Урок русского языка на темуВыявление, формулирование и аргументирование разных типов проблем
План-конспект урока
Ф.И.О. Маликова Р.Ф.
Предмет: русский язык
Класс: 11 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля
Цель
Знакомство с некоторыми особенностями выполнения задания открытого типа с развернутым ответом (ЕГЭ часть С)
Задачи
Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения части С, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-картВоспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.
Формирование УУД
ЛичностныеУУД:
положительные нравственные качества;
действия нравственно-этического оценивания.
Регулятивные УУД:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание;
вести диалог, слушать собеседника.
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
составлять алгоритм действий и пользоваться им;
использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»
Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.
Личностные:
Сформированность способности к саморазвитию;
Мотивация к учению и познанию.
Метапредметные:
Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.
Основные понятия
Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)
Межпредметные связи
Литература
Ресурсы:
основные
дополнительные
Карта урока для ученика
Программа ConceptDraw MINDMAP
Примечание. УУД выделены разным цветом: регулятивные (фиолетовый); познавательные (зелёный), коммуникативные (красный), личностные (синий),
Ход урока
Дорогу осилит идущий
1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось все 95 дней.
Задание.
Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 95 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
Какие числительные вы использовали?
Как изменяются количественные и порядковые числительные?
В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
Проверьте правильность написания числительного 95.
Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 95 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.
Проведем небольшую орфоэпическую разминку: проставьте ударения в словах:
аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть
Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».
Молодцы! Но
2) Постановка цели и задач урока.
Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла. Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)
Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3) Актуализация знаний.
Давайте вспомним структуру сочинения:
Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Задание:
У вас на зеленых листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа.
Кто готов? Кто дополнит?
Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.
Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.
Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________
Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст читает ______________________
У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и поэт, видный представитель «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте.
Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:
В виде вопроса:
Какова роль детства в жизни человека?
Какова значимость такой поры как детство для человека?
В виде словосочетания:
Проблема (чего?)
Вопрос (о чем?)
Проблема роли детства
Вопрос о роли такой поры как детство для человека.
Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ
5) Первичная проверка понимания
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1
Текст № 2
Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.
От каждой группы зачитываются вступление и комментарий
Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить
- А мы ее не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
Сформулировать проблему, используя данную информацию.
Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.
Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами
Формулирование проблемы
1 способ
2 способ
В виде вопроса
В сочетания слов
Проблема (КОГО? ЧЕГО?)
Вопрос (О ЧЕМ?)
Что такое истинная и ложная любовь?
Проблема истинной и ложной любви
Вопрос об истинной и ложной любви
Текст № 1
Текст № 2
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1
Текст № 2
6) Первичное закрепление.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст
Художественный текст
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________
_____________________________________________________________________________.
Автор отмечает, что___________________
_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________
___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________
___________________________________________________________________________.
Но его симпатии _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выставление оценок, объяснение домашнего задания.
По предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слово учителя
Вернитесь к целям и задачам урока
Определите, добились ли вы намеченного
Поставьте себе плюсы или минусы
Карта урока «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля
(часть С)»
Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением
Структура сочинения
Типы проблем (см. приложение № 1)
ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.
1.В чем опасность политики национализма?
А. Философская
2. Можно ли избежать социальной несправедливости?
Б. Политическая
3. В чем смысл человеческой жизни?
В. Экологическая
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?
Г. Нравственная
5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?
Д. Эстетическая
6. Какова роль искусства в жизни человека?
Е. Социальная
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
ЗАДАНИЕ. Анализируя текст В. Солоухина, составьте Интеллект-карту.
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте.
Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
ЗАДАНИЕ. Анализируя текст И. Тургенева, составьте Интеллект-карту.
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить
- А мы ее не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
Сформулировать проблему, используя данную информацию.
Формулирование проблемы
1 способ
2 способ
В виде вопроса
В сочетания слов
Проблема (КОГО? ЧЕГО?)
Вопрос (О ЧЕМ?)
Что такое истинная и ложная любовь?
Проблема истинной и ложной любви
Вопрос об истинной и ложной любви
Текст № 1
Текст № 2
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1
Текст № 2
Комментарий проблемы
Комментарий – это пояснения, замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст
Художественный текст
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________
_____________________________________________________________________________.
Автор отмечает, что___________________
_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________
___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________
___________________________________________________________________________.
Но его симпатии _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НЕ ЗАБУДЬ: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.
Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Типы проблем
философские
социальные
политические
нравственные
экологические
эстетические
Смысл жизни
Познание и самопознание
Свобода и ответственность
Человек и история
Человек и культура
Социальная справедливость и несправедливость
Соблюдение прав человека
Прогресс и общество
Наука и общество
Демократия
Гражданское право
Терроризм
Национализм
Гражданское общество
Эгоизм и гуманизм
Доброта и жестокость
Духовность и бездуховность
Честь и бесчестие
Интеллигентность и хамство
Дружба и предательство
Любовь и ревность
Конфликт поколений
Взаимосвязь человека и природы
Экологическая ситуация
Потребительское отношение к природе
Экология культуры
Экология языка
Восприятие искусства
Воспитание эстетического вкуса
Духовность в искусстве
Чтение, роль книг в жизни человека
Массовая культура. Телевидение.
Интернет
ФРАЗЫ-КЛИШЕ
Вступление.
Ряд риторических вопросов
Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.
С проблемы
Проблема ..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.
Несколько слов об авторе
Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что..
Комментирование проблемы (публицистический текст)
Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением) пишет о
Автор отмечает, что
Он считает, что
Проблема раскрывается публицистом на примере
Он разделяет мнение (кого)
Автор приводит нас к такому выводу:..
Комментирование проблемы (художественный текст)
Писатель размышляет о
Автор хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)
Он раскрывает проблему на примере случае из жизни (взаимоотношений кого с кем)
Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя, свидетельствует о том, что
ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?
Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает, убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение
Рисунок 1C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок2.bmpурок 4Рисунок 13C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок 4.bmp2 богачаРисунок 11C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\2 богача.bmpРисунок 1C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\1234.bmp15