Проведение астрономических турниров и олимпиад



Статья «Проведение астрономических олимпиад и турниров.»Муминова Д.З- студентка 4 курса ЮКГПИ
Общеизвестно, что наилучшие результаты в усвоении учащимися предусмотренного программой материала по астрономии получаются у тех учителей, которые преподавание своего предмета ведут возможно более конкретно. Здесь имеются в виду и забота о подготовке содержания каждого урока, и методически безупречное его проведение с применением необходимого иллюстративного материала, и хорошая постановка предусмотренных программой практических занятий и наблюдений. Подготовка и проведение урока астрономии практически могут быть осуществлены в условиях любой школы довольно легко. Труднее учителю проводить внешкольные мероприятия по астрономии. В предлагаемой работе и будет сделана попытка указать пути успешной постановки внеклассных занятий и наблюдений в условиях любой школы. Внеклассная и внешкольная работа по астрономии приобретает большое значение в воспитательном процессе. Занятия астрономическими олимпиадами и турнирами дают не только знания, имеющие огромное мировоззренческое значение. На олимпиадах и турнирах учащиеся получают много полезных навыков в постройке приборов, наглядных пособий, в общественной работе, в производстве наблюдений.[1]
В этой статье мы познакомим читателя с проведением астрономических турниров и олимпиад.
В последние годы олимпиады проводятся в один-два, реже - три тура: теоретический, практический, творческий, наблюдательный. Каждый тур - это решение задач или выполнение какой-либо работы. На выполнение этих заданий обычно отводится 3-4 часа. На теоретическом туре школьникам обычно предлагается несколько задач. Задание практического порядка представляет собой одну-две большие, но конкретные проблемы. На творческом туре школьникам нужно предложить решение одной задачи, которая дается в достаточно общей формулировке. Наблюдательный тур связан непосредственно с небом. Обычно несколько олимпиадных задач посвящается астрономическим явлениям года. Эти явления можно преподнести для учащегося в виде изображение на персональном компьютере, либо в распечатанном виде. [2]
Согласно общей концепции Астрономических олимпиад большинство задач ориентировано на уровень дополнительного образования по астрономии, а не на программе средней школы. Характер и содержание олимпиадных задач направлены на выявление наиболее талантливых ребят, увлекающихся астрономией и космическими аспектами физики; на повышение их интереса к естественным наукам.
Проверяет работы школьников жюри из профессоров и преподавателей астрономии. Для достижения максимального единообразия критериев проверки одну и ту же задачу у всех участников обычно проверяет один и тот же член жюри (вторую задачу - второй член жюри и т. д.). Кто-то в жюри может быть строже, кто-то мягче, но по каждой задаче критерий один и тот же для всех участников олимпиады. При проверке работ правильно решенная задача оценивается полным баллом независимо от способа решения. Что же касается неполных решений, то оценивался не только «процент решения», но и способ: чем меньше действий нужно сделать, чтобы довести до конца предлагаемое решение, тем выше ставился балл: ведь порой проще начать решать задачу с нуля, чем идти до конца по очень длинному пути.
После подведения итогов жюри объявляет результаты и каждому призеру олимпиады вручается Диплом или ценный подарок.
Несколько примеров задач для проведения астрономических олимпиад:
Представители каких классов астрономических объектов входят в состав Солнечной системы?
Ответ. В состав Солнечной системы входят представители: звезд, планет, спутников планет, астероидов, комет, метеороидов – 6 баллов (по 1 за каждое тело). Также в нашей системе присутствуют пыль и газ (2 балла).
25 июля 2013 года можно было увидеть Луну такой: растущая Луна в возрасте около 5 дней. Нарисуйте примерный вид Луны, какой она имела через 3 недели после этого. В какое время суток она будет видна в Сарове? В какой части горизонта?
Ответ. Луна будет иметь примерно следующий вид: Луна будет убывающей и выглядеть примерно симметрично исходному рисунку (2 балла). Т.к. в задании говорится: растущая Луна в фазе до первой четверти, то спустя 3 недели Луна станет стареющей (3 балла). До новолуния останется совсем немного - Луна будет иметь вид узкого серпа и ее можно будет наблюдать перед восходом Солнца на востоке (3 балла).[3]
В настоящее время астрономические турниры  – это единственное командное соревнование школьников по астрономии, имеющее межрегиональный уровень. На турнир собираются порядка десяти команд из разных регионов Казахстана и из-за рубежа. Некоторые команды участвуют из года в год и собрали немало наград: команды Казани, Алматы. В команде выступают по 3-4 школьника 8-11 классов, которые совместно готовят решения задач и защищают их. О задачах Турнира нужно сказать отдельно. В отличие от задач олимпиады, они имеют исследовательский характер, требуют длительной подготовки и распределения обязанностей в команде. Обычно в комплекте бывает двенадцать задач; одни предполагают астрономические наблюдения, другие - лабораторный эксперимент, третьи - анализ разных источников информации.
Примеры заданий Турнира (практические исследования):
Орбита Юпитера. Определите радиус орбиты Юпитера на основе наблюдений планеты невооружённым глазом осенью 2012 – зимой 2013 года.
Телескопы Галилея.    15 февраля 2014 года исполняется 450 лет со дня рождения Галилео Галилея, который первым применил телескоп для изучения космоса. Изучите конструкции двух первых телескопов, использованных Галилеем для наблюдений звёздного неба. Выясните, каковы были их оптические характеристики. Из подручных материалов самостоятельно изготовьте телескопы, приблизительно (не обязательно точно, будем считать допустимой разницу в два раза) соответствующие этим двум по своим характеристикам. Повторите наблюдения, благодаря которым Галилей сделал астрономические открытия. Какие открытия Галилей не совершил, хотя его приборы давали такую возможность? Проведите такие наблюдения (которые могли бы привести к открытиям).
          Примеры заданий Турнира (теоретические исследования):
          Небо древнего Египта.          Представьте себе, что вы – древнеегипетские жрецы-астрономы, живущие в 2500 до н.э. Чем отличается изучаемое вами звёздное небо от современного? Какими астрономическими знаниями вы обладаете? Какие инструменты используете при наблюдениях?
          Геостационарный спутник в тени Земли. Исследуйте, как часто геостационарный спутник попадает в тень Земли. Оцените, какую часть времени в течение года он проводит в тени.
 
Литература
Семакин Н.К. //Планирование , оборудование и методика практических занятий по астрономии .- 17сентября ,2014 год
Мартышенко В.В.//Опыт внешкольной работы по астрономии.-5октября ,2003год
Астрономические задачи: В.Г.Сурдин - М:.Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2013 – 240с