Отчет. Опыт работы по теме Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района Ставропольского края
« Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»
Музыкального руководителя
Задорожней Татьяны Викторовны
с. Овощи
С о д е р ж а н и е
Обучение детей дошкольного возраста
игре на музыкальных инструментах.
1. Введение..3
2. Актуальность опыта...3
3. Диапазон опыта..4
4. Технология опыта...5
5. Разработка системы обучения детей игре
на музыкальных инструментах.6
6. Планирование и методика проведения
занятий по обучению игре на музыкальных
инструментах...7
7. Использование дидактических игр в обучении
дошкольников игре на музыкальных инструментах.13
8. Анализ проведенной работы20
9. Результативность опыта..20
10. Рекомендации по использованию опыта...20
Обучение детей дошкольного возраста игре
на музыкальных инструментах.
Введение.
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, но несмотря на это музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Актуальность опыта.
С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие.
Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка
Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Диапазон опыта.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах включается во все виды музыкальной деятельности, а также во все режимные моменты. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально организованной деятельности музыкального руководителя с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего, в течение трех лет.
Технология опыта.
Главной целью является формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах. В соответствии с целью сформированы основные задачи:
расширение музыкального кругозора детей;
формирование музыкальных способностей: чувства ритма,
звуковысотного и тембрового слуха.
развитие творческой активности;
приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному
осмысленному музицированию;
ознакомление детей с названиями инструментов;
определение характера звучания инструментов;
освоение приемов игры на них;
владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;
играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;
Средства для решения задачи:
научно- методическая литература.
изучение передового опыта.
диагностика детей.
игры, упражнения.
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
создание музыкальных уголков.
работа с родителями.
Разработка системы обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Цель: решение задач обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
обогащение опыта восприятия музыки;
воспитание интереса к детским музыкальным инструментам;
воспитание чувства ритма;
умение различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
обучение правильным приемам звукоизвлечения;
обучение игре по одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.
повышение уровня компетентности по обучению детей игре на музыкальных инструментах у педагогов.
повышение уровня знаний у родителей по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Для успешного решения перечисленных задач необходимо наличие многих факторов:
квалифицированная подготовка музыкального руководителя (должен знать методические приемы в работе с детьми по обучению их игре на детских музыкальных инструментах);
умение правильно и эффективно организовать занятие;правильный выбор инструментов, содержание их в рабочем состоянии.
По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно- образовательного процесса .
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам обучения детей игре на музыкальных инструментах было проведено анкетирование .
В работе с родителями использовались разнообразные формы,обобщенные темой «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах»: консультации, практикумы, информационные листы, памятки, участие в совместных развлечениях.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществлялось через разные формы работы:
фронтальные и подгрупповые занятия;
тематические занятия;
развлечения, праздники;
театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
музыкально- дидактические игры;
индивидуальная работа с детьми;
создание музыкальных зон в группах.
Во всех группах созданы музыкальные уголки для развития детей. В помощь работе мною была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении музыкальных уголков.
Планирование и методика проведения занятий по обучению игре на музыкальных инструментах.
Планирование – одно из важных условий организации педагогического процесса.
Задачи музыкального воспитания детей требуют тщательного планирования, чтобы установить связь между всеми видами музыкальной деятельности, обеспечить последовательность и успешность развития каждого ребенка.
Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. В центре внимания стоит задача воспитания у детей интереса и любви к музыке, развитие музыкальных способностей детей (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, музыкального слуха и т. д.), формирование простейших навыков в различных видах музыкальной деятельности. Эти задачи осуществляются во всех видах детской музыкальной деятельности.
План работы по обучению игре на музыкальных инструментах составляется на основе общих установок и положений по планированию музыкального воспитания в детском саду.
На первых порах ставятся простейшие задачи обучения игре на инструментах, которые усложняются по мере роста ребенка. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если менять место удара - ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме, или же чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развивать слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.
Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Знакомство с инструментами я осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 7-10 мин., так и во время индивидуальной работы с детьми. Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, а также известными русскими народными песнями и попевками в обработке Е. Тиличеевой. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в моем исполнении. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого я применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии, а также пропевания мелодии со словами. Пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Попевку лучше всего выучить наизусть.
Для того, чтобы узнать как дети запомнили попевку, я прошу их закрыть глаза и пропеть ее с использованием движений руки (в виде лесенки). После этого я показываю детям, где на металлофоне находится новая нота, которая появилась на данном занятии.
Дети пропевают попевку, касаясь пальцами нужной пластинки металлофона или «немофона». Только после того, как ребенок правильно покажет попевку на металлофоне, я разрешаю взять в руки молоточек. Разучивая попевку, дети исполняют ее много раз, внося изменения в каждое новое исполнение. Это может быть игра по рядам; игра, когда участвуют только мальчики или девочки («кто лучше»); аккомпанемент группе певцов- солистов и т. д.
Я постоянно слежу за правильностью приемов игры на металлофоне, напоминаю детям, что мы играем на инструментах потому, что звонкое звучание металлофона позволяет нам лучше и чище петь.
Очень важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.
Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые - слогом «ти». После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, мы переходим к игре попевок на двух соседних звуках.
Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, я применяю следующие приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, мы пользуемся «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.
С целью постепенного развития вокальных, инструментальных навыков я последовательно изучаю с детьми музыкальный материал, систематизированный в следующие комплексы, каждый из которых включает несколько упражнений.
Первый комплекс - пение и игра на одной ступени (нота соль): «Мы идем с флажками», «Небо синее» (средняя группа).
Второй комплекс - пение и игра на двух ступенях (ноты соль- ля) «Гармошка», «Дождик» (средняя группа).
Третий комплекс - I- II- III ступени мажорного звукоряда (ноты соль- ля –си): «У кота», «Ходит зайка» (старшая группа).
Четвертый комплекс - V- VI- VII- I ступени (ноты соль- ля- си- до): «Труба», «Василек», Скок- скок- поскок» (старшая группа)
Пятый комплекс - III - IV- V ступени мажорного звукоряда (ноты ми- фа- соль) : румынская народная песня «Дождик» (старшая группа) Шестой комплекс -I- II- III- IV- V ступени минорного звукоряда (ноты ре- ми- фа- соль- ля): «Во поле береза стояла» Седьмой комплекс -I- II- III- IV- V ступени мажорного пентахорда (ноты До- ре- ми- фа- соль): «Дудка», «Тень- тень».
Восьмой комплекс - I- II- III- IV- V- VI- VII- I ступени мажорной гаммы (ноты до- ре- ми- фа- соль- ля- си- до): «Цирковые собачки».
Начиная с шестого комплекса обучение, провожу вподготовительной группе.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале провожу в комплексе с распевкой, чему уделяю 5-6 мин. на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняются как распевки. В своей работе обязательно применяю различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки и фланелеграф, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии. Я стремлюсь развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой.
В подготовительной к школе группе я знакомлю детей с аккордеоном. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэтому на музыкальных занятиях я только знакомлю детей с аккордеоном, а обучаю их игре во время индивидуальных занятий.
Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой - на середину левого. Правый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.
В детском саду учу играть только правой рукой, так как играть двумя руками дошкольникам трудно. Правая рука свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты, как будто держат яблочко. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура).
Освоение нового инструмента начинаю с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.
Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию. Обучение игре на инструментах может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:
- систематичность занятий в течение года и на каждом музыкальном занятии;
- последовательное изучение попевок вокально - инструментальных комплексов;
- наличие на занятиях, а также в домашнем музицировании собственных металлофонов у каждого ребенка, что позволит занять в инструментальном музицировании всех детей без исключения.
Для обучения детей игре на музыкальных инструментах использую следующие методы:
«Я и мама»,
«Педагог и ребенок»,
словесный,
наглядный,
практический,
игровой.
Метод «Я и мама» используется во время проведения дидактических игр дома. Родителям предлагались дидактические игры домой для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.
Словесный метод использую во время:
проведения музыкально- дидактических игр
рассматривания музыкального инструмента,
вопросов педагога и ответов детей,
экспериментирования.
Наглядный метод использую во время:
проведения музыкально- дидактических игр
экспериментирования,
рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;
Практический метод использую, когда необходимо:
организовать продуктивную деятельность;
провести игры.
Игровой метод использую в организации учебно-игровой деятельности.
Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. Иногда музыкально- дидактические игры проводятся на занятии, как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В этом случае в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
В работе с детьми я стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности .Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе.
Для младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие звуковысотного слуха и закрепления программного материала.
«Медвежата»
Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы
все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.
«Какая птичка поет?».
На столе находятся игрушечные птички большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.
Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаю детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
«Буратино»
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие дети должны сами отгадать.
Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз»
3. Компанейца достает картинку паровоза и т. п.
«Ступеньки»
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.
Игры для развития чувства ритма.
«Определи по ритму».
Игровой материал: Бубен, музыкальная лесенка.
Ход игры. Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика быстрым постукиванием указательным пальцем, птички легким потряхиванием бубна над головой.
«Бубен»
Игровой материал. Бубен.
Ход игры. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки Г. Фрида. Бубен), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.
«Нам игрушки принесли»
Игровой материал. Дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка.
Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.
«Колпачки».
Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, колокольчик.
Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка, предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
«Наш оркестр»
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны, треугольники и т. д.), большая коробка.
Ход игры. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом приводилось на музыкальном занятии). Все по очереди играют на этих музыкальных инструментах так, как им хочется.
Для старшего дошкольного возраста.
Игры для развития чувства ритма.
«К нам гости пришли».
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
«Наше путешествие»
Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.
«Послушайте сначала, что придумала я, говорит воспитатель. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».
«Выполни задание»
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка).
Ход игры. Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.
Игры для развития тембрового слуха.
«На чем играю»
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
«Определи инструмент».
Игровой материал. Аккордеон, металлофон, колокольчик, деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу,Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.
Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития звуковысотного слуха.
«Музыкальное лото».
Игровой материал. Карточки, по числу играющих, на которых нарисовано пять линеек, металлофон.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой,или на одной линейке.
«Слушаем внимательно».
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют, какой инструмент звучит, и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображаются различные инструменты. Маленькими карточками с такими же инструментами эти квадраты закрываются. Каждому ребенку дают по одной большой карте и по четыре-шесть маленьких. Игра проводится также, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Игра проводится в старших группах на музыкальных занятиях с целью закрепления знаний о музыкальных инструментах, а также в часы досуга.
«Музыкальные загадки».
Игровой материал. Металлофон, аккордеон.
Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.
Игры для развития памяти и гармонического слуха.
«Сколько нас поет?».
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.
В игре можно использовать другой игровой материал три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешки на фланелеграфе или вставляет их в кармашки планшета. Детям надо обязательно напомнить, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат.
В музыкально-дидактической игре с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
«Отгадай песенку»
Игровой материал. Карточки по числу играющих с изображением на каждой нескольких картинок, сюжет которых соответствует изученными детьми песням и попевкам, фишки, детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Ребенок проигрывает мелодию на любом музыкальном инструменте. Дети определяют песню и в зависимости от услышано мелодии закрывают картинку фишками.
«Волшебный волчок»
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращается стрелка.
Ход игры.
Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку. Остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки, или играют ансамблем на различных инструментах.
«Какую песню играет Петя?»
Игровой материал. На планшете изображен рояль с вставным кармашком, мальчик, играющий на инструменте. На столе иллюстрации к знакомым песням, детские инструменты.
Ход игры. Вызванный ребенок исполняет на одном из инструментов знакомую песню, выученную на музыкальных или индивидуальных занятиях. Другой ребенок находит соответствующую картинку и вставляет ее в кармашек рояля. Если ответ правильный, все хлопают, а этот ребенок исполняет следующую мелодию на одном из инструментов.
«Какой инструмент у Кати?»
Игровой материал. Планшет с изображением девочки. В руках у нее футляр, крышка которого открывается и там находится вставной кармашек. Картинки с изображением различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры. Ведущая показывает детям планшет и объясняет, что девочка Катя идет в музыкальную школу и несет инструмент, а какой именно дети должны будут определить на слух.
Анализ проведенной работы.
Проведенная работа по обучению игры на музыкальных инструментах:- обогатила детей опытом восприятия музыки;
- воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;- способствовала развитию чувство ритма;
- научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
- способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;
- помогла играть по одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.
Результативность опыта.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
Представленная система работы направлена не только на обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Рекомендации по использованию опыта.
Используя данный материал, рекомендую:
знакомство с музыкальными инструментами осуществлять с учетом возрастных особенностей дошкольников;
на каждом этапе обучения детям надо предлагать только одну новую игру на развитие музыкальных способностей;
не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым играм.
обучение должно проходить в игровой форме.
время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.
Список использованной литературы
1. Методика музыкального воспитания в детском саду под ред. Н.А.
Ветлугиной . М., 1982.
2. П. Говорушко. Основы игры на баяне. М., изд. Музыка, 1966.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в
детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
4. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь М., Просвещение, 1990
5. Н. Метлов. Музыкальные занятия в детском саду. М., Просвещение, 1984.
6. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., Просвещение,1985.
7. Н. Кононова. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.
8. Художественное творчество в детском саду М. Просвещение 1974
9. Н. Метлов. Музыка- детям. М., Просвещение, 1985.
10. С. Бекина. Музыка и движение. М., Просвещение, 1984.
11. М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. М., Мозаика-
Синтез, 2005.
12. М.Б.Зацепина. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.,
Мозаика- Синтез, 2005.
13. О.П. Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников.М., Владос,1994.
14. Фольклор - музыка – театр. Под ред. С.И.Мерзляковой, М., Владос, 1999.
15. Журнал «Дошкольное воспитание»: № 2, № 3, № 9/88 г.;
№ 4, № 8/89 г.
№ 3/90 г.
№ 3/91 г.
№ 5, № 10/96 г.
16. Журнал «Музыкальный руководитель»
№ 4, 2004г.
№ 5,6, 2005 г.
17. Журнал «Музыкальная палитра»
№2, 2007г.
№ 4, 2008г.
№ 1, 2010г.
Задорожняя Татьяна Викторовна
Музыкальный руководитель
МКДОУ «Детский сад» № 3
15