Статья «Роль классного руководителя в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к единому государственному экзамену»
Памятка «Роль классного руководителя в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к единому государственному экзамену»
Роль классных руководителей выпускных классов в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к единому государственному экзамену значительна, поскольку именно классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:
свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как единый государственный экзамен;
сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;
продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;
постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕГЭ и ГИА, должны быть согласованными, требования к детям - едиными.
Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕГЭ.
Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями, координируемыми классным руководителем.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
взаимопомощь в решении сложных проблем;
заинтересованность в успешности каждого ученика;
согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;
совместный анализ результатов деятельности;
совместное определение перспектив в работе с классом, с отдельными учащимися их родителями.
Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, особенностей семейного воспитания и т. д. Полученной информацией классный делится с коллегами, предлагает им данные, которые не только помогут отрегулировать действия педагога, его методы работы с каждым конкретным учеником, но и будут способствовать повышению эффективности учебного процесса в целом.
Классный руководитель призван организовать совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность школьников в учебной деятельности, их самореализацию.
В случае затруднений, связанных с обучением, классный руководитель совместно с коллегами ищет пути их преодоления, помогает скорректировать действия.
Кроме того, классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. ЕГЭ как новая форма проведения аттестации школьников пугает родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию.
Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и задача классного руководителя – снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии учащихся, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями-предметниками, беседы, консультации и т.д. Необходимо наладить постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации домашней самостоятельной работы школьников по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать обстановку взаимоподдержки и общности интересов. Любой родитель в любое время должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы.
Создание классным руководителем атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, формирование коллектива как единого целого, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей будет способствовать в конечном итоге не только подготовке выпускников к итоговой аттестации, но и воспитанию жизнеспособной личности, готовой к самореализации в обществе.
Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность школьных советов, родительских комитетов и т.д., как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.
Каковы же конкретные механизмы вовлечения семьи в образовательное пространство школы?
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета, который планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и педагогического коллектива – информационная деятельность.
Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, ЕГЭ как новой форме аттестации обучающихся, критериях оценивания и т.д.
Еще одно направление – просветительская деятельность. Оно предполагает обучение родителей психологическим основам воспитания, умению строить общение как диалог, дает знания возможностей семейного воспитания, основ конфликтологии, возрастных психологических особенностей детей, умение пользоваться этими знаниями и помогать детям в самоопределении.
Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Взаимодействие классного руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций.
В период подготовки к экзаменам особенно важно оказать психологическую помощь обучающимся и их родителям.
Содержание психологической помощи может включать в себя психологическую профилактику (через сообщение ребенку и его родителям объективной психологической информации, получив которую, они решают, как ее использовать), психологическую коррекцию (снятие тревожности), психологическое консультирование.
Формы работы с родителями разнообразны. Это не только консультации (индивидуальные и групповые), но и «круглые столы», деловые игры, тренинги и т. д.
Одна из главных забот родителей и педагогов – здоровье детей и здоровый образ жизни. С тем чтобы подготовить детей и их родителей к достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является экзамен, целесообразно провести родительское собрание, познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, в частности с новой формой - ЕГЭ, которая вызывает большую тревогу.
На собрании необходимо проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам (привлечь учителей-предметников, работающих в классе, школьного психолога, медицинского работника), дать конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.
Классный руководитель призван помочь родителям осмыслить задачи, стоящие перед ними в период подготовки к ЕГЭ:
сделать все возможное для создания благоприятной обстановки, веры в силы детей и вселяя эту веру в них;
обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
С уважением, педагог-психолог
МБОУ «Новоандреевская школа»
О.В.Золотарёва