Доклад «Реализация метапредметных связей при обучении истории»

Вашему вниманию представляется презентация педагогического опыта по решению методической проблемы «Реализация метапредметных связей при обучении истории»
1. Начнем с актуальности методической проблемы:
Подтверждается результатами российских и международных исследований, которые показывают, что современные российские школьники:
умеют: Воспроизводить заученное по образцу
Решать готовые задачи на репродуктивном уровне
Решать готовые задачи в частично-измененной ситуации
не умеют: Распознавать практические проблемы в повседневной жизни
Формулировать выявленные проблемы
Переводить эти проблемы в формат задачи
Соотносить проблему с ранее полученными знаниями
Выбирать способы решения поставленных задач
Анализировать и оценивать результаты решения проблем
Таким образом, школьники:
не представляют, в каком мире им предстоит жить;
не умеют ориентироваться в потоках социальной информации;
не видят и не способны решать возникающие проблемы.
Другими словами полностью или частично не готовы к жизни за пределами школы в «большом» мире.
Данную ситуацию призван исправить переход на ФГОС II поколения
По мнению исследователей причина этого - проблема разобщенности научного знания. Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Одно из основных понятий ФГОС: МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ - принцип интеграции содержания образования
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
2. Объектом моего исследования выступает учебный процесс на уроке истории.
Предмет исследования - пример реализации метапредметных связей при обучении истории.
Цель исследования: показать состоятельность методик обучения истории, основанных на реализации метапредметных связей.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме.
Изучить понятийный аппарат.
Определить технологию внедрения метапредметности на практике.
Сформулировать методические рекомендации учителям для использования в педагогической практике.
На мой взгляд, выявление и использование метапредметных связей в урочной деятельности - основной способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Технологии внедрения метапредметности
Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим, думаю, это всегда импонирует учащимся.


Методически пути формирования метапредметного знания в рамках конкретной предметной области два: 
реализация интегративного подхода; 
использование межпредметных связей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
С достижением метапредметных результатов тесно связаны универсальные учебные действия, то есть такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Вашему вниманию представляется
3. Пример реализации метапредметных связей на уроке история Древнего мира в 5 классе по теме: «Зарождение демократии в Афинах»

Цели урока:
обучение смысловому чтению на основе учебного текста.

Задачи урока:
повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;
формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательные УУД);
формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование - контроль и оценка деятельности) (регулятивные УУД);
формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Структурные элементы урока:
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.



Элементы урока
УУД
Метапредм. результаты

Мобилизующий этап

Мотивация
самоопределение (Л);
целеполагание (П);
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


Актуализация опорных знаний
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания (П);

·волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).
Построение речевого высказывания; владение монологической речью.




Элементы урока
УУД
Метапредм. результаты

Целеполагание


подведение под понятие (П);
определение основной и второстепенной информации (П);
постановка и формулирование проблемы (П);
структурирование знаний (П);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
разрешение конфликтов (К).
Целеполагание как
постановка учебной задачи.










Элем. урока
УУД
Метапредм. результаты

Момент осознания учащимися недостаточности знаний.

Прослушивание сообщения учителя и устные ответы на вопросы
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.




Элем. урока
УУД
Метапредм. результаты

Момент осознания учащимися недостаточности знаний.

Чтение отрывка из научного трактата Аристотеля «Афинская полития».
- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л).
Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.
Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.
Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.
Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.
Построение речевого высказывания.





Элем. урока
УУД
Метапредм.результаты

Взаимопроверка и взаимоконтроль


- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение из исторических текстов необходимой информации (П);
- использование знаково-символических
средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.




Элем. урока
УУД
Метапредм. результаты

Рефлексия


- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.








В ходе урока, используя все виды универсальных учебных действий, ребенок достигает следующих метапредметных результатов :
Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы:
постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.
выделение главной и избыточной информации.
интерпретация текста - обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
оценка информации - находить доводы в защиту своей точки зрения.
Построение речевого высказывания.
Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.

4. В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам
Реализация метапредметных связей при обучении истории
это современный принцип обучения, который
влияет на отбор и структуру учебного материала, усиливая системность знаний учащихся,
активизирует методы обучения,
ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

15