Конспект урока по русскому языку для учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида Падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе (Урок закрепления знаний)





РУССКИЙ ЯЗЫК
Конспект урока

«Падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе»
(Урок закрепления знаний)

7 класс
Лисенчук Людмила Витальевна,
учитель русского языка и чтения,
МБОУ «С(К)ОШ №60 г. Челябинска»





г. Челябинск, 2017
Учитель
Лисенчук Людмила Витальевна

Предмет
Русский язык

УМК
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Просвещение, 2004.


Класс
7

Тема урока
«Падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе».

Цель
Закрепление знаний учащихся о падежных окончаниях прилагательных в единственном и множественном числе.

Задачи
Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о падежных окончаниях прилагательных в единственном и множественном числе.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и делать выводы. Развивать фонематический слух и мыслительную деятельность, осмысленное восприятие. Корригировать процессы анализа и синтеза на основе различных заданий.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к урочной деятельности.


Тип урока
Урок закрепления знаний

Базовые универсальные действия
Познавательные: на основе анализа сделать вывод (правило) по согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже в результате совместной деятельности учащихся и учителя.

Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников через результат выполнения заданий.
Личностные: умение высказывать своё мнение, позицию; стремление к созидательной деятельности.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме на уровне предложения; умение донести своё мнение и понять других.



Цель: Закрепление знаний учащихся о падежных окончаниях прилагательных в единственном и множественном числе.


Методы и приёмы:
создание ситуации занимательности, проблемной ситуации, рассказ, беседа, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Оборудование к уроку:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., Просвещение, 2004.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые БУД

Организационный этап
(Создаём эмоциональный настрой).
- Здравствуйте, ребята! Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнем урок!»
Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.

Слушают учителя
Принимает себя как ученика.(Л)
Организует
рабочее место. Соблюдает режим организации учебной и деятельности. (Р)

Активация знаний



















Работа в учебнике

Словарная работа.
Работа в словариках


Работа в тетради.
- «Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Чтоб ответ вам получить.
Надо эту задачу решить».

Узнайте для начала
О чем я прочитала?
«Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!»
-О чем идет речь? О какой части речи?
Какая часть речи украшает, добавляет признак какого то предмета?
( ответы детей)
Обращение к плакату. Повторить Имя прилагательное.
Чтение диалога Грамматики с Именем Прилагательным.
Стр. 143. «Любопытная Грамматика»
(чтение по ролям)
На доске записать новые словарные слова.

Спектакль, антракт, гардероб.
Стр. 136 учебника.
Дать понятие словарным словам (зачитывает ученик)

Записать сл.слова в словарики.

Работа в тетради: число, классная работа, слова в тетрадь.

Составить предложения с новыми словами. 1-2 предложения записать в тетрадь и на доске.
В театре идёт интересный спектакль.
Во время спектакля был один антракт.
Мы разделись в гардеробе на первом этаже.

-Давайте подберем к словам имена прилагательные.

Спектакль - какая часть речи? Докажите (существительное, отвечает на вопрос кто? что?; м.род; И.падеж, ед.число)
Подберите прилагательное устно (одно записать)
спектакль какой?...интересный, юмористический, телевизионный
-Согласовываем с прилагательным интересный. В чём согласуется? (в роде, числе, падеже)
Антракт- какая часть речи?...докажите.
(м.род, ед.число, И.падеж).
-Подберите прилагательное к слову антракт.короткий, длинный.
Гардероб какой?...центральный, главный, большой,
Согласовываем с прилагательным.
В чем согласуется? (в роде, числе, падеже)

·
Ранее изученные слова повторим:
Улица- какая часть речи?...докажите.
(ж.род, ед.число, И.падеж).
-Подберите прилагательное к слову улица.
-Улица какая?...центральная, главная
Согласовываем с прилагательным
главная.
В чем согласуется? (в роде, числе, падеже)
Население- какая часть речи? докажите.(ср.род, ед. число, И.п.)
Подберите к этому слову прилагательное.
Население какое? городское, деревенское, многонациональное.
-Согласовываем с прилагательным
городское.
-В чем согласуется (в роде, числе, падеже)
-Ребята, кто сможет назвать тему урока?
-Чем будем заниматься? (цель урока, учитель помогает).

(Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Таблица. стр. 143. устно.










Слушают, анализируют.












Появляется на доске карточка
СОГЛАСОВЫВАЕТСЯ






































Формулируют тему, цель урока (самостоятельно).

























































Коммуникативные:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме.


Работа с учебником и у доски
Упр. 3, стр. 144
Задание: К существительному:
наполяну \ ж.р., ед число, на кого? Что? В.п.\ (какую?) лесную, зелёную, цветущую
из.. гнезда \с.р., ед. число, из кого? Чего? Р.п.\ (какого?)
с .ребятами –мн. Число, с кем? Чем? Т.п. (какими?) весёлыми, смелыми, большими, маленькими.
подбери прилагательное и согласуй их в роде, числе, падеже.
Выполняют задание.








Физкультурная минутка.
- Сейчас будут звучать слова предметы и слова - признаки предметов.
Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? хлопаете ладонями над головой.
Если назову слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?- стучим ногами.
Пруды, мальчик, холодная, лето, кудрявый, страна, берёза, молодые, ручей, весёлое, вода, город, грязная, улица
Выполняют упражнения.



Работа с учебником






Упр. 4,с тр. 144
Прочитай прилагательные. Объясни, почему без существительного нельзя правильно выбрать букву в окончаниях прилагательных.
\Ответы детей:
-Невозможно определить с каким словом согласуется, нужен вопрос от существител.

Старым\х.старым людям (мн.число, Д.п)\ на старых улицах (мн. число, П.п.)
Бледное\ые..бледное лицо( с.р., ед число, И.п.)\ бледные цвета (мн.ч.,И.п.)
Круглым\ом..за круглым столом (м.р., ед.число,Т.п.)\ на круглом стуле (м.р., П.п.,ед.число)

Большой\ое большой мальчик (м.р.,ед.число,И.п.)\ большое яблоко( с.р., ед число, И.п.)
Вывод:
-В чем согласуется прилагательное с именем существительным?
-Ответы детей. В роде, числе, падеже.
-Как мы согласовывали? (Задавали вопрос от существительного к прилагательному и ставили нужное окончание)
-Что вы узнали о связи имени прилагательного с именем существительным?
(Они живут в согласии. Имя прилагательное берет такой же род, число и падеж что и у имени существительного)
-Ребята, молодцы.







Слушают, строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи с помощью учителя, записывают.





Воспроизводят изучаемый материал по вопросам учителя.







Слышит, понимает и выполняет инструкции в учебной деятельности с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. (Р)





Домашнее задание





Домашнее задание –
Стр. 144,упр. 5.
Найди речевые ошибки в словосочетаниях и предложении. Исправь их.
Разобрать задание, записать в дневник.
Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи.

Выполняет учебные задания по алгоритму, с частичной помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. (Л)


Итог урока.



Рефлексия

«Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным
Иль поучительным? Каким?»

-Ребята, все работали хорошо.
(оценки, отметить, кто, в чём был силен)
-Спасибо за внимание. Урок закончен.

Взаимодействуют с учителем.



Анализируют свою работу.
Понимает смысл
выполняемого действия.




Оценивает деятельность
с учетом предложенных
критериев,
корректирует свою
деятельность..(Р)








Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам. (К)












15