Урок развития речи в 11 классе по подготовке к ЕГЭ (часть С). Создание сочинения-рассуждения публицистического стиля на морально-этическую тему

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 5 им. К.П.Феоктистова
Центрального района г.Воронежа



















Урок развития речи в 11 классе по подготовке к ЕГЭ (часть С).
Создание сочинения-рассуждения публицистического стиля
на морально-этическую тему
по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».









Головина Марианна Викторовна, учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория













Воронеж, 2016
Пояснительная записка

Данный урок разработан с целью помочь учащимся подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку по одному из его главных аспектов – речеведению. За основу взят текст публицистического стиля из книги академика Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Все тексты этого сборника отличает высокий публицистический пафос, что позволяет не только подготовить учащихся непосредственно к сдаче экзамена путем комплексного анализа текста, но и затронуть морально-этические вопросы современности, решить актуальные нравственные проблемы, воспитать чувство патриотизма.
В ходе урока проводится повторение признаков публицистического стиля и рассуждения как типа речи, средств художественной выразительности и цели их использования, происходит работа со словом с точки зрения его лексического значения и употребления в данном тексте.
Урок развития речи, посвященный памяти Д.С.Лихачева
(учитель Головина М.В. МБОУ СОШ № 5 им К.П.Феоктистова)

Цель урока:
воспитание чувства патриотизма, благородства, доброты и честности, уважения и взаимопонимания.
Задачи урока:
углубление и развитие представлений о публицистическом стиле речи; совершенствование навыков анализа текста;
формирование навыков культуры речи;
написание сочинения-рассуждения с последующим обсуждением работ и выявлением пробелов в навыках учащихся;
проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Оборудование:
1. Фотоматериалы, посвященные Д.С.Лихачеву.
2. Предлагаемый для анализа текст и «Рекомендации учащимся по подготовке к написанию рецензии» - у каждого ученика для самостоятельной индивидуальной работы. (слайд № 1)

Цитаты на доске: (слайд № 2)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».
В.В.Путин, президент РФ
«Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем».
В.И.Матвиенко, председатель
Совета Федерации Федерального Собрания РФ
«Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою».
Н.М.Карамзин

Ход урока.

Сообщение учителем темы, цели и задач урока.
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний урок посвящен созданию сочинения-рассуждения публицистического стиля на морально-этическую тему по письму третьему «Самое большое» из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Я надеюсь, что в каждом из вас это письмо затронет сокровенные струны души и поможет стать добрее, честнее, благороднее, поможет лучше разобраться в таких понятиях, как любовь, дружба, патриотизм, мудрость.
Кроме того, мы еще раз повторим признаки публицистического стиля речи и поработаем над совершенствованием навыков анализа текста; и, несомненно, вспомним орфографию, пунктуацию и культуру речи, которые необходимы каждому культурному человеку.
Жизнь Дмитрия Сергеевича Лихачева – это история России. Личность академика является примером служения Родине. Работы Лихачева глубоки и серьезны, полны стремления донести до нас откровения сердца.
«Письма о добром и прекрасном» - «учебник для юношества». Так назвал книгу Д.С.Лихачева писатель А. Лиханов. В ней 47 писем, и каждое из них заслуживает внимания и вдумчивого прочтения. Каждое письмо – это урок нравственности, урок, который Дмитрий Сергеевич преподает просто и вместе с тем мудро.

Организационный момент
Записывается тема урока: «Работа над словом (в процессе подготовки к сочинению)». (слайд № 3)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в процессе подготовки к сочинению важна как работа над словом писателя, чтобы не упустить из виду малейшие оттенки смысла, так и работа над собственным словом, чтобы этот смысл не исказить неточностью фразы или вовсе не уничтожить «грубым анализом».

Чтение учителем текста.
Учащиеся по мере прочтения текста отмечают ключевые слова, понятия, которые помогут в создании сочинения-рассуждения, записывают свои первоначальные наблюдения, первое впечатление. (слайд № 4)
Текст.
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.


Работа над текстом
Выявляя читательское восприятие предлагаемого для анализа текста, необходимо подчеркнуть, что письма Д.С.Лихачева обращены не только к уму читателя, а и к его сердцу. Учащиеся зачитывают записанные впечатления, отмеченные ключевые слова.
Для того, чтобы создать свой текст на основе предложенного, надо прежде всего определить: о чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?
Д.С.Лихачев пишет о самых важных в жизни каждого человека нравственных понятиях, таких, как совесть, доброта, любовь, дружба, отношение человека к самому себе и к окружающим его людям, патриотизм и национализм.
Необходимо сформулировать тему текста (С чем этот текст?), его проблематику (Какие проблемы поднимает автор?).
Учащиеся записывают эти положения в черновике своими словами или цитируют по исходному тексту.
Думается, что определение стиля и типа речи в данном случае не представляет собой интригу, но все-таки необходимо спросить у учащихся: какой стиль и тип речи использует Д.С.Лихачев, чтобы выразить свою мысль? /художественно-публицистический, рассуждение/.
Назовите признаки художественно-публицистического стиля, которые вы отметили.
- в тексте ярко выражена позиция автора и оценка автором того, о чем он сообщает, что характерно для текстов публицистического стиля («А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас»);
- публицистический стиль обращен к слушателям, читателям. А цель этого текста – донести до читателя в форме письма морально-нравственные аспекты жизни;
одна из сфер употребления публицистического стиля – культурная жизнь общества;
основная функция произведений публицистического стиля – обсуждение насущных общественных и социальных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их; побуждение к тем или иным поступкам, действиям;
важнейшими чертами публицистического стиля являются: актуальность, своевременность обсуждаемой проблемы, образность, четкость и логичность в изложении фактов, общедоступность;
использование такого типа речи, как рассуждение, характерно для текстов художественно-публицистического стиля.
Докажите, что Д.С.Лихачев использует рассуждение для создания своего текста.
Композиция текста характерна для текстов-рассуждений, т.к. включает тезис(«А в чем самая большая цель жизни? Я думаю»), аргументы-примеры, вывод («Как выразить то общее, что есть Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность»);
автор использует одну из разновидностей рассуждения – рассуждение-объяснение. Можно к примерам, приводимым в тексте, задать вопрос: Что это такое? («добро – это прежде всего счастье всех людей»; «Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость»;
рассуждение помогает автору сделать мысль более простой и четкой, а позицию – более убедительной. Замечательно сформулировал эту мысль К.Г.Паустовский: «Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать»;
Назовите языковые особенности, которые использует в своем тексте Д.С.Лихачев.
Антонимы: патриот – националист, любовь – ненависть, хитрость – мудрость - позволяют уточнить мысль, сделать ее ярче, образней, дать более полную характеристику понятия.
Прямое сравнение – любовь как круги на воде - подчеркивает существенный признак изображаемого явления.
Олицетворения – слепой восторг, умная любовь – создают более выразительную картину, усиливают передаваемые масли и чувства.
Метонимия - хитрость вынуждена скрываться, мудрость не обманывает – позволяет сделать мысль более выразительной, придать изображаемому понятию наглядность.
Эпитеты – надежное счастье, спокойная совесть, большое и глубокое чувство, нравственный урод – передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Антитеза – «надо быть патриотом, а не националистом», «В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим», «хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна» - используется для усиления выразительности речи, подчеркивая контрастные понятия и оценки.
В ходе данной работы найденные средства языковой выразительности учащиеся записывают в черновике с примерами и комментариями (для чего используется данное языковое средство?).

Определение собственной позиции учащихся
Слово учителя: Определение собственной позиции является принципиально важным этапом работы над сочинением. При этом важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства. Важно также, чтобы объяснения, доказательства и примеры соотносились с проблематикой текста, а не были просто примерами из собственной жизни. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и корректно, помня о «презумпции совершенства» исходного текста.

Рекомендации к созданию собственного текста
Слово учителя /обобщение/:
При работе над сочинением следует четко определить свое отношение к прочитанному, обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.
После того, как подготовительный этап работы над сочинением закончен, следует соединить все в единое целое и написать связный текст. На этом этапе работы очень важно продумать композицию сочинения и его языковое оформление.
С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию? Ответы на эти вопросы помогут каждому создать текст, соответствующий требованиям, предъявляемым к сочинениям по части С ЕГЭ
Кратко сформулируйте основную идею вашего сочинения: какой тезис и как вы его будете доказывать в своем сочинении. Это может стать хорошим вступлением. Для текста-рассуждения потребуется комментарий к тем аргументам, которые приводит автор, доказывая свою точку зрения. Способ изложения собственной позиции также во многом будет зависеть от типа речи исходного текста.





Сочинение-рассуждение публицистического стиля
на морально-этическую тему
по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»
/письмо третье «Самое большое»/
ученицы 11 класса МОУ СОШ № 5 им. К.П.Феоктистова
Центрального района г.Воронежа
Добросоцкой Виктории

Люди XXI века. Что нас объединяет? Какой нравственный стержень позволяет нам называться обществом?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа родного края – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните добрую, теплую песню:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю, - это все равно, что предать своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с ее достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. И я, несомненно, согласна с мнением величайшего российского интеллигента, патриота, академика Д.С.Лихачева о том, что «любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной». И для того, чтобы люди стали счастливыми, необходимо трудиться, «увеличивать добро в окружающем нас».
К сожалению, многие «борцы» за свободу несколько иначе понимают любовь к Родине и своему народу. Замечательные идеи патриотизма, национальной гордости, счастья людей уничтожаются ими на корню. Новоявленные лидеры неонацистских партий и движений заявляют о притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И бритоголовые молодчики, взяв на вооружение расистские идеи, начинают крушить сначала чужих, а потом и своих, не разбираясь, для повышения своего авторитета и популярности. И патриотизм становится нацизмом, добро – злом, «любовь к своей стране» превращается в «ненависть ко всем другим». Очень сложно различить эту тонкую грань, особенно людям, в которых отсутствует внутренняя культура, а наличествует только сознание собственной исключительности.
Для того, чтобы делать людей счастливыми, необходимо быть исключительно мудрым человеком. А мудрость, по словам Д.С.Лихачева, «это ум, соединенный с добротой». Нельзя строить счастье кулаками и оружием, надо дарить людям добро, дарить в мелочах и по-крупному, как получится, не обманывая себя и других, не для авторитета и завоевания имени, а просто так! Как в трогательном и добром мультфильме звери дарили друг другу маленькие подарки – просто так. И становились счастливее от возможности сделать добро другому.
К сожалению, реальный мир более жесток и сложен, и процесс перерождения займет, наверное, не один год и даже десятилетие. И начинаться этот процесс должен с первым появлением на свет ребенка, с первыми словами матери и отца, с первыми книгами и первыми играми, с первыми поступками и первым осознанием своей ответственности за каждый сделанный шаг.
Если мы все будем открытыми и терпимыми к окружающим нас людям (начиная прежде всего с самых близких – со своей семьи), если станем искать в людях друзей, а не врагов, обращая внимание на лучшее в каждом человеке, если мы будем хранить «верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу», мы сами станем богатыми духовно, обретем веру в себя и свою страну!
Мне хочется закончить свое сочинение словами еще одного выдающегося мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души... Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!»