Мастер — класс для музыкальных руководителей и воспитателей на тему: Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме


Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме  
музыкальный руководитель Горлевская А.Н
Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.
Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов.
     Я продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!»
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.
Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, педагогам предлагается прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.
Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Затем вместе со мной вступайте в дальнейшее прочтение. Текст вы видите на экране.
Детям даётся уже знакомое стихотворение.
Итак, вы готовы?
Шла весёлая собака
(стихотворение Н.Пикулевой)
 
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.
Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.
Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.
Какие жесты вы знаете?  (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Эти жесты можно использовать разными способами. Например, какими?
Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог.
Для игры нам необходимо поделиться на две группы.
 (Обращаюсь к 1-й группе) Вы  проговариваете текст, который видите на экране, и озвучиваете палочками ритм потешки: послушайте как звучит ритм текста: «Дидили, дидили, где вы Машу видели?»
 (Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.
 
Дидили, дидили(русская народная потешка)
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2-я группа:
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.
2-я группа:
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа:
Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.
В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.
1-я группа:
Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа:
На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Все звучащие жесты можно  записывать по принципу партитуры. Посмотрите на экран. Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, мои помощники, я предлагаю пропеть их с помощью текста, который лежит у вас на столах: «Зайчишка пришел, морковку нашел,  сидит и грызет, ой, кто-то идет!». Текст исполняется по фразам. У каждого из вас свой текст, он выделен жирным шрифтом.
Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом,  соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.
Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.
Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жёлтым цветом,   шлепки – красным,  притопы – зелёным.
Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.
Дети с удовольствуем включаются в игру под аккомпанемент фортепиано.
Покажу способы применения синтезатора на музыкальных занятиях.
Задание называется: «Сочини песенку».
Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму.(задаётся ритм 4 такта)
При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами.
У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку.
 
000 – та, ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят)
085 – та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!)
068 – ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку)
 
Эта игра способствует развитию  умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.
 
При знакомстве детей с тембрами инструментов, использую такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.
Вашему вниманию я предлагаю игру «Волшебные барабаны». На 1-м занятии при разучивании игры даём название каждому барабану,  знакомлю детей с текстом и звучанием разных барабанов, предлагаю устроить маленький «барабанный тарарам». На следующих занятиях в игре принимают участие дети, каждый из которых играет на барабане определенный ритм с речевой поддержкой.
И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Красному дадим название –  Барабам, зелёному – Барабум, жёлтому – Барабах, и синему – Барабух.
 
Посмотрите на экран. Послушайте стихотворение и проследите, какой ритмический рисунок записан для каждого барабана. Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.
 
Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!
А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!
Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!
А волшебный Барабух: Бух! Бух!
Барабам, Барабум поднимают страшный шум.
Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум!
Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!
Бух-бух-Бах! Бух-бух-бух-бух-Бах!
 
А сейчас это задание выполните без моей подсказки, обращая внимание на экран.
Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей.
Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки. рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.
Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм»  направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
  Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости. 
Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Паучина». Замечательная песенка из коллекции детского фольклора, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьёзности и лёгкости, паутинности в движении.
1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. (показ) Повторите за мной. 
Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)
Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)
При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.
Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и  подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.
А сейчас мне хотелось бы подарить вам вальс на музыку Юрия Верижникова. А вас, мои помощники, прошу принять участие в аккомпанементе этой песни, импровизируя на музыкальных инструментах: треугольниках, колокольчиках, маракасах, металлофонах. Какие именно инструменты будут звучать во время вальса, подскажут слайды.
 
Вальс
Вот и все, я закончила свой урок,
И теперь мне пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
 
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
 
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!