Интеллектуальная игра Брейн-ринг «На Курской огненной дуге»
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
«НА КУРСКОЙ ОГНЕННОЙ ДУГЕ»
Подготовили:
заместитель директора
по воспитательной работе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Железногорска
Курской области
Биленко Людмила Сергеевна
Железногорск - 2013
Сценарий интеллектуальной игры брейн-ринг для учащихся 7-8 классов «На Курской огненной дуге», посвященной 70-й годовщине битвы
на Курской дуге
Цель: развитие чувства патриотизма у учащихся и привлечение их внимания к героической истории нашей страны.
Задачи:
Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному изучению истории Великой Отечественной войны;
Продолжить развитие патриотического самосознания учащихся, чувства сопричастности к прошлому;
Выявить и наградить наиболее талантливых учащихся, добившихся успехов в изучении Отечественной истории;
Воздать долг памяти павшим в войне, жертвам фашизма
Воспитывать уважение к людям, защитившим свою Родину в годы Великой Отечественной войны.
Место в воспитательном процессе: гражданско-патриотическое воспитание
Оборудование: плакаты по военной тематике, рисунки детей, мультимедиа проектор, костюмы для ведущих.
Подготовка: оформить выставку «Курской битве 70», отобрать рисунки детей на военную тематику, подобрать стихи и песни, изучить исторические события Курской Битвы.
Место проведения: актовый зал, украшенный рисунками, стенгазетами к 70-летию Курской битвы.
(Голос за сценой) Год сорок третий прошлого столетия
Победу ждут немецкие полки.Но на пути врага стеною встали
Бесстрашные советские бойцы.
Звучат куранты. Ведущие в военной форме выходят на сцену.
Ведущий. Война! Простое короткое слово,
А сколько за ним уготовлено бед!
Вернитесь, люди, мысленно снова
Назад, всего на 70 лет!
Ведущая.Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Ведущий.Идет через грозные годыИ долю народа всего,Идет через сердце народаИ вечную славу его!
Ведущая.Идет через море людское,Идет через все города...Страну нашу, братья, родную,Врагу не сдадим никогда!
Ведущий. До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! И вся оборона
Идет через наши сердца!
Ведущая. Здравствуйте!
Ведущий. Здравствуйте, дорогие участники игры и гости!
Ведущая. Мы рады приветствовать всех Вас в нашем зале. Год 2013– год 70-летия Победы советских войск под Курском и Орлом.
Ведущий. Сегодня в нашем зале присутствуют особенные гости – наши дорогие ветераны. Давайте их поприветствуем!
Ведущая. Итак, прежде, чем мы начнем интеллектуальную игру «На Курской огненной дуге», давайте познакомимся с правилами.
Ведущий. Наша игра - брейн-ринг состоит из шести боев. 1-й бой называется «Знакомьтесь, наши бойцы», каждая команда представит себя.
Ведущая. 2-й бой «Исторический», где команды-участники будут отвечать на вопросы из хронологии Курской битвы.
Ведущий. 3-й бой «Герои Курской битвы», где команды померяются своими знаниями о личностях в истории битвы на Курской дуге.
Ведущая. 4-й бой «Великие полководцы Великой битвы» предполагает работу с фотографиями великих полководцев. Вы должны отгадать по фотографиям, кто на них изображен.
Ведущий. Пятый бой: «Вопрос – ответ». Блиц-турнир.
Ведущая. Ну, а 6-й бой, заключительный, будет «Музыкальный», где мы отгадываем мелодии военных песен.
Ведущая. Для оценивания наших команд мы пригласили компетентное жюри в составе которого будут работать:
Ведущий. Директор нашей школы Евгений Валерьевич Зайцев
Ведущая. Заместитель директора по УВР Людмила Сергеевна Биленко.
Ведущий. Учитель истории Лариса Вячеславовна Пелехова.
Ведущая. Педагог-психолог Олеся Николаевна и ученик 11 класса – Боев Никита
Ведущий. Итак, мы начинаем нашу игру. Первый бой «Знакомьтесь, наши бойцы». Сейчас по очереди каждая команда представит себя! Высшая оценка – 5 баллов
Представление команд (каждая по 2 минуты)
----------------------------------------------------------------------
Ведущая. Спасибо команды, мы продолжаем! У каждой команды есть капитан, который будет координировать работу на протяжении всей игры в своей команде. Пока команды готовятся ко второму конкурсы послушаем стихотворение Андрея Лазученкова «Курская дуга», которое прочитает_ученица 10-а класса Матюха Наташа
Прицел застыл. Издалека дрожит оптическим обманом Огонь Земли.Идет Дуга по старым наболевшим ранам.
Глядят глаза не в образа. И щель дугою пламя выгнет. Молчат глаза, глядят глаза, Твердят, неправый пусть погибнет!
Прости Земля, что не прожит Как нужно День и час вчерашний, Но жизнь неправая сгорит,Но жизнь неправая сгорит
В железной прокаленной башне. Сшибались башенные лбы В прямой немыслимой атаке. Взлетали танки на дыбы Как восклицательные знаки.
И только слабая душа Всего одну надежду знала: Ах, чтоб сомненья сокруша, Остаться в жизни для начала.
Открыта щель. И снова в лоб, Прямой безжалостной наводкой Огонь как сноп, И новый гроб открыл дымящуюся глотку.
Из тьмы рождаются стволы, "Пантеры", "Тигры", в масках лица. И словно из брони-скалы хохочет Крупп из-за границы.
Дымятся круглые поля. Деревни – как живая рана Прости, прости меня, Земля! Мы снова пленники обмана.
Педали газа до конца, Как приговор в скороговорке – Глядеть, глаза! Твердить, глаза! Легка броня тридцатьчетверки.
И только робкая душа Всего одну надежду знала: Ах, чтоб неправду сокруша родиться к жизни для начала.
Скрежещет сдавленная смута, Ей не уйти на тормоза, Из пепла, дыма и мазута глядеть пытаются глаза.
Глядят глаза как в образа, И ничего их не изменит, Ушел снаряд – Земли гроза в тот ненасытный гордый гений.
Земля, прости меня за жизнь, за миг последний и вчерашний, И пусть, и пусть она сгорит в железной прокаленной башне.
И только бедная душа в упрямом горле трепетала: Вот, если б смуту сокруша, сгодиться жизни для начала...
Сшибались башенные лбы в прямой немыслимой атаке, Взлетали танки на дыбы, как восклицательные знаки.
Ведущий. Начинаем второй бой – «Исторический». Командам будут заданы вопросы по хронологии Курской битвы. Право первого ответа имеет та команда, капитан которой первым поднимет флажок после того, как будет завершено прочтение вопроса. За правильный ответ – 1-2 балла (от объема вопроса и количества правильно названных дат)
Ведущая. Вопрос 1: Когда началась и когда закончилась Курская битва?
(5 июля – 23 августа 1943 г.)
Ведущий. Вопрос 2. Назовите этапы Курской битвы
(1 этап – 5 июля – 12 июля 1943г. – оборонительный;
2 этап – 12 июля – 23 августа – наступательный)Ведущая. Вопрос 3. Сколько дней длилось сражение на Курской дуге, и какова протяженность Курской дуги?
(50 дней, 550 км)
Ведущий: Вопрос 4. Назовите дату танкового сражения в ходе Курской битвы и где оно произошло?
(12 июля 1943г., под Прохоровкой)
Ведущая. Вопрос 5. Когда был освобожден от немецко-фашистских захватчиков город Орел и как это событие отмечалось в стране?
(5 августа 1943г., первый салют в Москве)
Ведущий. Дополнительный вопрос (за полный ответ команда получит дополнительно 2 балла). Когда и освобождением какого города завершилась Курская битва?
(Харьков – 23 августа 1943г.)
Ведущая. Итак, участники проявили себя героически!
Ведущий. Показали свои неординарные знания. Наше компетентное жюри поставило свои первые баллы и ведет предварительный подсчет.
Ведущая. А мы пока послушаем выступление члена кружка «Живое слово» Аленкиной Маши. Стихотворение называется «Прохоровка. 12 июля 1943 года», автор Чернухин И. (Белгородщина)
На Прохоровском направлении
Мертвые танки стоят.
На Прохоровском направлении
Не видно нигде солдат.
Как будто в литавры – в железо
Бьет ветер горячий с полей
С той Курской дуги, что разрезанаСтальною Россией моей.
Земля здесь дымилась рекою
И стала, по праву, равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.
Ведущая. Спасибо, ну а теперь жюри может огласить свои первые результаты, чтобы мы могли узнать, кто первый из участников вступит в третий бой.
(Оглашение предварительных результатов).
------------------------------------------------
Ведущий. Третий бой называется «Герои Курской битвы». За каждый правильный ответ команда получит 2 балла. Если команда не может дать ответ, вопрос переходит следующей команде. И начнет у нас команда, набравшая наименьшее количество баллов по результатам первого и во второго боя «_____________»
Ведущая. Вопрос 1: Назовите командующего Центрального фронта
(К. Рокоссовский)
Ведущий. Вопрос 2 следующей команде: Назовите командующего Воронежского фронта (Н. Ватутин)
Ведущая. Вопрос 3: Назовите командующего Степного фронта
(И.Конев)
Ведущий. Вопрос 4: Назовите имя участника Курской битвы, единственного в мире летчика, сбившего в одном бою 9 вражеских самолетов
(А. Горовец)
Ведущая. Вопрос 5: Назовите имя лётчика, нашего земляка, дважды Героя Советского союза, который в небе над Курском сбил 7 вражеских самолетов
(А.Боровых)
Ведущий. Вопрос 6: Сколько Советских воинов, участников Курской битвы, получили звание Героя Советского Союза
(245-250)
-------------------------------------------------------
Ведущая. Спасибо командам за ответы.
Ведущий. Жюри подсчитывает ваши баллы. А мы прослушаем песню в исполнении Арины Хатюхиной «Майский вальс»
Ведущая. Мы вспомнили лишь малую часть тех, кто героически сражался на Курской Дуге. Но мы все знаем, какими жертвами была достигнута победа. Память священна.
Ведущий.Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад – ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит страна.
Ведущая. Мы не хотим, чтоб на родной земле
Была война и люди погибали.
Мы скажем: «Нет!» насилью и войне,
Ведь жизнь для счастья, а не для печали.
Ведущий. В ней дорог каждый день и час,
Пусть знают это все на свете люди.
И тех, кто отдал жизнь свою за нас,
Мы помним и вовеки не забудем!
Ведущая. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания в память о погибших в битве под Курском.
Ведущий. Прошу всех садиться. И мы продолжаем нашу игру.
Ведущая. Четвертый бой. «Великие полководцы Великой битвы»
Ведущий. Командам будут представлены на экране портреты великих полководцев, принимавших участие в Курском сражении. Вам надо назвать их фамилии. За каждый правильный ответ - 2 балла.
------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущая. Пятый бой – блиц-турнир «Вопрос – ответ». За каждый правильный ответ – 2 балла. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. За выкрики команды или ее болельщиков с команды снимается 2 балла.
Ведущий. 1. Как называлась наступательная операция немецких войск на Курской дуге?
(Цитадель)
Ведущая. 2. Почему места Курской битвы называют Огненной дугой?
(Изгиб фронта в форме дуги)
Ведущий. 3. Почему танковое сражение под Прохоровкой называют крупнейшим во Второй мировой войне?
(участвовало более 1200 танков с обеих сторон)
Ведущая. 4. Назовите главный памятник музея-заповедника на Прохоровском поле и его автора
(Памятник «Звонница, автор проекта В.М. Клыков)
Ведущий. 5. Какие улицы нашего города носят имена участников Курской битвы?
(ул. Маршала Жукова, ул. К Рокоссовского)
Ведущая. 6. Назовите общевойсковые наступательные операции Красной Армии в ходе Курской битвы
(полководец Румянцев, полководец Кутузов)
Ведущий. 7. Где находился командный пункт командующего Воронежским фронтом?
(п. Пристень, Пристенского района(Ведущая. 8. Где находился командный пункт командующего Центральным фронтом?
(м. Свобода, Золотухинского района)
Ведущий. 9.Назовите первые военные памятники участникам Курской битвы. Где они расположены?
(артиллеристам с. Теплое; 26 ноября 1943г. и героям саперам недалеко от п. Поныри, 30 ноября 1943г.)
Ведущая. Пока жюри подсчитывает баллы, для вса поет Ира Борзенкова - песня «Солдатский вальс»
Песня «Солдатский вальс».
Ведущий. Спасибо! Теперь мы обратимся к нашему жюри, которое готово огласить предварительные результаты по итогам пяти боев.
-----------------------------------------------------------------
Ведущая. Ну а теперь, с такими прекрасными результатами, мы переходим кпоследнему, завершающему бою - «Музыкальному»
Ведущий. В этом бою будут звучать фонограммы военных песен, которые
необходимо узнать.
Ведущая. Если команда вспомнит название и напоет строки из песни – 3 балла. Если названа только строка из песни - 1 балл. Если названа строка из песни и название песни, не спета песня – 2 балла.
Ведущий. Итак, начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Фрагмент №1 (Катюша)
Ведущая. Фрагмент №2 для второй команды (Майский вальс)
Ведущий. Фрагмент №3 для третьей команды (Землянка)
Ведущая. Фрагмент №4 для четвертой команды (На безымянной высоте)
Ведущий. Фрагмент №5 для пятой команды (Синенький, скромный платочек)
Ведущая. Фрагмент №6 отвечает команда, первая поднявшая флажок (Священная война)
Ведущий. Прозвучал последний ответ. Наше компетентное жюри приступает кподведению итогов.
Ведущая. Мы благодарим команды и их руководителей за хорошую подготовку.
Ведущий. А сейчас мы хотели бы предоставить слово нашим ветеранам!
Выступление ветерана
Ведущая. Спасибо большое за ваш героический подвиг, за то, что Вы отстояли свободу и независимость нашей Родины !
Ведущая вручает цветы ветеранам
Ведущий. Для участников игры и всех присутствующих в зале звучит песня в исполнении Ирины Борзенковой «Ты живи, моя Россия»
Песня «Ты живи, моя Россия»
Ведущая. Итак, наступает самый ответственный момент
Ведущий. Сейчас мы узнаем, кто же стал победителем.
Ведущая. Но перед тем, как это будет озвучено, слово предоставляется учителю истории Пелеховой Ларисе Вячеславовне
Ведущий. Ну а теперь, кто же у нас стал победителем?
Ведущая. Слово предоставляется председателю жюри – директору школы Евгению Валерьевичу Зайцеву. (Вручение грамот)
Ведущий. Спасибо всем за игру! До новых встреч!