Интегрированный урок биологии : Гигиенические требования к одежде и обуви
МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»
Интегрированный урок биологии
8 класс
ТЕМА: «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ И ОБУВИ. ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ».
Подготовила: учитель биологии
Животкевич Н.Н
2010/11уч.год
Цель:
закрепить знания о строении и функциях кожи, способствовать развитию гигиенических навыков по уходу за кожей, ногтями, волосами.
Задачи:
Образовательная: проверить понимание связи микро-и-макростроения кожи, дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, память, умение мыслить, расширять кругозор учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение следить за своим внешним видом.
Оборудование: мультимедийная установка, одежда для костюма грязнули, мыло, шампунь, полотенце, лейкопластырь, фрукты и овощи, ягоды, мисочку с теплой водой, маникюрные ножницы, пилочку для ногтей, деревянные лопаточки для ногтей, средство для размягчения кутикулы, крем для рук, поваренная соль, спиртовой раствор йода, бесцветный лак для ногтей, жидкость для снятия лака, бумажные и полотняные салфетки (чистые носовые платки), презентация, выставка книг, памятки для всех учеников, листовки, таблички «за» и «против».
Оформление доски: тема: «Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение», высказывания:
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов);
К.М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже «поломан» механизм и нужно думать о его починке»;
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем»;
Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
Планируемые результаты:
Знать:
- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Уметь:
- осуществлять гигиенические требования, предъявляемые к уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД:
Осуществлять мероприятия по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний.
Личностные УУД:
Формирование осознанности и ответственному отношению к осуществлению мероприятий личной гигиены.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
Составлять описание объектов; составлять простые и сложные планы текстов; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в совместной деятельности; работать в соответствии с поставленными задачами, планом; планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя.
Регулятивные УУД:
Оценивать свою работу и деятельность одноклассников; продолжать формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Орг. момент
- Здравствуйте ребята, садитесь.
Все ли присутствуют в классе?
Коммуникативные УУД:
развитие доброжелательности и эмоциально-нравственной отзывчивости.
2
Опрос д/з
(5мин)
- На прошлом уроке мы с вами занимались изучением темы: «Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание».
- Давайте вспомним основные моменты данной темы и напишем биологический диктант.
1. Температура тела человека является..(постоянной).
2. Она. Разносит тепло по организму, как бы выравнивая температуру внутри тела.(кровь)
3. При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи ..(расширяются).
4. На потоотделение влияет несколько причин: температура воздуха, его движение и .(влажность)
5. Этот писатель любил ходить босиком и по утрам обливаться холодной водой( Л.Н Толстой)
6. Верный способ сохранения своего здоровья- это.(закаливание)
Написание биологического диктанта
Регулятивные УУД:
понимать цель выполняемых действий.
Познавательные УУД:
воспроизводить по памяти информацию.
3
Изучение новой темы
(7мин)
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение»
Учитель литературы:
- Наш урок пройдет под следующим девизом: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).
- Сегодня вашему вниманию предлагаем тему, которая для нас не является совершенно новой: поэтому у нас сегодня не простой урок, а урок – проект. На котором, вы попробуете объяснять друг другу насущные вопросы гигиены.
- Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям-юношам и девушкам, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности.
А чаще всего люди начинают проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у них что-нибудь заболит. Хочется привести слова академика К.М. Быкова: «Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своем здоровье только в том случае, когда начинаем терять его, когда уже «поломан» механизм и нужно думать о его починке». «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Поэтому, чтобы не оказаться под колпаком болезни, надо настойчиво и регулярно, изо дня в день «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой.
Невозможно сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажите, это прописные истины, надоевшие всем наставления... Но давайте сегодня мы на них взглянем под несколько иным углом.
Учитель литературы:
- Ребята, а какой литературный герой не соблюдал личные гигиенические требования?
- Как называется это произведение?
- Кто его автор?
- Давайте вспомним несколько строк из этого произведения:
Грязнуля: Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
- Чтобы с нами такого не случилось мы будем внимательно слушать и запоминать материал представленный на уроке.
Записывают тему в тетрадь.
·
Отвечают на вопросы учителя
Личностные УУД:
проявление интереса к изучаемому материалу.
Личностные УУД:
выражать положительное отношение к учению.
Познавательные УУД:
выявление особенностей.
Коммуникативные УУД:
воспринимать рассказ учителя, анализировать его.
Личностные УУД:
проявление интереса.
Познавательные УУД:
воспроизводить по памяти информацию.
Коммуникативные УУД:
воспринимать текст.
Личностные УУД:
проявление интереса.
4
Проектная деятельность:
(27мин)
1)Дидактическое упражнение
2)Опыт. Маникюр по всем правилам
2)Просмотр
презентации: «Стильно! Модно
!Школьно!»
Учитель дитературы:
- А начнем мы свою проектную деятельность со стихов М. Стельмаха «Аист моется».
По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу,
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто.
И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»
Проект №1 «Заболевания кожи и их предупреждения»
План проекта:
«Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за кожей (мыло, шампунь, мочалка, полотенце, мазь, лейкопластырь, бинт, ягоды (для масок лица) и т.д.
Проект №2 «Уход за волосами и ногтями»
План проекта:
Тема
Цель
Правила ухода за ногтями.
Маникюр и педикюр.
Правила ухода за волосами.
Полезно или вредно окрашивать волосы?
Способы укрепления волос и ногтей.
Можно ли по ногтям и волосам определить состояние здоровья человека?
Результат анкетирования
Вывод.
Список литературы
Оборудование: каждому учащемуся – мисочку с теплой водой, маникюрные ножницы, пилочку для ногтей, деревянные лопаточки для ногтей, средство для размягчения кутикулы, крем для рук, поваренная соль, спиртовой раствор йода, бесцветный лак для ногтей, жидкость для снятия лака, бумажные и полотняные салфетки (чистые носовые платки).
1. Укрепление ногтей. Погрузите пальцы в насыщенный раствор поваренной соли, в который добавлено 2–3 капли йодной настойки. Вода должна полностью покрывать всю первую фалангу пальцев. Процедура длится 15 мин.
2. Правильная подпилка ногтей. Пилочкой для ногтей выполнять движения перпендикулярно основанию ногтя.
3. Удаление кутикулы. Нанесите на ногти специальное средство для удаления кутикулы (крем или гель), размягчающее тонкую кожицу. После того, как кутикула стала мягкой, устраните ее с помощью деревянной палочки. Отодвигайте кожицу от краев к основанию ногтя.
4. Питание ногтей. Нанесите на кожу вокруг ногтей питательный крем для рук и мягкими массирующими движениями втирайте крем в течение 10–15 мин. последовательно вокруг ногтя на каждом пальце.
Продолжают работу девочки.
5. Окрашивание ногтей. Бумажной или полотняной салфеткой удалите с ногтей остатки крема или геля. Сначала красим ногти правой руки, а потом левой (от большого пальца к мизинцу). После того как вы покрыли ногти одним слоем лака, сделайте перерыв на 5 мин, а потом нанесите второй слой. Затем косметической палочкой, смоченной в жидкости для снятия лака, устраните излишки.
Проект №3«Гигиенические требования к одежде и обуви»
План проекта:
Тема.
Цель.
Гигиенические требования к одежде.
Гигиенические требования к обуви.
Современные вещи и обувь, их соответствие требованиям.
Правила ухода за одеждой.
Правила ухода за обувью.
Быть модным – это значит!
Сопоставь.
Результат анкетирования
Вывод
Список литературы.
- Я предлагаю вам посмотреть презентацию: «Стильно! Модно! Школьно!» И обратить внимание на особенности школьной формы, на ее соответствие гигиеническим требованиям.
- Как вы считаете, нужна ли в школе единая форма одежды? (за, против)
Первая группа защищают проект(Мясникова Н, Теслина Г, Бабичев С)
Проводят опыт.
Вторая группа защищают проект(Андреев А, Полуянова А)
Проводят опыт.
Просматривают презентацию и поднимают таблички.
Личностные УУД:
проявление интереса.
Коммуникативные УУД:
строить монологические высказывания, описывать проблему.
Познавательные УУД:
сопоставлять характеристики.
Регулятивные УУД:
анализировать собственную работу.
Коммуникативные УУД:
строить монологические высказывания, описывать проблему.
Познавательные УУД:
сопоставлять характеристики.
Регулятивные УУД:
анализировать собственную работу.
Личностные УУД:
проявлять личностные качества.
Регулятивные УУД:
анализировать собственную работу, удерживать цель деятельности при выполнении работы.
Коммуникативные УУД:
строить монологические высказывания, описывать проблему.
Познавательные УУД:
сопоставлять характеристики.
Регулятивные УУД:
анализировать собственную работу.
Познавательные УУД:
устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
анализируют увиденное.
5
Вывод по уроку
(5мин)
- И так наш урок подходит к концу, скажите, что мы должны всегда помнить?
(Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья).
Учитель литературы:
- Давайте вспомним строки произведения: «Мойдодыр».
Какой вывод сделал грязнуля?
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
- Ребята приготовили не только проекты, но и изготовили буклеты, которые хотели бы подарить нашим гостям и распространят их среди учащихся нашей школы.
Отвечают на вопросы учителя
Личностные УУД:
выражение собственной мысли.
Познавательные УУД:
анализировать содержание текста.
Коммуникативные УУД:
преобразовывать информацию.
6
Д/З
(1мин)
- Написать мини сочинение на тему: «Мое здоровье в моих руках»
Открывают дневники и записывают д/з
Личностные УУД:
выражать собственные чувства.
Регулятивные УУД:
организовывать себя на определенную деятельность.