ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
Летняя практика является частью учебного процесса и организуется в соответствии с ФГОС СПО.
В период летней практики студенты работают в качестве отрядных вожатых, воспитателей, руководителей различных кружков и секций. В ходе летней практики закрепляются, углубляются знания, полученные в процессе обучения, приобретаются необходимые умения практической работы по избранной специальности.
Например, по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах летняя практика осуществляется в рамках изучения модуля ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. Проходит эта практика в два этапа: учебная практика (семинарские занятия)– 36 часов и производственная практика (непосредственно в ДОЛ) - 144 часа в летний период с 01 июня по29 августа.
Цель практики - приобретение умений организации жизнедеятельности коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный период.
Задачи практики:
Приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летнего оздоровительного периода.
Овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы с детьми в летний период, охраны жизни и здоровья детей.
Развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Выработка умений строить работу с детьми на основе личностно-ориентированного подхода.
В ходе практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом.
Базами летней педагогической практики являются детские оздоровительные лагеря: «ДОЛ им. П.И. Гуцева», «Салют», «Солнечный». Эти центры отдыха детей являются структурными подразделениями ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» и соответствуют действующими нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, имеют необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу.
Рассмотрим систему работы по организации летней практики, она включает в себя 3 этапа.
На подготовительном этапе происходит:
-знакомство студентов с базовыми лагерями, участие в подготовке лагеря к приёму детей;
-распределение студентов по базовым ДОЛ;
-прохождение студентами медицинского осмотра;
-семинарские занятия по подготовке к практике в ДОЛ (Учебная практика);
-самостоятельная работа студентов по сбору и составлению методических материалов.
На семинарских занятиях проводятся занятия по охране труда и технике безопасности вожатого. Рассматриваются экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в них. Студенты знакомятся с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность вожатого. Большое внимание уделяется Особенностям развития и поведения детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, детей с нарушениями сенсорной сфер, и специфике организации общения с этими детьми. Эти знания важны для студентов, так как в ДОЛ отдыхают дети из коррекционных школ, требующие особого подхода.
В рамках семинарских занятий проходят встречи-беседы студентов с администрацией детских оздоровительных лагерей, с медицинским работником по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, с руководителями практики, непосредственно работающими со студентами в летний период, которые знакомят студентов с программой работы в ДОЛ, с особенностями разных периодов смены.
В 2014 году колледжем была приглашена зав. кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ДПО «Нижегородского института развития образования» Еделева Елена Гурьевна, которая в рамках семинарских занятий провела подготовку студентов по теме «Игровые коммуникативные технологии в работе с детьми».
Допуск студентов к практике и выдача направлений на летнюю практику осуществляется по окончании семинара при выполнении следующих условий:
-выполнение учебного плана по теоретической подготовке;
-выполнение учебного плана по педагогической практике;
-отметка о допуске к работе в личной медицинской книжке.
Следующий этап – исполнительский (основной)
Непосредственно в лагере студентами осуществляется планирование и реализация воспитательной работы с детьми. Осуществляется организационно-педагогическая работа (студенты знакомятся с условиями работы, правилами внутреннего трудового распорядка, традициями лагеря, знакомятся с составом отряда, составляют план работы отряда, формируют органы самоуправления и т.д.). В ходе работы студенты изучают специфику проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояние их здоровья.
В ДОЛ студенты организуют коллективную творческую деятельность по всем направлениям воспитания:
а) социально-нравственное воспитание детей и подростков: беседы о гуманизме, коллективизме, дружбе, товариществе, культуре поведения, чтение и обсуждение книг, кинофильмов, диспуты;
б) эстетическое воспитание: беседы об искусстве, конкурсы юных художников, чтецов, певцов, танцоров;
в) экологическое воспитание: сбор краеведческого материала для выставки, проведение дней леса, птиц, оборудование живого уголка, беседы об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов, выставки, конкурсы;
г) физическое и гигиеническое воспитание: спортивные соревнования, праздники, подвижные и спортивные игры, закаливание, плавание;
д) трудовое воспитание: работа по самообслуживанию, трудовые секции и т.д.
Также студенты участвуют в производственных совещаниях, педагогических советах, изучают и анализируют опыт работы лучших воспитателей и вожатых.
Следующий этап – Рефлексивный (заключительный), на котором происходит:
-сбор и анализ документации;
-организуется конференции по итогам летней практики;
-проводится производственное совещание с руководителями летней педагогической практики для подведения итогов.
Конференция по итогам летней практики проводится в форме конкурса вожатского мастерства.
Цели конкурса - содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала студентов.
Сценарий конференции включает в себя разнообразные задания: представление команд, самопрезентация, демонстрация сформированности профессиональных компетенций, представление портфолио вожатого, и др.
Завершается конференция награждением студентов, творчески работающих, успешно прошедших летнюю практику, благодарственными письмами и грамотами.
При выставлении итоговой оценки за летнюю педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом воспитательной работы, его активность, отношение к педагогической профессии, к детям, качество отчетной документации и срок ее предоставления руководителю.