Физическое воспитание в детских оздоровительных лагерях
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физкультуры,
АНО «Школа «Премьер»,
инструктор-методист по физкультуре и спорту
ДОЛ «Власьево»,
ОАО МОЭК,
г. Москва
Будет ли лагерь оздоровительным?
Позади очередной учебный год, заполнены журналы, выставлены годовые отметки, сданы экзамены. Впереди долгожданные каникулы. Три месяца отдыха. Каждый раз, когда ученики расходятся на такой продлжительный отдых, я рызмышляю: "А как они проведут это время? Будут ли активно заниматься физическими упражнениями или попросту будут сидеть перед телевизором? Какие изменения произойдут в физическом развитии моих учеников осенью?"
И я вспоминаю свое детство, свои летние каникулы, в которых всегда был лагерь. Пионерский, трудовой, спортивный, туристический. Как хорошо и полезно мы проводили там время! Знакомо ли это современным детям? Бывают ли они в таких лагерях? И как сейчас организовывается активный летний отдых детей?
Да, детские лагеря существуют и сейчас, хотя их количество стало меньше. Многие бывшие пионерские лагеря переоборудованы под дома отдыха, пансионаты (причем даже круглогодичного проживания). Но, к счастью, есть лагеря, которые смогли выжить в этот постперестроечный период и даже суметь развиться. У крупных компаний с большим количеством рабочих мест и мощной профсоюзной организацией есть свои лагеря для отдыха детей сотрудников в каникулярное время. Некоторые пансионаты и санатории готовы предоставить профсоюзам свои базы для летнего отдыха детей. Как же организован отдых детей в оздоровительных лагерях? И ведется ли там спортивная работа? Проанализировать ответы на эти вопросы попробую на собственном опыте работы в детских оздоровительных лагерях.
Вместе с развалом пионерской организации ушли в прошлое "смотры строя и песни", "конкурсы пионерской песни", заседания советов отрядов и дружины и прочие атрибуты старых лагерей. А, следовательно, появилось время для других занятий детей.
Основная задача современных лагерей – это, прежде всего, укрепление здоровья детей. Поэтому они и называются оздоровительными. Свежий воздух, регулярное, рациональное питание, педагогическое сопровождение, занятия по интересам – все это создает благоприятные условия для оздоровления детей. Но какой же отдых без хорошей двигательной активности ребенка? Поэтому большая роль в современных детских оздоровительных лагерях принадлежит физрукам, правильнее сказать – инструкторам-методистам по физической культуре и спорту.
Пожалуй, и неудивительно, что, вернувшись из лагеря, дети вспоминают, прежде всего, своих вожатых и физруков, так как именно эти люди находятся с ними практически каждый день, начиная с подъема, утренней зарядки и до конца дня. В оздоровительных лагерях физруки проводят с детьми различные подвижные игры, конкурсы, викторины, соревнования по отдельным видам спорта и целые Спартакиады или лагерные олимпийские игры. Вовлекаются в них и взрослые (вожатые и другие сотрудники лагеря), что придает спортивной лагерной жизни особый блеск. Большую часть лагерной смены дети проводят на спортивных площадках. Не обходится, безусловно, и без необходимой просветительской работы. Беседы об истории возникновения тех или иных видов спорта, интересные факты из жизни спортсменов, выпуски спортивных стендов и радиогазет, работа с физкультурным активом отрядов – все это тоже входит в работу физруков.
Конечно, лагерь – не школа. Здесь нет уроков, зачетов, отметок. Но это не значит, что детей в лагерях ничему не учат. Некоторые дети в лагере, например, знакомятся с новыми для себя играми, изучают отдельные физические упражнения, которым их в школе не научили по целому ряду причин (не было учителя, хороших условий, инвентаря и т.д.). Еще один плюс – совершенно другой (по сравнению со школьным классом) коллектив. В подвижных и спортивных играх дети соревнуются с другими ребятами из разных школ своего города или даже других городов, сел, деревень. И это дополнительная возможность лучше познать себя, узнать о том, как и чему учат на уроках физкультуры их сверстников в других школах.
Кроме того, некоторые лагеря имеют свои бассейны, в которых инструкторы учат ребят плавать. Как часто нам приходилось слышать раньше от детей: "Я научился плавать в лагере!" И поверьте, не менее приятно слышать от детей, радостно сообщающих своим родителям по возвращению из лагеря: "Я научился прыгать в длину!" или "...играть в волейбол!" или "...прыгать через скакалку!"
В таком случае работа лагерных физруков служит огромным подспорьем в работе учителям физкультуры. Тем более что в летнем лагере у детей есть возможность познакомиться с видами спорта, которых нет в школьной программе: бадминтоном, настольным теннисом, шашками, шахматами, ориентированием, туризмом и т.д. Все это, конечно, зависит от материально-технического оснащения лагеря, наличия качественного спортивного инвентаря и, конечно же, кадров. От того, кто будет заниматься с детьми и как будет организован активный отдых ребят, зависит, в конечном итоге, оздоровительный эффект в лагере.
В большинстве лагерей на должностях вожатых и физруков находятся студенты педагогических вузов и колледжей. Таким образом студенты получают возможность пройти педагогическую практику и немного подработать.
Иногда к работе в лагере привлекаются и сами сотрудники предприятия, при котором он образован. Среди таких людей порой встречаются настоящие энтузиасты своего дела, обладающие огромным желанием работать, творить, открывать новое вместе с детьми. В отличие от педагогов-профессионалов, они обладают нестандартным подходом в организации детского отдыха: придумывают необычные состязания, игры, конкурсы для детей, надолго остающиеся в памяти ребят.
Есть среди физруков и вожатых и педагоги-профессионалы, которые предпочитают проводить свой отпуск вместе с детьми. Опыт, накопленный в работе в школах, колледжах, училищах, они с успехом используют в оздоровительных детских лагерях. Кроме того, своим опытом они делятся со своими коллегами и студентами.
Но, к сожалению, бывают случаи, когда к кадровой политике администрация подходит недостаточно серьезно. Иногда в отрядах не хватает вожатых, а на должности физруков, стремясь угодить кому-нибудь из руководства, берут родственников или просто знакомых, подчас не имеющих не только специального образования, но и желания работать с детьми.
Поэтому, отправляя своего ребенка в оздоровительный лагерь, узнайте, в каких условиях будут находиться ребята, как он оснащен спортивными площадками и инвентарем, а также выясните, кто будет работать с детьми все это время и какие мероприятия планируется провести в эту смену.
На мой взгляд, лучшим комплектованием педагогического коллектива является сплав опыта и молодости. Тогда у молодых студентов, будущих педагогов, есть хорошая возможность перенять у своих старших коллег определенный опыт работы с детьми. В свою очередь, огромная энергия и постоянное желание придумывать что-то новое, присущее молодому поколению, заставит не стоять на месте бывалых педагогов. Поверьте, и у молодых порой есть чему поучиться.
С какими же проблемами приходится сталкиваться физрукам в оздоровительном лагере?
Материально-техническое оснащение.
Эта проблема стоит на первом месте. Конечно, чем лучше условия (оборудование, площадки, залы, бассейн, инвентарь), тем лучше лагерь и отдых в нем. Возможно ли решение этой проблемы? Иногда да. В тех лагерях, которые планируют работать много лет, спортивному оснащению уделяется должное внимание. Но для этого предприятие-владелец лагеря должно прочно стоять на ногах, а не сводить концы с концами. Тогда со временем и деньги найдутся, и лагерь будет развиваться, что, безусловно, скажется на отдыхе детей.
2. Взаимопонимание с руководством лагеря, предприятия.
Это большая проблема. Порой и деньги у предприятия есть, а к физкультуре и спорту отношения хорошего нет. Уходит много времени на то, чтобы добиться понимания простой вещи: оздоровление детей в каникулы – это отсутствие больничных листов их родителей в течение всего года. Кто понял это, на детском отдыхе не экономит и во всем поддерживает развитие физкультуры и спорта в лагере.
3. Отсутствие должного контакта с педагогами и другими сотрудниками лагеря.
Многое в спортивной работе зависит от того, какой сложится в лагере коллектив. Будут ли вожатые помощниками физрукам или, наоборот, своим личным примером будут показывать негативное отношение к физическим упражнениям? От этого тоже, кстати, зависит оздоровление детей в лагере. И тут уже без помощи администрации лагеря не обойтись. Активная здоровая жизненная позиция вожатых – основа двигательной активности ребят. Поэтому еще при приеме на работу вожатых стоит учитывать их образ жизни, спортивную активность и желание приучить к этому детей.
4. Квалификация педагогов и физруков.
К сожалению, не так уж много уделяют времени в педагогических вузах обучению студентов работе с детьми в лагерях, хотя есть и положительный опыт в отдельных институтах и университетах. Поэтому очень важно, чтобы во время педагогической практики студентов в лагерях с ними были рядом их преподаватели-методисты из вузов, в том числе и физкультурных. К сожалению, не всегда рядом может оказаться опытный напарник или наставник. А молодым ребятам доверено большое дело – оздоровление детей.
5. Отсутствие качественного контроля за работой.
В данном случае контроль должен пониматься не как выявление каких-то недостатков в работе, а как необходимая консультативная и методическая помощь сотрудникам лагеря, особенно будущим педагогам. Внешний педагогический контроль в современных лагерях практически отсутствует, что, с одной стороны, расслабляет сотрудников и, что существеннее, не дает педагогам понять правильность выбранных ими средств и методов работы с детьми в лагере. Да и осуществляемый контроль, к сожалению, не всегда бывает качественным и полезным. Контроля работы не нужно бояться, от него нужно в первую очередь ждать помощи и совета.
6. Отсутствие контактов с другими лагерями.
В отличие от школьной жизни, где дети имеют возможность посостязаться со сверстниками из других школ, в лагерной практике такого практически нет. Хотя совсем еще в недалеком прошлом соседствующие между собой лагеря устраивали так называемые "Межлагерные олимпийские игры". Да и просто проводили состязания по отдельным видам спорта, совместные туристические походы, устраивали друг для друга праздники, концерты. Сейчас контакты между детьми из разных лагерей практически отсутствуют. Причин тому много: безопасность, возможность занесения инфекции (хотя все дети и сотрудники лагерей проходят особый медицинский контроль) и даже просто отсутствие желания руководства сотрудничать с другими лагерями. Все это лишает детей еще одной возможности реализовать свой спортивный потенциал.
Наверное, трудно будет найти такой лагерь, где все эти проблемы решены. Но уж если они разрешены, то можно только порадоваться за тех физруков, кто работает в таких лагерях, и за тех детей, которые в них отдыхают. Отдыхают и накапливают большой запас энергии, здоровья, положительных эмоций от физических упражнений на свежем воздухе. После такого отдыха дети смогут начать очередной учебный год бодрыми, физически окрепшими, отдохнувшими, готовыми к очередным учебным нагрузкам.
Мне бы очень хотелось, чтобы в современных оздоровительных лагерях все больше работало моих коллег, школьных учителей физкультуры. Конечно, после 9–10 месяцев насыщенной работы с детьми в школе учителю нужен качественный и продолжительный отдых. Но, поверьте, совместный летний отдых с детьми при хорошей организации дела способен вполне заменить отпуск в пансионате, на даче или даже на морском побережье. А главное – своим трудом, заботой, вниманием мы способствуем развитию здоровья детей. А если среди отдыхающих в лагере детей будут Ваши ученики, то это будет особенно полезно и Вам, и им. Ведь в условиях лагеря физруки располагают большим временем для работы с детьми, чем школьные учителя физкультуры. И это время можно провести с пользой.
13PAGE 14115
13PAGE 14115
15