«Изложение, близкое к тексту (с элементами сочинения и привлечения знаний по ранее разобранному тексту)».

И. И. Бахтина,
учитель первой категории,
МОУ «СОШ №23 г. Йошкар-Олы».

Тема урока «Изложение, близкое к тексту (с элементами сочинения и привлечения знаний по ранее разобранному тексту)».

Цели и задачи:
Образовательные: 1. Формирование навыка написания текста изложения с элементами сочинения и опорой на ранее изученный текст.
2. Формирование навыка написания изложения, близкого к тексту с опорой на ключевые слова и словосочетания.
3. Создание ситуации успеха для всех учащихся.
Развивающие: 1. Развивать память, внимание учащихся.
2. Развивать умение слушать и пересказывать текст.
Воспитательные: 1. Прививать любовь к прекрасному.

Ход урока.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Что такое язык? Что означает общаться?
Что такое речь? Какие вы знаете формы речи? Какая речь называется устной? Какая речь называется письменной? Что такое монолог? Что такое диалог?
Назовите типы речи. Что вы знаете о художественном стиле речи?
Что называется текстом? Темой текста? Идеей текста?
II. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Чтение учителем текста изложения (текст упражнения 275, учебник Т.А. Ладыжинской)
Беседа о прочитанном.
Какова тема этого текса?
Какова идея текста?
Стиль речи текста?
Какими художественными выразительными средствами пользуется автор?
Что такое стеклянный переливающийся звон? Таинственным звоном? Проснулась шкатулка? Ходики притихли?
1). Составление плана текста при повторном чтении по частям.
План.
В старом доме раздался стеклянный звон.
Это проснулась и заиграла шкатулка.
Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала.

2). Чтение текста три раза
3). Работа учащихся II группы над подробным изложением с опорой на раздаточный материал
4). Беседа с учащимися I группы
Какова предыстория шкатулки? Ее нашли на чердаке среди старых вещей, пытались завести и заставить играть, но она молчала. Ее поставили на стол и забыли о ней.
Почему Паустовский рассказал об этой шкатулке?
Ваше впечатление об истории со шкатулкой?
5). Работа учащихся по написанию изложения с опорой на раздаточный материал
6). Чтение чернового варианта работы, сначала II группа, затем – I группа.
Ш. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
IV. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Проверить изложение и переписать в контрольную тетрадь.


Раздаточный материал.
I группа.
План.
Предыстория шкатулки. (Чердак, нашли, принесли, пытались завести, поставили на стол, забыли.)
Шкатулка проснулась.
В старинном доме раздался стеклянный звон
Проснулась и заиграла шкатулка
Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала
Мое сочинение об истории со шкатулкой.
Какая это история?
Понравилась ли она тебе?
Чем запомнилась эта история?

II группа.
План.
В старинном доме раздался стеклянный звон (поздней ночью, кто-то ударял молоточком по колокольчикам)
Это проснулась и заиграла шкатулка (неожиданно, соскочила пружина)
Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала (останавливаясь, напоминая, от изумления, как мы ни бились, снова играть)


15