Конспект урока по русскому языку. Тема. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Конспект урока по русскому языку.
4 класс
Тема. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели:
формировать умения склонять имена прилагательные в форме множественного числа, закрепить навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа;
развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения; взаимопомощь, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;
корригировать устную диалогическую речь учащихся.
Оборудование: таблица склонения имен прилагательных во множ числе, карточки для индивидуальной работы, видео, иллюстрации.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Актуализация знаний
1)Минутка чистописания (Пальчиковая гимнастика)
аяыеие
- Какое облако лишнее, почему? (Окончания имен прилагательных единственного и множественного числа)
1 ряд – прописывают сочетание букв –ие;
2 ряд – ые- Кто догадался, о какой части речи сегодня пойдет речь?
Ученица читает стихотворение об имени прилагательном.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (О. Головко)
- Что такое имя прилагательное?( рассказывают правило)
- Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
2) Словарная работа
Слайды (картинки: молоко, народ, город)
От данных имен существительных образовать имена прилагательные множественного числа.
(обратить внимание на вопрос имен прилагательных в И.п множ числа; окончания с твердой и мягкой основами)
Молоко – молочные.
Город – городские.
Народ – народные.
- Изменяются ли имена прилагательные множественного числа по родам? (нет)
3. Подготовка к усвоению нового материала.
Послушайте стихотворения С.А.Есенина «С добрым утром!» (видео материал)
Постарайтесь услышать и запомнить имена прилагательные.
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»
- Какие имена прилагательные запомнили? (дети называют)
Сейчас поработаем над 2 столбиком стихотворения.( на карточках)
Улыбнулись сонн… березки,Растрепали шелков… косы.Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы.
- Какие окончания пропущены? К какой части речи относятся слова с пропущенными окончаниями?
- Назовите словосочетания прилаг.+ сущ. (сонные березки, шелковые косы, зеленые сережки, серебряные росы)
- Как определить падеж имен прилагательных? ( в каком роде, числе и падеже стоит имя существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное)
- В каком числе употреблены данные имена прилагательные?
-Как изменяются имена прилагательные множественного числа? (только по падежам)
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке продолжить работу над склонением имен прилагательных во множественном числе.
Работа у доски.
Просклоняйте имя прилагательное во множ числе зеленые (сережки)
- Как будем действовать при написании безударного падежного окончания имён прилагательных?
Прилагательное детям
Дарит маленький секретик:
В окончанье есть вопрос-
Ты, дружок, не вешай нос.
Легче правил нет на свете –
Что - в вопросе, то – в ответе. (особое внимание обращаем на вопрос)
И п.- какие? зеленые (сережки)
Р.п – каких? зеленых (сережек)
Д.п – каким? зеленым (сережкам)
В.п. – какие? зеленые (сережки)
Т.п.- какими? зелеными (сережками)
П.п. – о каких? о зеленых (сережках)
2) Индивидуальная работа по карточкам. (зимние дни, первые цветы)
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
Составить и записать предложение о березах, чтобы имена прилагательные стояли во множ числе.
Под тяжестью снега согнулись молодые березки. В поле стоят стройные березы. Весной на березах появляются клейкие зеленые листочки. Поздней осенью с берез опадают желтые листья.
- Указать число, падеж имени прилагательного.
Воспитательный момент. Можно ли весной собирать березовый сок? Почему?
4.Физминутка.
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
5. Работа над распознаванием падежей имен прилагательных. (фронтальная работа)
В лесных кладовых белки спрятали вкусные орехи. Ярко горят огоньки ночных костров. На могучих соснах висят смолистые шишки.
6. Закрепление. (разноуровневые задания) Самостоятельная работа.
Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), вьют на (высокие деревья).
Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Прочитай словосочетания. Спиши. Вставь пропущенные окончания. Определи падеж имён прилагательных.
Возле больш…. городов, под длин… ветвями, о морозн… днях, про быстр… коней, к хорош… друзьям.
7. Итог урока.
Чему учились на уроке?
- Как определить падеж имен прилагательных? ( в каком роде, числе и падеже стоит имя существительное, в таком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное)
Рефлексия.
Закончи предложение.
Я узнал….Я научился….Мне понравилось…
д\задание. стр. _____________ упр ____________
Самоанализ урока.
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи.
Тип урока – закрепление.
Тема урока. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели:
формировать умения склонять имена прилагательные в форме множественного числа, закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа;
развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения; взаимопомощь, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе;
корригировать устную речь учащихся.
Использовала методы обучения:
организации учебно – познавательной деятельности:
перцептивные ( словесный, наглядный, практический);
логические (дедуктивный);
гностические (репродуктивный, частично – поисковый)
Методы обучения соответствовали задачам урока, уровню ЗУН класса, характеру и содержанию учебного материала, а также созданию оптимальных условий для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Методы мотивации:
эмоциональные (поощрение, использование яркой наглядности, стихотворение, загадка)
познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
волевые (познавательные затруднения)
На уроке реализованы дидактические принципы: коррекционной и развивающей направленности обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, непрерывного повторения, научности, доступности, формирования у учащихся познавательных интересов, потребностей.
На данном уроке использованы технологии: здоровьесберегающие , технология сотрудничества, личностно-ориентированного подхода, ИКТ.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная формы работы.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке. Разнообразные виды заданий обеспечили занятость всех учащихся с учетом их способностей.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Задачи урока реализованы, программные требования учтены. Можно сделать вывод, что данная форма урока позволила организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.