Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья учащихся.
Психолого-педагогические аспекты деятельности
педагогического коллектива по сохранению
психического и физического здоровья учащихся
Директор школы Т.В. Подлужная2017
г. Острогожск
Тема педагогического совета «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению
психического и физического здоровья учащихся» включает
основные вопросы:
- образовательная среда школы – результат педагогического труда каждого члена коллектива;
- социально-психологическая среда школы;
- психолого-педагогическая компетентность педагогов.
Анализ и обсуждение, безусловно, станет предметным разговором для определения точек роста, выявления проблем, выверки траекторий дальнейшего развития школы.
Чтобы говорить о психическом и физическом здоровье учащихся, нужно представлять, какой сформирован морально-психологический климат в школе, как идет его формирование, совершенствование, т.к. это одно из условий для повышения качества образовательного процесса, а также индикатор уровня социального развития, как всего коллектива, так и отдельных работников. Особенно это актуально с позиции 2-х уровней и важнейших признаков благоприятного психологического климата в коллективе.
Первый уровень статистический, т.е. относительно постоянный или сформированный коллектив с традиционной преемственностью и даже когда возникают трудности, коллектив остается в стабильном состоянии. Коллектив нашей школы имеет более вековую историю с интересными традициями, где даже в «лихие 90-е» вы , уважаемые коллеги, смогли достойно сохранить визитную карточку второй средней.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. А это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, наше психологическое состояние, сложившаяся атмосфера в коллективе.
За первым и вторым уровнем педагогического коллектива стоит последовательная и систематическая работа на результат, на достижение поставленных целей.
Образовательная среда школы включает основные аспекты и признаки благоприятного психологического микроклимата.
- доверие и требовательность
- доброжелательная и деловая критика
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов
- достаточная информированность о целях, задачах, состоянии дел
- удовлетворенность и эмоциональная включенность, взаимопомощь в ситуациях
- принятие на себя ответственности за состояние дел
И , если провести мониторинг второго уровня и признаков, то с уверенностью можно сказать, что динамический этап развития школы, как для педагогического коллектива, так и для учащихся, родителей, выпускников, общественности, находится в движении, и от того, как мы включаемся в процесс изменений, зависит успешность деятельности школы, переход от одного качественного состояния в другое. От функционирования к развитию. В нашей школе переход от режима функционирования к режиму развития осуществляется в несколько этапов. В конце 90-х годов, начале 2000-х от индивидуальных учительских инноваций, путем повышения квалификации, контролем за качеством преподавания, внедрением новых форм исследовательской , краеведческой работы.
Под развитием понимается последовательность определенных этапов, на которых разрешаются противоречия, ведущие к качественным изменениям, которые накапливаются, переходя из одного состояния в другое.
Ведущими идеями работы школы в период перехода из режима функционирования в режим развития стала совместная деятельность по реализации Программ развития школы. В настоящее время мы завершаем практический III этап Программы развития «Школа современных компетенций» (с 2012 по июль 2017), которая является продолжением работы администрации, педагогического коллектива, уч-ся, родителей по совершенствованию форм и методов, направленных на создание условий, обеспечивающих развитие и саморазвитие личности учащихся, формирование потребностей по сохранению и укреплению здоровья, продолжения традиций школы, города, района, страны.И, безусловно, для успешной реализации Программы важное место занимает образовательная среда. Так же можно подвести предварительный мониторинг ожидаемых результатов.
Создание нового поколения образовательных и учебных Программ(Образовательные Программы ФГОС НОО с 01.09.2011, ФГОС ООО с 01.09.2015, ФГОС НОО ОВЗ с 01.09.2016)
Рабочие Программы проходят серьезные этапы становления даже в структуре содержания с 2016, выделяются образовательные авторские Программы по пропаганде здоровьесберегающих технологий (Коденцева Л.И.) – в 2016 стала призером в номинации «Учитель Здоровья», победителем регионального конкурса «Учитель-методист»
Мельниченко Г.В –стал победитем гранта:»За нравственный подвиг учителя», Дурнайкину П.Г.- вручена медаль «Патриот России (2012), Олейникова Е.В-. вошла в состав победителей III этапа по математике. Шубина Е.А.. Захарова М.И. – участвовали в региональном этапе проверки профессиональной компетентности учителей
Успешное прохождение аттестации и государственной аккредитации Школа аккредитована до 2024 года. Наши коллеги – Субочева Е.М., Веремеева Е.И., Григорова В.В., Зеленова Т.И., Горяева Т.А. являлись экспертами по учебным дисциплинам. Рожкова И.С., зам. дир-ра по УВР, участвовала как эксперт в аккредитации школ Воронежской области
Сохранение статуса школы с профильным образованием. За последние 5 лет у нас с учетом потребностей учащихся успешно функционируют профили – социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, информационно—технологический . В перспективе по результатам федерального мониторинга в декабре 2016 (уч-ся 9 классов), анкетирования, которое пройдет в феврале-апреле будет продолжена работа по комплектованию 10-х классов по 2-м модулям в одном классе. (Например: социально-экономический, гуманитарный и др.)
Расширение спектра и повышение качества доступных образовательных услуг в системе дополнительного образования.
На начало 2016-2017 уч. года в Острогожском районе прошли качественные изменения по укрупнению центра дополнительного образования. (СЮТ, Детская спортивная школа, Коротоякский центр детей и юношества стали структурными подразделениями Острогожского центра детей и юношества) школа участвует в этом проекте, на базе нашей школы работают спортивные секции. Имеется договор о сетевом взаимодействии, в т.ч. с января 2017 такие договора будут пролонгированы т.к. уч-ся начальных классов там занимаются.
За последние 3 года в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО увеличено кол-во часов дополни тельного образования
Проходит последовательно оптимизация емкости школы, повышение удельного веса классов. Контингент учащихся за 5 лет менялся от уменьшения ( прием в 1-е классы,общая численность от 714 чел в 2011г. до 784 в 2016г.) до стабильности. Решается последовательно вопрос о переводе учащихся в I смену, так за 2 года всех учащихся 7-х классов перевели в I смену. Емкость классов по наполняемости стала от 23 чел. в 2011 году до 25 чел. в 2016 году, что соответствует нормам СаНПин. И будущие 5-е классы из 3-х параллелей будут объединены в 2 класса. В 1-е классы 2017-2018 уч. года до 24 апреля пройдет зачисление детей ,но наполняемость не должна превышать 30-32 чел., а также с 1 февраля начнется набор на подготовку будущих первоклассников строго по территориальному признаку.
Обновление и наращивание парка технических средств обучения, библиотечных фондов, оборудования кабинетов.
Ежегодно проводится инвентаризация имущества, находящегося в оперативном управлении, за последние 5 лет значительно пополнилась учебно-материальная база школы: отремонтированы и созданы кабинеты гуманитарных дисциплин, подготовлены новые экспозиции из истории школы, о выпускниках школы, 24 кабинета имеют АРМ. Если в 2012 году было 49 компьютеров, 9 экранов, 10- проекторов. На сегодня в школе имеется:
- компьютеров, в т.ч. ноутбуков – 105
- мультимедийных проекторов – 27
- экранов – 29
- интерактивных досок – 5
- МФУ – 16
- принтеров – 17
- 3Д-принте – 1
-3Д – ручка – 1
- 48 видеокамер, в т.ч. 24- для ЕГЭ
- фотооборудование и видео
- звукозаписывющие оборудования
- цифровая лаборатория
- лаборатория по физике
- робототехника
- оборудована сенсорная комната, приобретено и установлено оборудование на 1,6 млн. рублей.
Идет реконструкция на 2-ом этаже социально-психологического центра и школьного центра медиации. В перспективе оформление одного из кабинетов для проведения инновационных форм организации работы органов самоуправления учащихся, мастер-классов, защиты проектов (это 10-й кабинет) и в 19-м оформление экспозиций о В. Кубаневе, К. Милорадовой. Надеюсь, что зав. кабинетами продумают и внесут предложения по дооборудованию и оформлению кабинетов.
Следует отметить высокий уровень проведения учебных занятий, не только во время показательных семинаров, а в системе многими педагог ами.
Библиотечный фонд школы современный, т.е. все уч-ся обеспечены учебниками по ФГОС и даже для пилотного проекта( 2-й иностранный в 5 классе), который введен в школе с сентября 2016 закуплены также учебники. Всего с 2013 по 2016 приобретено учебников на
1 млн 716 тыс. 206 руб.
Кафедре гуманитарных дисциплин необходимо активизировать работу по популяризации русского языка , по организации и проведению конкурсов чтецов, любителей книг.
К марту 2017 года каждой кафедре на заседаниях рассмотреть вопрос о линиях учебников по всем ступеням и профилям.
Создание внутришкольного стандарта качества образования, внедрение системы диагностики и рейтингования. (об этом в своем выступлении скажет И.С. Рожкова) Меня, как руководителя, радует уверенный курс на профессионализм . 43 победителя и призера по итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады по 19 учебным дисциплинам в 2016 году.И как результат-1 место. Спасибо, уважаемые коллеги. Издан приказ по школе с объявленными Вам и уч-ся благодарностями . Итоги рейтингования школы еще не известны, но ежегодно у нас достаточно высокий рейтинг. Из 800 школ области мы в числе первых двух сотен.
У нас есть новый этап развития по сотрудничеству с ВГУ, МФТИ, в перспективе, возможно в этом году, для уч-ся 9,7, 8 классов будет опробировано сетевое дистанционное сотрудничество с гимназией им. Басова (по физике, праву, биологии).
98% педколлектива имеют высшую и I категории, постоянно повышают проф. мастерство.
Школа успешно реализовала сотрудничество с ВОИПК и ПРО. Работала стажерская площадка – 12 будущих молодых специалистов (логопедов, учителей ин-языка, географии, экономики) проходили практику под руководством Григоровой В.В., Горяевой Т.А., Исаенко Т.А., Мельниченко Г.В., Веремеевой Е.И., Поповой А.С. и др.), работала инновационная площадка по теме: «Психолого-педагогическое влияние в образовательном процессе на саморазвитие учащихся, развитие их творчества и одаренности» под руководством профессора Васильева В.В. Издана книга: «Психологические эффекты». Интересные педагогические приемы опубликованы у Лахиной Л.В., Епихиной И.Н.,, Тарковской В.В., Косиновой С.А.
Прошлогоднее участие в областном конкурсе «школа – Лидер XXI века Воронежской области» необходимо продолжить и Методическому Совету уже на февральском заседании обсудить тему монопроекта.
В школе проходит целенаправленно мониторинг сравнительных исследований качества образования. Это, прежде всего, участие учащихся всего 3-х школ города в on-lein тестировании с 2012 – 4,5 классов, сдача ГИА – 9 кл., ЕГЭ – 11 кл.
Итоги предварительные, текущие подтверждают профессионализм педагогического коллектива. За 5 лет нет ни одного выпускника не получившего аттестат , в т.ч. выпускники 11-х классов практически на 100% реализуют поступление в вузы, по итогам 2016 г-. 13 медалистов, 40 чел. поступили в вузы, в основном на бюджетной основе. Залог такого успеха – это единые педагогические требования, которые начинаются с дисциплины учащихся, ответственности классного руководителя, учителя-предметника,сотрудничества с родителями.
В создании единого образовательного пространства, в вопросах стратегического управления активно участвует орган общественного управления, Управляющий Совет школы.
Как мы видим, модель развития школы постоянно обновляется и является в настоящее время продолжением Программ 2004-2006, 2007-2011, 2012 - июль 2017.Начата работа Координационного Совета по подготовке проекта новой программы развития школы на 2017-2023 годы, в т.ч. на сегодняшнем заседании выступающие дополнят, как проходит реализация 10 подпрограмм.
Миссия школы, изложенная в Программе школы стать образовательным центром, содействовать культурно-нравственной ориентации учащихся, создать образовательную среду сохраняющую психическое и физическое здоровье учащихся, комфортный морально-психологический климат в коллективе.
Ежегодные публичные отчеты открыто информируют о деятельности педагогического коллектива по реализации Программы развития школы в части создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса, на это и направлен ресурс, потенциал педагогов нашей школы. т.е. необходима такая система развития школы, которая позволит и дальше сохранить имеющиеся внутренние резервы и обеспечит динамику роста достижений, адекватную внешним изменениям, в т.ч., безусловно, это отразится и на материальной стороне педагогов.
С целью совершенствования форм и методов работы по созданию современной образовательной среды, благоприятного психологического микроклимата среди работников, сохранения психического и физического здоровья учащихся необходимо реализовать комплекс мероприятий, используя резерв школы в т.ч.
Педагогическому коллективу
Продолжить работу по созданию безопасной и комфортной образовательной среды в части подведения итогов по реализации Программы развития школы
(заслушать руководителей подпрограмм на педсовете в марте, на производственном совещании руководителей кафедр)
До 01.02.2017, 01.05.2017 провести по всем учебным дисциплинам мониторинг качества образования, использова6ния ИКТ, использования проектной и экспериментальной деятельности, участия в олимпиадах, конкурсах
До 01.03.2017 провести общешкольную конференцию «Шаги в науку» по итогам кружковой, факультативной работы
(отв. руководители кафедр, руководители кружков)
Внести дополнение в Инструкцию по ведению журналов в п. 1 графы указывать (название учебника, автора, год издания) и с 01.09.2017 руководствоваться данным нормативно-правовым актом.
Классным руководителям 1-11 классов
Провести классные собрания учащихся в 5-11 классах до 17.01.2017 9график проведения сдать зам. дир-ра по ВР Щербининой С.И.)
Провести родительские собрания по плану воспитательной работы с указанием темы IIсмена – 19.01.2017
Iсмена – 20.01.2017
До 17.01.2017 провести генеральную уборку закрепленных территорий учебного корпуса после Новогодних мероприятий
Объявить благодарность в организации Новогодних мероприятий классным руководителям 10а, 8а,9б классов
Руководителям методических кафедр (Косинова С.А., Горяева Т.А., Тимофеева С.В., Субочева Е.М.)
Провести заседание методических кафедр по подведению итогов участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады, по организации подготовки учащихся 9-х, 11-х классов к ГИА и ЕГЭ
Активизировать взаимопосещение уроков во IIполугодии в 4-х классах будущими учителями-предметниками 5-х классов
Дешевых Ю.Ф., зам. дир-ра по УВР
Лично отвечать за прием документов по формированию контингента 1-х классов (2018-2019) численностью не более 25-30 чел.
До 24 апреля 2017 сформировать 1-е классы 2017-2018 уч. года с изданием приказов по каждому уч-ся, в т.ч. в электронной форме.
Провести мониторинг преподавания уроков физической культуры по итогам 3 четверти
Рожковой И.С., зам. дир-ра по УВР
Скорректировать график проведения факультативов, дополнительных занятий по учебным дисциплинам для выпускников 9,11 классов
Усилить внутришкольный контроль за состоянием преподавания дисциплин неуспевающих по итогам четверти и до 18.01.2017 заслушать на совещании мероприятия по повышению качества обучения
Продолжить работу по внедрению нелинейного расписания по ФГОС НОО, ФГОС ООО
Щербининой С.И., зам. дир-ра по ВР
Провести по итогам II четверти анализ управления работы по организации дополнительного образования, процессами социализации личности, системной воспитательной работы школы
Координировать работу здоровьесберегающей деятельности в школе, в т.ч. организация горячего питания, летнего отдыха учащихся
(заслушать на производственном совещании, Совете руководства 1 раз в 2 месяца)
До 20.05.2017 разработать проекты подпрограмм новой Программы развития школы
До 01.02.2017 скоординировать работу в школе по организации развития школьного движения, в т.ч. выполнение плана мероприятий по подготовке к 100-летию Ленинского комсомола
Продолжить работу по реализации воспитательной системы школы в начальном звене, для среднего и старшего звена через преемственность, продолжение традиций школы.
Подболотовой Н.В., зам. дир-ра по УВР, отвечающей за методическую работу, работу с учащимися начальной школы ОВЗ
Взять под личный контроль организацию и участие в конкурсах, олимпиадах Министерства образования и науки (заслушать на Совете руководства план участия в феврале 2017 года)
Систематизировать методическую работу в школе по проведению мастер-классов, показательных и открытых уроков
(заслушать по итогам III четверти)
Лично возглавлять работу по участию в региональных, федеральных конкурсах учителей
Создать Координационный Совет по разработке программы -развития школы на 2017-2023 годы