Представление своего инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики с использованием информационных технологий».


Представление своего инновационного педагогического опыта
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на урокахматематики с использованием информационных технологий».
1.Актуальность и перспективность опыта.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Сегодня в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого школьника в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Значительная роль отводится информационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение обучающимся фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
2.Концептуальность (новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов).
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:
– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
– четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); – быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.
Применение компьютерных технологий обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы, обеспечивается дифференциация обучения. Расширяется возможность самостоятельной работы, формируются навыки исследовательской деятельности. Все это способствует повышению уровня качества образования.
3.Наличие теоретической базы опыта.
Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (В. Г. Разумовский, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении математике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
Над этой проблемой работали П. М. Лебедев, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, А. А. Окунев, Н. Б. Истомина и многие другие ученые и педагоги. Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения обучающимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности обучающихся. Так Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. П. М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение обучающихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности учителя и обучающихся. А во втором – о деятельности обучающихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.
Развитие ребят, писал Л. В. Занков, - это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и побуждения к учению.  На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности обучающихся, является одной из основных задач учителя.
Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, обучающийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно - познавательной деятельности обучающегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность обучающегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения. Вот почему активизация учебнопознавательной деятельности в учебном процессе имеет большое значение.
4.Ведущая педагогическая идея.
Главной моей задачей как учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого школьника, развитие его неповторимой индивидуальности. Стараюсь работать так, чтобы воспитать инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успеху и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес обучающихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках математики, а также во внеклассной работе, стали одним из важнейших инструментов. Они дают возможность снизить аудиторную нагрузку для обучающихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик школьника и отследить конкретные результаты образования.
На уроках использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребёнка. Работа по карточкам, разработка дифференцированных заданий, индивидуальная работа с обучающимися. Стимулирую ребят к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Использую в ходе урока материал, позволяющий школьнику выбрать свой уровень трудности и самостоятельности. Особое внимание уделяю развитию мышления и речи обучающихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество. Большую роль уделяю совершенствованию вычислительных навыков. Для их развития применяю устные самостоятельные работы и тренажёры.
В процессе педагогической деятельности стараюсь обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.
6.Результативность опыта.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.
Качество знаний обучающихся по итогам внутреннего мониторинга составляет в среднем 45%, средний балл по ОГЭ – 3,8, ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, во всероссийских конкурсах.
Анализ результатов показал, что педагогическая эффективность, методически грамотное построение урока, использование ИКТ увеличивают объем усваиваемой информации: звуковых – на 15 %, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом 65%, способствует развитию способностей детей.
Исходя из этого, я считаю, что реализация используемых мною методов и форм активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
7.Заключение.
И, подводя итог, прошу вас послушать одну притчу:
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни. А математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для обучающегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
Руководитель ШМО ________________________ / Рахманина Ю.О.