Урок по литературе на тему Есенин — это вечное… (11 класс)
Тема урока: С. Есенин – это вечное...
(Жизнь и творчество С.А. Есенина)
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
- доказать, что и сегодня его творчество интересно;
-заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе;
- воспитывать культуру общения, умение выступать перед аудиторией, умение слушать выступление товарища
Оборудование: фотография Есенина, заготовка для стенгазеты, видеоролик по теме «Жизнь и творчество Есенина», звукозапись стихотворений С. Есенина, записи песен на стихи Есенина.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя о Есенине.
3.Просмотр и обсуждение видеоролика «Жизнь и творчество
С. Есенина»
4.Выступления учеников по заявленной проблеме, работа с
тематической таблицей, сформированной учащимися, анализ
стихотворений.
5.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Слайд №1
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…».
Кто из нас не знает этих есенинских строк? Наверное, нет ни одного человека, который не видел портрет Есенина, не читал его стихотворений. Он был и остается одним из самых читаемых российских поэтов. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце сегодняшнего урока. У каждого из вас было индивидуальное задание: собрать факты из его жизни и, проведя исследование, ответить на вопрос: Современен ли Есенин? А итогом нашей совместной деятельности станет стенгазета, посвященная творчеству Сергея Есенина.
А сейчас, ребята, запишите тему урока: «С. Есенин – это вечное...»
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? Слайд №2
- познакомиться с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
- доказать, что и сегодня его творчество интересно;
-заинтересоваться личностью поэта, увлечься песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе;
- воспитывать культуру общения, умение выступать перед аудиторией, умение слушать выступление товарища
Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)
Учитель: Слайд №3
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,Как будто он не в силах их понять.Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать.
Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в этом году 120 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.
Перед вами две даты: 3 октября 1895 г. и 28 декабря 1925 г.
Первая- дата рождения. Вторая- дата смерти поэта.
Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет…
- Скажите много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили:
30 лет человек должен учиться,
30 лет - путешествовать,
30- писать, рассказывая людям всё, что он видел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше, его судьба- подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину»
« Ведь я мог дать не то, что дал, »- признавался поэт незадолго до гибели.
Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги.
Ведь так рассказать в поэзии о человеке, его земных радостях и тревогах, так глубоко чувствовать трагедию в мире мог только человек сам столь же открытый, честный, мужественный, если надо беспощадный к себе и своим ошибкам,- человек, который по праву олицетворяет в себе лучшее, прекрасное в народе. Слайд № 4
Именно таким сегодня « на расстоянии» видится нам великий русский поэт С. Есенин.
На фоне презентации звучит стихотворение « Я обманывать себя не стану…» Слайд № 5-11
Удивительной была судьба Есенина. За 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Давайте сейчас обратимся к его биографии, именно с этой рубрики начнем заполнять нашу газету. Слайд №12
Работа с видеороликом
Я предлагаю всем посмотреть видеоролик «Жизнь и творчество С. Есенина».
Вы внимательно слушайте, смотрите его и составляйте конспект в тетради, отмечая основные события его жизни.
Просмотр видеоролика «Жизнь и творчество С. Есенина»
Учитель: Вы посмотрели видеоролик о жизни и творчестве Есенина? Какие же основные события его жизни отметили вы для себя? _______, а теперь прикрепи к газете листок с основными датами жизни и творчества Есенина.
Учитель. А вот _______________ нашла малоизвестные факты о жизни
С. Есенина и попытается нам доказать, что он интересен современникам и сейчас. Слушая ее, отмечайте для себя интересные на ваш взгляд факты из жизни Есенина. Пожалуйста, _________. Слайд № 13 ( Приложение №1)
Учитель: Я уверена, что эта рубрика не останется не прочитанной учениками нашей школы. Спасибо, __________, и, пожалуйста, размести подготовленный тобою материал на нашей газете.
Учащаяся прикрепляет листок к газете.
Основные темы творчества
Учитель: «Есенин – это вечное...»- так сказал о С.Есенине поэт Н.Тихонов еще в первой половине XX века. Он не ошибся: личность Есенина, его творчество привлекают нас, русских людей, и по сей день. Слайд № 14
Как вы думаете, какие факты этому свидетельствуют?
( изучают в школе, снимают документальные фильмы, сняли художественный фильм, где Есенина играет Безруков)
- Так что же, по – вашему, имел в виду Тихонов, сказав «Есенин – это вечное»? Какие темы будут волновать людей всегда, независимо от того, в какую эпоху они живут? ( Любовь, родина, родная природа )Слайд №15, 16
- А сейчас, начертите в тетрадях таблицу, разбив ее на три колонки, внесите в колонки основные темы творчества Есенина. Как показано на слайде.
Слайд №17
Запись в тетради в виде таблицы тем есенинской лирики
Я сейчас включу запись отрывков из стихотворений С. Есенина, послушайте их и распределите по тематическим колонкам. Тексты этих стихотворений лежат на ваших столах, вы также можете работать с ними.
Слайд №18-20
Прослушивание стихов и запись по тематическим колонкам.
-Итак, давайте проверим, что у вас получилось? Слайд №21
Природа Родина Любовь
«Топи да болота»
« Выткался на озере…» «Гой ты, Русь моя родная …»
«Спит ковыль…» «Шаганэ…»
« Я спросил сегодня у менялы…»
- А теперь каждая пара должна проанализировать и прокомментировать каждый тематический блок, выяснить, что характерно для творчества поэта в данной тематике. ------------------– тема любви, ---------------- тема родины, ------------- – тему природы. Начинаем работать.
Учащиеся записывают комментарий в тетради.
Одна из первых тем лирики Есенина, прошедшая через всё творчество поэта. Лирический герой ощущает себя частью природы, а она –одухотворяется . Все живое вызывает у Есенина трепетную нежность. Основной художественный прием – олицетворение, метафорический эпитет. Будучи уже очень известным поэтом, Есенин скажет: «Чувство Родины- основное в моем творчестве»
Родина для него - это тот уголок, где родился и вырос, это чисто русское ощущение красоты, раздолья, гармонии бытия. Тонкий, чуткий человек, Есенин всегда нравился женщинам и о любви знал многое.
Красоту этого величайшего человеческого чувства, все его нюансы передал в своих стихах.
Учитель: Все сказанное вами доказывает ли, что основные темы творчества поэта делают его современным? Как?
Звучит песня на стихи Есенина «Отговорила роща золотая»
в исполнении Слайд №22-30
Учитель: Как вы думаете, это единственная песня на стихи Есенина? Можно ли поэта, чьи стихи становятся песнями, поются многими поколениями считать современным?
Разобраться, влияет ли этот факт из жизни С. Еенина, на то чтобы творчество поэта считать современным, пригласим ___________. Пожалуйста, ___________.
Ребята, а вы не забывайте делать в своих тетрадях нужные записи.
Приложение №2
Учитель. _____________, спасибо, за интересный материал, прикрепи свой листок к рубрике «Песни в творчестве С. Есенина»
Учитель: “Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью….» Это высказывание Василия Михайловича Шукшина о поэте Сергее Есенине готов подтвердить нам _________________________Слайд № 31
Приложение №3.
Вешает листок на газету.
Учитель: Спасибо. _______________, а какая цитата и почему тронула твою душу? __________________, какая цитата понравилась тебе?
Все рубрики нашей газеты заполнены, она готова и мы ее можем вывесить на обозрение всем учащимся нашей школы.
А сейчас вспомните, о чем говорили на уроке и двумя – тремя предложениями напишите ответ на вопрос: современен ли Есенин? Лучшие работы мы разместим в газете. Слайд № 32
Творческая работа учащихся
Кто хочет поделиться своими мыслями? Пожалуйста, ____________________________
Ответы на вопрос учащиеся размещают на доске.
Сергей Есенин ушел из жизни, но его поэзия волнует и тревожит сердца читателей, и сегодня вы это доказали. Он ушел тихо и оставил нам свои стихи Слайд №33
«Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю тихие слова.
И если осень, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
Домашнее задание. Слайд №34
Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание, которое дано на слайде.
Выучите наизусть и сделайте (письменно) анализ понравившегося стихотворения Есенина. При выполнении работы обратить внимание на поэтику произведения. Рекомендуемые программой стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу», «Я покинул родимый дом», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый».
Подумайте над вопросом: Если бы вы делали литературный альманах по творчеству С. Есенина, какие бы три стихотворения и почему из любовной лирики вы бы выбрали?
Учитель: Благодарю всех вас за участие в уроке и ставлю следующие оценки:
__________________________________________________________________
Учитель: До свидания. Слайд. №35
Звучит песня на стихи С.Есенина «Листва золотая»
Приложение №1
«Основные даты жизни и творчества»
3 октября 1895 года – родился в селе Константиново, Рязанской губернии.
1897 год – отдан на воспитание деду по материнской линии.
1904 год – поступил в земское училище в Константиново.
1909 год – окончил училище и поступил в церковно-учительскую школу.
1912 год – получил диплом учителя грамоты и переехал в Москву.
1913 год – женился на Анне Изрядновой.
1914 год – рождение сына Юрия.
1915 год – в Петрограде познакомился с Блоком, поступил на службу в санитарный поезд, квартировавшийся в Царском селе, выступал перед императрицей.
1916 год – первый сборник «Радуница».
1917 год – женитьба на Зинаиде Райх.
1918 год – рождение дочери Татьяны.
1920 год – рождение сына Константина.
1921 год – сборники «Трерядница» и «Исповедь хулигана».
1922 год – брак с Айседорой Дункан.
1923 год – сборник «Стихи скандалиста».
1924 год - сборник «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».
1925 год – гибель в гостинице «Англетер».
Приложение №2
«Интересные факты жизни и творчества С. Есенина»
Я проанализировала автобиографию Есенина и ряд биографических статей, мне показались интересными 10 фактов его жизни, хочу вам зачитать - 5 , на мой взгляд, более интересных.
1. Так как мать Есенина, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года его вернули в дом деда по матери, где он и воспитывался. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Дядья были ребята озорными и отчаянными в три с половиной года они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп, потом учили плавать, один из них сажал его в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду.
2.Среди мальчишек он всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Отношения со сверстниками не ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой.
3. Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.
Стихи писать слал рано, лет девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
4.Его мать говорила о том, что профессия поэта его губит, и хотела его видеть землепашцем, крестьянином.
5. Приехав в Москву, он отказался от работы с отцом в мясной лавка купца Крылова.
6.Сергей Есенин известен не только своими стихотворениями, но и прозой. В прозе он писал свои статьи, рассказы и очерки, а также он написал одну повесть, которая называется «Яр».
7.Брак с американской танцовщицей Айседорой Дункан продлился недолго – чуть более года. За это время, путешествовал за границей, он побыл в Бельгии, Италии, США, но в Бразилии ему попасть так и не удалось.
8.Есенин назвал один из своих сборников «Персидские мотивы», хотя в Персии никогда не был, а сборник был написан после поездки на Кавказ под впечатлениями от кавказской природы.
9. Официально Есенин был женат три раза.
10.Своё последнее стихотворение. «До свиданья, мой друг, до свиданья…» он посвятил другу поэту Вольфу Эрлиху. И он не совершал суицид, а был убит. Это было в конце 90-х годов доказано российскими журналистами и впоследствии установлено государственным следствием.
Сергей Александрович Есенин принадлежал к публичным людям. А малоизвестные факты жизни таких людей всегда волновали простых смертных. Сейчас многие современные актеры, художники, певцы сами придумывают интересные факты своей биографии, ведут себя эпатажно. В свое время Есенин слыл хулиганом, скандалистом и человеком, употребляющим спиртные напитки. И до сих пор отношение к нему и его творчеству неоднозначно, его имя на слуху, поэтому он современен.
Приложение №3
« Песни на стихи С. Есенина»
Сергей Есенин — один из многих Русских поэтов, на чьи стихи писали музыку. Среди исполнителей, которые берут за основу своих песен стихи Есенина, артисты самых разных жанров и направлений: актёр Сергей Безруков, мастер лирического романса, бард Олег Погудин, Александр Малинин, Людмила Зыкина, Надежда Бабкина, Николай Караченцов, представители шансона, рок-музыканты, например Никита Джигурда, Гарик Сухачёв, Александр Иванов. Поют простые люди: и старшего поколения, и молодёжь.
Но современные музыканты перенесли Есенина «назад в будущее», положив слова поэта на ритмы начала XX века. И он зазвучал по-новому свежо, по-старому душевно. Смешались прибой Средиземного моря, туманы октябрьских рассветов над Окой, тяжелый воздух московских закусочных и нью-йоркских пабов. Смелость и усталость, легкость и сдавленность – все в одном, и я думаю, если бы сам Есенин пел, он пел бы именно так.
Причем жанр музыкальных композиций, используемый при исполнении этих песен различен, это и блюз, и джаз, и опера, но основным жанром является романс.
Давайте проследим, как одна и та же песня исполняется в разных жанрах.
« Не жалею, не зову, не плачу…»
То, что на стихи Есенина поют песни и в 20, и 21 веке однозначно доказывает, что его творчество любят, ценят, и те душевные переживания, которые заложены в его стихах, уверен, будут близки людям независимо от времени.
Приложение №4
«Цитаты в творчестве С. Есенина»
Думаю, что Есенин был мудрым человеком, многие строчки его стихотворений стали крылатыми выражениями, афоризмами или цитатами. Хочу зачитать вам наиболее понравившиеся мне.
Просмотр презентация « Цитаты в творчестве поэта С. Есенина»
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Время даже камень крошит.
Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем.
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все, принимая, что есть на свете.
Коль гореть, так уж гореть сгорая.
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
А в подтверждение того современен ли Есенин, хочу привести слова А. Блока, который заметил: «Гений всегда народен». А Есенин – это гений, и его меткими выражениями будет пользоваться еще не одно поколение.