Урок русского языка во 2-м классе по теме Различение имен прилагательных в единственном и множественном числе


Урок русского языка во 2-м классе по теме "Различение имен прилагательных в единственном и множественном числе"

Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель: формировать умение ставить вопросы к прилагательным в единственном и во множественном числе.
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:Поработать час настал.Так что время не теряемИ работать начинаем.
2. Актуализация знаний.
1) Повторение.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры "Заседание редакционного совета газеты "Перемена". Я - главный редактор газеты. Сейчас я произведу набор сотрудников в нашу газету. Вы должны пройти собеседование. Для этого ответьте на мои вопросы:
Что такое прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает прилагательное?
Какую роль выполняют прилагательные в русском языке? Для чего они нужны?(Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее.)
С какой частью речи употребляется?
Вы все приняты на работу. Вы - сотрудники газеты.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем прилагательным и попробуем выяснить как оно изменяется?
- Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов. Результативность вашей работы будет оцениваться.
2) Повторение. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой.
- Проведем разминку - повторение. Каждый отдел получает задание – тестовое задание, после выполнения которого у вас должно получиться кодовое число.
Выберите глаголы (слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?):
снег
бежать
играть
белый
нарисовать
вода
Выберите имена прилагательные (слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?):
помогать
красивый
синий
зима
весёлый
хихикать
Найдите существительные во множественном числе:
город
буквы
театры
встреча
окна
метель
Приступайте к работе. Готовность к ответу - поднятая рука.
Какой код у вас получился? (235) Молодцы! Отлично справились!
3. Словарная работа.
Нам необходимо подготовить занимательный материал для одной из страниц газеты “Перемена”, так как наши читатели с удовольствием разгадывают кроссворды, ребусы, сканворды. Расшифруйте слова. Запишите их в свои деловые блокноты - в столбик.
К какой части речи относятся эти слова? ( К существительным.)
Крестьянское селение. (Деревня - деревенский.)
Сшили их из чёрной кожи,В них теперь ходить мы можем.И по слякотной дороге-Не промокнут наши ноги. (Сапоги - сапожный.)
Антоним к слову ЖАРА. (Мороз - морозный.)
Ребус: (Яблоко - яблочный.)

- Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос КАКОЙ? Запишите их в своиделовые блокноты рядом со словами, от которых они были образованы.
4. Изучение нового материала.
Продолжаем работу над газетой. Следующая страничка новостей. Главная новостьсегодняшнего дня - это ответ на вопрос: "Как изменяется имя прилагательное?"
Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем отличаются слова левого столбикаот слов правого столбика?
день  дни
растение  растения
картина картины
(В левом столбике существительные в единственном числе, в правом - во множественном.)
Подставим к этим существительным прилагательное ЧУДЕСНЫЙ вместе с вопросом, на который оно отвечает.
Записываем получившиеся словосочетания в деловые блокноты.
день (какой?) чудесный дни (какие?) чудесные
растение  (какое?) чудесное  растения (какие?) чудесные
картина  (какая?)  чудесная картины (какие?) чудесные
Чем отличаются имена прилагательные 1 и 2 столбика?
Как изменяется имя прилагательное?
Итак, главная новость сегодняшнего дня: "Прилагательное изменяется по ...."
На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч., во мн.ч.?
5. Динамическая пауза.
Корреспонденты должны быть любопытными. Отдохнем немножко и выполним несколько упражнений:
"Любопытный нос".
Выполнять движения головой, двигаясь от кончика носа в разных направлениях: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем возможно последовательное включение других частей тела (плечей, грудной клетки).
“Несговорчивые уши”.
Прислушиваясь правым ухом, перемещать сначала голову, а потом и все туловище вправо. Затем из этого положения выполнять аналогичное перемещение влево. Движения делать в разных направлениях.
Упражнение выполнять 15-20 секунд.
6. Первичное закрепление.
- Сотрудник отдела информации приготовил следующее сообщение:
- Слово "газета" пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение "мелкая монета". Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.
1) - Важная роль в газете принадлежат корректорам. Они должны внимательно прочитать представленный материал и исправить все ошибки.
- Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров. Найдите и исправьте ошибки, связанные с числом имен прилагательных.
(Словосочетания записаны на доске.)
Слабая морозы, сладкое ягоды, крикливые ворона, сильное ветры, лесные озеро, зимние дорога.
2) - В редакцию приходит очень много корреспонденции. Их просматривают сотрудники отдела писем и вносят коррективы.
- Сейчас вы самостоятельно, не мешая друг другу, поработаете с письмами. Прочитайте задание и приступайте к работе.
I. Впишите в предложения - загадки подходящие по смыслу имена прилагательные и определите, в каком числе ед. или мн. они стоят.
Одежда , а ножкиОбуты в сапожки.Из моды выйдут - вот беда!Ему ж не снять их никогда. (Гусь.)
II. Найдите прилагательные и определите, в каком числе ед. или мн. они стоят.
Длинные ушки, маленький хвост.Прыгает ловко, грызет морковку. (Заяц.)
- Закончили работу с письмами.
7. Динамическая пауза.
- Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету.
Читаем.
Скрученной газетой бьем "мух".
Скручиваем в трубочку и смотрим, как в подзорную трубу.
Используем как веер.
(Развитие координации движений, релаксация.)
8. Проверка, контроль и оценка знаний.
Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны бытьразнообразными и развлекательными.
Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли корреспондентов газеты. Вы должны написать интересную, необычную статью, используя прилагательные, как в единственном так и во множественном числе.
На _________ планете жили __________ человечки, у них были ________глаза, _________ волосы, _________ уши. Зато очень _________ характер. Домики у человечков были _________, с _______крышами. Возле каждого домика сидела ________ собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли ________ дракончики и ________ страусы. Они сидели на _________ верёвочках и рычали. На _________ деревьях пели ________ песни _________ мухи. В ________ лесах водились _________ слонята, ________ цыплята, ________ ёжики и _______ ящерицы. А на _______ черепахах ________ человечки ездили в гости.
- В своей работе вы можете использовать "Мозаику" прилагательных.
"Мозаика".
Громадный, железный, кирпичный, голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, коричневый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, колючий, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, малюсенький, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, крупный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, милый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, атласный, ушастый, летучий, кривой, чудесный, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, прелестный, овальный.
9. Подведение итогов.
- Заседание редакционного совета газеты "Перемена" подходит к концу.
- Работа над какой страничкой вам понравилась?
- Чему научились на уроке?
10. Домашнее задание. Оценки за работу.
(Дома вы вспомните все, о чем говорилось на уроке и выполните упр. 277)