секретом корней? Ю-ю не просто так нам давала предыдущие задания. Оказывается вот зачем мы работали с ними.
Запишите эти слова.
Одинаковые ли корни у этих слов?
Почему?
- Не забудьте о чередованиях (см. в рамке)
- Какие еще орфографические задачи мы решали? Какие правила применили?
- Помогите Антону найти ответ на вопрос, что значит решать орфографические задачи и применять правила?
Задание 343 – уточним наши ответы на вопрос Антона.
- Для этого прочитаем информацию задания.
Знаете ли вы, как нужно правильно действовать, выбирая буквы на месте главных опасностей письма в корне слова?
- На с.35 прочитайте заголовок и предложите свой ответ на вопрос: Чему учиться дальше? Знать, что такое правило и что значит, его применить.
Знать главные опасности письма в корне и уметь правильно действовать при выборе буквы.
Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Технология формирующего оценивания и самооцениванияЦели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.
Записывают домашнее задание
Выполняют самооценку работы.
Сдают тетради на проверку.
. Дает инструкцию по домашнему заданию. Отмечает работу отдельных учеников
Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дома: с.35 св., з.345
Ю-ю было интересно с вами заниматься-Особенно ей понравилась работа … Оцените и вы свою работу кружочком определенного цвета
Способность к самооценке на основе критериия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).