Конспект урока по русскому языку на тему Окончание имён прилагательных родительного и предложного падежа во множественном числе.
СТРУКТУРА УРОКА
Дата:16.02
Предмет: Русский язык
Класс:4 АУчитель: Годунова Любовь Николаевна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Тема: Окончание имён прилагательных родительного и предложного падежа во множественном числе.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:
учить распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.
Задачи урока:
Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; обогащают свою речь именами прилагательными. Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе. Развивающая: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез
РЕГУЛЯТИВНЫЕ –постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
КОММУНИКАТИВНЫЕ –владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
ЛИЧНОСТНЫЕ: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Решаемые учебные проблемы:
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы):учебник Русский язык В.П. Канакина ,4 класс,презентацияХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Как вы понимаете смысл фразы «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть»?
-Учите свой язык и будете грамотными. В любой жизненной ситуации всегда обязательны знания грамоте, поэтому это очень важно для каждого человека. Воспринимают и выражают своё отношение к пословице
-Если будешь грамотен, ты нигде не пропадёшь.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1
-Прочитайте стихотворение.
Все кругом объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
-Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком
-Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?
-Обозначьте в словах орфограмму.
-Найдите слова с разделительным мягким знаком
-В чём разница в условиях написания разделительных твёрдого и мягкого знаков?-Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте. Определите их число и падеж.
Выразительно читают стихотворение
-Объяты, разъяренный, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съежился, отъявленный.
-После приставок, оканчивающихся на согласный , перед буквами е, ё, ю , я.
-Зверье, печеньем
-Твердый знак пишется после приставки, мягкий знак пишется в корне слова или между корнем и суффиксом.
-Разъяренный(ед.ч,им.п) , замечательный( ед.ч,им.п), несъедобный(ед.ч, им.п) , отъявленный( ед.ч,им.п), сверхъестественной (ед.ч, д.п).
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
(На слайде 2 предложения)
-Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы
1.Много работы весной у перелетн… птиц
2.Я с детства мечтал о дальн… странствиях
-Найдите имена прилагательные ,определите их падеж и число.
-Как вы определили?
-Какие окончания будут иметь эти прилагательные? Почему?
-Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Сформулируйте задачи урока.
-Откройте учебник на странице 43.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в родительном и предложном падежах.-Откройте упражнение 91
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-О чём в нем говориться?
-Спишите. Укажите имена прилагательные в родительном падеже.
-Назовите имена прилагательные в родительном падеже.
-Почему они имеют разные окончания?
-Какое прилагательное стоит во множественном числе?
-Какое окончание оно имеет?
Списывают предложения
Перелётных(р.п, мн.ч), дальних(п.п, мн.п)
-По существительным
-Ых,их-Окончания имен прилагательных в множественном числе в Р. и П. п.
-научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.
-В родительном падеже и предложном- ых, их.
-О красоте русской природы.
-Разное число
-Вьюжных
-Ых.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Откройте упражнение 94.
-Прочитайте один раз про себя, в чём сходство этих столбиков?
-Измените прилагательные в предложный падеж по вариантам : 1 вариант- 1 столбик,2 вариант-2 столбик.
-Запишите в тетради измененные прилагательные.
-Нужно ли употреблять предлоги? Какие?
-Выделите окончания и укажите падеж
-Давайте проверим по рядам.
Физ.минутка.
-Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.
Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы. -Да. Нужно употребить предлог «о».
Выполняют проверку
Выполняют задание учителя
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Откройте упражнение 93.
-Составьте и запишите предложения. Укажите падеж имен прилагательных ,стоящих во множественном числе . Выполняют самостоятельно
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в родительном и предложном падежах?-Ребята, сейчас у нас будет устный диктант . Если прилагательное в родительном падеже- поднимите правую руку, если в предложном –поднимите левую руку.
На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек. -Окончания -ых, -их.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Мне сегодня удалось…
-Я сегодня из урока вынес для себя…
-Я сегодня доволен тем, что…
-Мне удалось легко..-Знания, полученные на уроке, мне необходимы…
-Я получил полезную информацию о том, что…
-Откройте дневник и запишите домашнее задание, упр.92 Отвечают на вопросы учителя
Оформление доски (по Дусавицкому А.К.)
Организация поля доски – особый психологически важный момент урока. Запись на доске на всех уроках должна вестись в строго регламентированном порядке. Левое поле доски – предельно общо и наглядно фиксируются знания детей о предмете изучения к данному моменту. Схематически выделяется то, что еще не можем решить, выполнить и т.д. Центральная часть доски – делаются все записи по новой теме (решения, результаты, наглядность и т.д.). Правое поле доски – итог урока, новое знание, понятие и т.д. Рядом – проблема на завтра и домашнее задание. Такое распределение записи на разных частях доски – слева – направо – фиксирует этапы деятельности и их содержание: то, что сегодня уже известно о предмете изучения, цель и план предметной деятельности, сам ход работы, основные его результаты, цель дальнейшего движения.
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка: