Разработка урока «Есенин – это вечное…..»
Слепова Анна Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Ширинская СОШ №18
с. Шира
2013 г.
Тема: «Есенин – это вечное..»
Цели урока: 1) обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве Есенина;
2)помочь учащимся понять значение и роль, какую было предназначено сыграть Есенину в русской литературе, в жизни русского человека;
3) создать на уроке атмосферу, которая бы помогла увидеть красоту есенинского слова;
4) заставить детей задуматься, поразмышлять о вечности и добре, о любви и смысле бытия, о будущем и прошлом;
5) воспитание патриотических чувств к Родине.
Оборудование: 1)портрет Есенина, 3 плаката:
А) «Есенин – то не просто имя,
России безответная душа».
Б) «Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто ж плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет?
И сгоряча бел свет оставит?»
В) «Горька судьба поэтов всех времен,
Тяжелее всех она казнит Россию». В. Кюхельбекер.
2). Песни на стихи С. Есенина:
«Клен ты мой опавший.»
«Над окошком месяц»
«Отговорила роща золотая.»
«Забава»
«Не жалею, не зову, не плачу»
Ход урока.
I. Слово учителя.
Есенинское небо над Россией
Раскинулось как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы-сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши,
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, -
России стихотворная душа.
Вы видите на доске две даты: 3 октября 1895 и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. Всего 30 прожитых на этой земле лет
Много это или мало? Его судьба – подтверждение старого изречения: « Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт не задолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир; он живет, движется. Это песнь о великом и вечном - России.
(Уч-ся читает стихотворение «Запели тесаные дроги». )
II. Есенин – поэт не только необычной судьбы и особого воздействия на читателей, но и неповторимого дара.
«Пожалуй, только два творца в русской литературе – Есенин и Достоевский – достигли того предела, который сводил с ума некоторых читателей»,- писал Ю. Мамлев. Главным качеством его поэзии была русскость, выражавшая его душу. Есенин также как и Пушкин, был «живым сосредоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и больных узлов.», он был сыном своей эпохи, вобравшим в себя все ее успехи и падения.
(Уч-ся читает стихотворение «Мы теперь уходим понемногу.»).
(Звучит песня на стихи Есенина «Забава»).
III. Время отложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил – это старая Русь.
(Уч-ся читает стихотворение «Гой ты, Русь.»).
Родина, Россия были для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия Какое хорошее слово И «роса», и «сила», «и синее что-то». «Я очень люблю Родину! Нет поэта без Родины». «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине».
(Уч-ся читает стихотворение «Тебе одной плету венок».)
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиции крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.
(Уч-ся читает стихотворение «Край ты мой заброшенный.».)
С Родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца».
IV. Природу Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее. Она как бы разделяет с поэтом радость, горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
Когда мы вступаем в поэтический мир Есенина, первый образ, который встречает нас, – это береза. Береза – символ Родины для него.
(Уч-ся читают стихотворения «Зеленая прическа», «С добрым утром!», «Черемуха», «Покраснела рябина»)
А этот маленький трогательный кленочек! Клен – это самое кудрявое дерево, головой похожее на поэта, стало его двойником.
(Уч-ся читает стихотворение «Я покинул родимый дом»).
(Звучит песня на стихи Есенина «Клен ты мой опавший.»).
V. Стихи Есенина и сам поэт – все хватает за сердце, не позволяет оставаться равнодушным. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что кажется писались они самой нежностью:
Милая, добрая, нежная,
С думами грустными ты не дружи,
Слушай – под эту гармонику нежную
Я расскажу про свою тебе жизнь
Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме, только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.
(Уч-ся читает стихотворение «Письмо матери».)
Стихи Есенина о любви обладают большой притягательной силой и красотой, и нравятся как 16-тилетним, так 50-тилетним. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству.
(Уч-ся читает стихотворение «Заметался пожар голубой.».)
VI. Луначарский советовал, как надо проверять хороших поэтов: «Если поэт не поется, то пусть бросит стихи и пишет прозой. Стихи должны петь, петь внутренне в вашей душе, если вы про себя читаете стихи, если вы читаете их вслух. Именитые и безымянные поэты, перелагают их на настоящую музыку». Разве это неверно для Есенина. Все его стихи – это музыка! Это самый певучий поэт! На его стихи написано более 120 песен. Многие из них стали народными.
(Звучат песни на стихи Есенина «Отговорила роща золотая», «Над окошком месяц», «Не жалею, не зову, не плачу».)
VII. У каждого свой Есенин. Раскройте книжку его стихов, и вам станет тревожно и грустно. А может, ваша печаль станет светлей. У каждого свой Есенин.
(Уч-ся читает отрывок из рассказа В.П. Астафьева «Есенин поэт» из книги «Затеси».)
«Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его
Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью..
На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и без края, в лесах и перелесках, среди холмов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью, посередине оплаканная певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключайте магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой!
Есенина поют!»
15