Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать учебные планы с учетом интересов обучающихся.
Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению. Сегодня, когда выпускникам учреждений начального профессионального образования приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение качества профессиональной подготовки. Прежде всего, это будет зависеть от эффективности организации производственного обучения в условиях учебной мастерской поваров, в ходе, которого формируются профессиональные умения и навыки обучающихся. Задачи мастера производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»:
1. Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе.
2. Умение рационально планировать и организовывать работу.
3. Оценка деятельности обучающего не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
4. Стимулирование обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.
5. Создание проблемных ситуаций, которые позволяют обучающим проявлять инициативу, самостоятельность.
6. Поощрять обучающих находить рациональные или новаторские способы работы.
Реализация этих задач предполагает использование разнообразных форм и методов производственного обучения, применяемых средств и приёмов, которые позволяют раскрыть потенциал обучающих. Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планирую уроки производственного обучения. На первых урока у обучающихся складываются общие представления об избранной профессии при посещении предприятий общественного питания. Поэтому для экскурсии выбираются новые современные предприятия, чтобы закрепить интерес к выбранной профессии.
В первые месяцы производственного обучения, которые проходят в мастерских колледжа, основной формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные изделия сравниваются с образцами. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у учащихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем, опираясь на актив.
На втором году производственного обучения занятия предполагают работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, обучающиеся могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит ученик (старший), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить, и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.
Дифференцированные задания, применяемые на уроках производственного обучения, предполагают подход к учащимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего). Основная сложность состоит в том, что необходимо для каждой микрогруппы найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и саморазвития каждого обучающегося.
Задания первого уровня предполагают работу с инструкционно-технологическими картами или опорными конспектами. Обучающиеся последовательно приготовляют блюдо и составляют технологические карты на него. Задания второго уровня предполагают работу по знаниям, полученным по специальным дисциплинам. Обучающиеся готовят самостоятельно, согласно сборникам рецептур, инструкционно-технологических карт, и восстанавливают технологию приготовления путем заполнения технологических карт. Задания третьего уровня предполагают работу самостоятельного выполнения по приготовлению блюда. Обучающиеся демонстрируют свои творческие и эстетические способности, умения принимать решения и анализировать производственную ситуацию. Для проверки знаний и умений обучающихся используются задания повышенной и пониженной сложности (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные опросы).
На третьем курсе производственного обучения, необходимо требовать от учащихся строгого выполнения установленной технологии и воспитание творческого интереса к работе. Сущность его заключается в умении обучающихся самостоятельно выполнять новые задания. В ходе уроков учащиеся находят оригинальные решения для украшения блюд, применяя методы карвинга или современные правила подачи блюд. Это воспитывает у них веру в свои возможности, стремление к совершенствованию, готовит к решению сложных профессиональных задач.
Знать все о продовольственных товарах, правилах определения качества, упаковке и хранении, повысить общую профессиональную культуру будущим специалистам помогают занятия «Товароведение пищевых товаров», организованные на первом году обучения. Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили материал урока, применяется большое количество средств обучения: плакаты, вырезки из журналов, рекламные буклеты, видеофильмы и презентации по темам.
На уроках «Калькуляция и учет» предлагается обучающимся задания «минимум - максимум». Минимум – это задание, рассчитанное для всех. Задание максимум выполнять необязательно, оно рассчитано на обучающихся, интересующихся данным предметом, имеющих к нему способности. Тем самым выявляются более способные, творческие личности.
Курс «Товароведение пищевых товаров» продолжается во внеурочной деятельности (на факультативных занятиях на первом году обучения). Данный факультатив направлен на совершенствование знаний об ассортименте пищевых продуктов, его новых видов. У обучающихся развивается общий кругозор, интерес к предмету и самостоятельность при отыскании нужного материала. Продолжением курса «Калькуляция и учет» являются также факультативные занятия по расчёту продуктов и заполнению документов, организованные на втором году обучения. Данный факультатив направлен на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в соответствии с их способностями. Обучающиеся добровольно посещают занятия, в основном это стабильный состав из 10-12 человек. На факультативах эффективной деятельностью является сочетание теории с практикой. Обучающим приходится больше времени уделять на самостоятельную деятельность по предмету. Выполнение домашнего задания формирует у них навыки самостоятельной работы и подготовки к самообразованию.
В колледже стало традицией ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся выпускных групп. Цель конкурса – выявление уровня и качества подготовки выпускников, совершенствование профессиональной подготовки, повышение престижа рабочих профессий среди молодежи. Участники конкурса демонстрируют теоретическую подготовку, профессиональные умения и навыки при выполнении практических заданий, использовании оборудования, применении рациональных приемов и методов труда, проявляя творчество в работе, культуру труда.
Конкурс проводится в два этапа: вначале в учебной группе, затем лучшие участвуют конкурсе колледжа. Второй этап проводится в два тура. В ходе 1 тура посредством тестирования проверяется теоретическая подготовка участников конкурса. Тесты составляются преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения в соответствии с программами по предметам профессиональных циклов и охватывают основные разделы и темы по профессиональным модулям и спецдисциплинам. Победители участвуют в областном конкурсе. Это мероприятие, несомненно, стимулирует обучающихся к профессиональному развитию, позволяет всем участникам совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, а также выявлять более одаренных обучающихся.
В колледже ежегодно проводятся социальные проекты, что помогает развитию творческого начала у обучающихся. Так, в декабре 2012 года группа, мастером которой я являюсь, готовила социальный проект на тему «Сладкий Новый год» (нетрадиционное поздравление педагогов с праздником). Сами учащиеся выбрали тему, планировали работу, искали рецепты и готовили сладкие блюда и конфеты, составляли сценарий и готовили костюмы. Мастер направлял творческую инициативу обучающихся, подсказывал идеи и, предоставив максимум самостоятельности, вместе с группой достиг отличных результатов. Внеклассная работа помогает в изучении индивидуальных способностей учащихся и формирует их личностные качества. Благодаря подобным внеклассным мероприятиям группа сплачивается, усиливается профессиональная мотивация обучающихся.
Из вышесказанного следует, что главная цель уроков производственного обучения состоит в том, чтобы каждый обучающийся обладал высокой квалификацией, профессионализмом, раскрыл свои индивидуальные способности и, как следствие, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал конкурентоспособным специалистом. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия мастеру необходимо верить и доверять ученикам, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.
Литература
1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения – М.: Академия, 2009. – 272 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии,1996. – 157 с.
3. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
4. Семенова В.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и учащихся как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Заголовок 115