Двухуровневая контрольная работа по теме Лексика


Береснева Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Гимназия №2 г.о.СамараИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговая проверочная работа для учащихся 5 класса по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Тема: ЛЕКСИКАНазначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения образовательной программы общего образования по русскому языку в 5 классе.
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Таблица 1
Блоки содержания Число заданий в работе
Лексическое значение слов 2
Прямое и переносное значение 2
Омонимы 2
Синонимы 2
Антонимы 2
ВСЕГО ЗАДАНИЙ 10
б) предметные результаты носят уровневый характер и учитывают индивидуальные личностные особенности и интерес учащихся, в итоговую проверочную работу включится двухуровневые предметные задания. Каждое задание выполняется на одном из двух уровней: базовом или повышенном. Учащиеся сами определяют, на каком уровне они будут выполнять то или другое задание.
б). В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.
Таблица 2
Уровень сложности Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности
Базовый 5 5
Повышенный 5 10
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально.
Таблица 3
План работы
№ зада-
нияБлок содержания Контролируемое
знание/умение Уро-вень слож-ностиТип задания Примерное время выполнения
(в мин) Макси-мальный балл за выполнение
1(1) Лексическое значение слов Умение видеть многозначные слова; правильно составлять словосочетания в соответствии со значением слова Б ПО 3 1
1(2) Лексическое значение слов Умение различать значения многозначных слов; применять слова в тексте, сообразуясь с их значением; умение выстраивать высказывание на лингвистическую тему П ПО 5 2
2(1) Прямое и переносное значение Умение различать прямое и переносное значение слов Б ПО 3 1
2(2) Прямое и переносное значение Умение определять переносное значение слов; составлять текст-описание, опираясь на словосочетания с переносным значением П ПО 10 2
3(1) Омонимы Умение распознавать слова-омонимы (омофоны, омоформы) в тексте Б ПО 2 1
3(2) Омонимы Умение определять орфограммы в словах, опираясь на значение слов-омонимов П ПО 5 2
4(1) Синонимы Умение правильно подбирать слова-синонимы Б ПО 2 1
4(2) Синонимы Умение осуществлять выбор слов-синонимов в тексте, сообразуясь с их значением П ПО 10 2
5(1) Антонимы Умение с помощью словообразовательных элементов образовывать слова-антонимы Б ПО 5 1
5(2) Антонимы Умение осуществлять выбор слов-антонимов в контексте словосочетаний, сообразуясь с их значением П ПО 10 2
Шкала оценок
Базовый уровень
5 баллов– отметка «5»
4 балла – отметка «4»
3 балла – отметка «3»
2 балла – отметка «2»
Повышенный уровень9-10 баллов – отметка «5»
7-8 баллов – отметка «4»
5-6 баллов – отметка «3»
0-4 балла – отметка «2»
Лист оценивания
Блок заданий Выбор учащегося (обведи номер выбранного задания) Оценка учащегося Оценка учителя
Лексическое значение слов 1(1) 1(2) Прямое и переносное значение 2(1) 2(2) Омонимы 3(1) 3(2) Синонимы 4(1) 4(2) Антонимы 5(1) 5(2) Вариант 1.
1 задание
1(1). Составьте и запишите словосочетания, в которых каждое из указанных слов выступало бы в разных значениях. Как называются эти слова?
Корень __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Мягкий _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Ходить _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
1(2). Какое значение имеет слово красный в сочетаниях красная девица, красное солнышко, Красная площадь, красный угол? Приведите пословицы, в которых прилагательное красный имеет это же значение. Какой вывод можно сделать о происхождении слова красный?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 задание
2(1). Впишите данные ниже словосочетания в таблицу.
Плачущая береза, плачущий ребенок, дремлет лес, дремлет собака, разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети, спят цветы, спят дети, крылатое выражение, крылатая ракета, серебряная цепочка, серебряный голосок.
Прямое значение Переносное значение
2(2). Выпишите из предложенных словосочетаний только те, в которых определения имеют переносное значение.
Плачущая береза, плачущий ребенок, дремлет лес, дремлет собака, разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети, спят цветы, спят дети, крылатое выражение, крылатая ракета, серебряная цепочка, серебряный голосок.
Используя выписанные словосочетания, напишите сочинение-миниатюру о природе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 задание
3(1) Выпишите из текста слова-омонимы. Какие из них являются полными омонимами, а какие частичными (омоформы, омофоны)?
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, -
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
(А.Шибаев.)
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были? – У лисички!
- Что вы ели там? – Лисички!
(А.Шибаев.)
3(2). Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Составьте с данными парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Прим..рять – прим..рять, ст..рожил – ст..рожил, изморо..ь – изморо..ь, плач? – плач?, с..деть – с..деть, сп..шите – сп..шите, св..ла – св..ла.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 задание
4 (1) Продолжите ряд синонимов.
Интересный, занимательный, _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Большой, громадный, ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Хороший, славный ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4 (2). Определите, какой из синонимов (липкий, клейкий, вязкий) следует выбрать в каждом отдельном случае.
1. Молодая березка была покрыта … листьями. 2. Благоухали … коричневые почки тополя. 3. Купили …бумагу для мух. 4. Противно чавкала под ногами … глина. 5. Старик с трудом вытаскивал из … тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав.

В каких примерах взаимная замена синонимов возможна, а в каких невозможна и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 задание
5(1) От данных слов с помощью приставок образуйте слова-антонимы и запишите их парами. Например: лить: прилив – отлив.
Тащить, летать, везти, звать, ходить.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5(2). Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд).
Бледный (луч, краски, рассказ, лицо).
Легкий (вопрос, аромат, походка, характер).
Глубокий (сон, озеро, знания).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________